Страховые взносы и пособия: год нынешний и грядущий...
Как обычно, внедрение новых правил налогообложения и исчисления сумм обязательных сборов и взносов не обходится без целого ряда проблем, и страховые взносы не исключение.
В этой статье мы расскажем о некоторых разъяснениях Минздравсоцразвития России в отношении порядка исчисления страховых взносов в 2010 году, а также об изменениях в системе исчисления страховых взносов и пособий на 2011 год - как уже гарантированных (в отношении которых уже приняты соответствующие федеральные законы), так и ожидаемых (по которым законопроекты еще находятся на рассмотрении).
Взносы-2010: очередные разъяснения Минздравсоцразвития
В течение года выходил целый ряд писем Минздравсоцразвития России, разъясняющих порядок исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Одним из наиболее обстоятельных и интересных писем за последнее время стало письмо от 05.08.2010 N 2519-19, в котором освещается целый ряд вопросов о порядке включения или невключения тех или иных выплат работникам в базу исчисления страховых взносов.
Общее правило
Главное правило, которое определяет порядок формирования базы для исчисления страховых взносов, записано в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ о страховых взносах. В ней определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Не подлежат обложению страховыми взносами только суммы, перечисленные в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Как неоднократно разъясняли специалисты Минздравсоцразвития в более ранних письмах, например в письме от 26.05.2010 N 1343-19, из этой нормы следует, что облагать страховыми взносами нужно все выплаты в пользу работников, производимые в рамках трудовых правоотношений с ними, независимо от того, предусмотрены эти выплаты трудовыми или коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя или нет. Тем более что в отличие от действовавшего ранее порядка формирования налоговой базы по ЕСН положения Закона N 212-ФЗ не увязывают возникновение объекта обложения страховыми взносами с учетом организацией выплат в пользу работников в целях налогообложения прибыли.
Так, в письме Минздравсоцразвития России от 12.08.2010 N 2622-19 в очередной раз подчеркивается, что организации должны облагать страховыми взносами выплачиваемые работникам вознаграждения в связи с праздничными и юбилейными датами, ведь эти выплаты производятся в рамках трудовых отношений. А вот со стоимости подарков работникам, вручаемых им по договорам дарения (ст. 572-574 Гражданского кодекса РФ), начислять страховые взносы не надо, ведь договор дарения в гражданском законодательстве относится к договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а выплаты по таким договорам, согласно ч. 3 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, не относятся к объекту обложения страховыми взносами.
Пособие по уходу за ребенком до трех лет
Первая выплата, на которую специалисты Минздравсоцразвития России обратили внимание в августовском письме, - это ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 рублей (плюс районный коэффициент), которая выплачивается матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с организациями и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан".
Поскольку эту выплату работодатель производит в силу обязательного предписания, закрепленного в Указе N 1110, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом или коллективном договорах, соглашении - то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, - сумму этой ежемесячной компенсационной выплаты не нужно признавать объектом обложения страховыми взносами.
Плата за обучение работников
Общее правило, установленное п. 12 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, гласит: не подлежат обложению страховыми взносами суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников.
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд, согласно статье 196 Трудового кодекса РФ, определяет работодатель. Именно он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Поэтому оплата обучения работника, проводимого по инициативе работодателя, с целью более эффективного выполнения им трудовых обязанностей вне зависимости от формы такого обучения не подлежит обложению страховыми взносами на основании статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
А вот если помимо стоимости обучения работодатель также перечисляет за работника в организацию, оказывающую образовательные услуги, членские взносы или суммы взносов за получение профессиональных аттестатов - например, когда работник аттестуется на профессионального бухгалтера, - такие взносы нельзя считать оплатой обучения работников, а следует признавать выплатой в пользу работников в рамках трудовых отношений с работодателем. И, следовательно, членские взносы и плата за аттестат подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Обучение в организации может быть оформлено посредством ученического договора. Причем такой договор может быть заключен с лицом, еще не являющимся работником организации. Право организации-работодателя заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение закреплено статьей 198 Трудового кодекса РФ. В таком случае нужно иметь в виду, что оплата обучения, производимая работодателем в рамках ученического договора, который не является трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ, оказание услуг, не облагается страховыми взносами.
Компенсация за жилье при переезде
Страховые взносы не начисляются на все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах норм), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Однако под действие данного подпункта не подпадает компенсация найма жилья, выплачиваемая работнику, переехавшему в другой город для работы в филиале организации. Ведь этой нормой предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами сумм возмещения расходов работника только по переезду.
Следовательно, суммы компенсации за жилье подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Выдача СИЗ и молока сверх норм
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ст. 221 ТК РФ), работникам должны бесплатно выдаваться прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
В частности, нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи утверждены постановлением Минтруда России от 04.07.2003 N 45. Поэтому на стоимость смывающих и обезвреживающих средств, выдаваемых работникам в порядке и в пределах норм, установленных этим постановлением, страховые взносы не начисляются. Если же работнику выдается больше положенного, стоимость средств, выданных сверх указанных норм, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
В отношении спецодежды, выдаваемой сверх норм, нужно учесть один важный нюанс. В случае если спецодежда выдается работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей во временное пользование, а не в собственность, ее стоимость не признается объектом обложения страховыми взносами, даже если спецодежда выдана сверх установленных норм.
На работах с вредными условиями труда работникам также выдается бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты (ст. 222 ТК РФ). Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н. В соответствии с пунктом 13 данных Норм при отсутствии у работодателя данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда или невыполнении им перечисленных в этом пункте требований сохраняется действовавший ранее порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.
Значит, согласно пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ страховые взносы не начисляются на стоимость молока, выдаваемого работникам, и компенсационные выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, в соответствии с нормами, утвержденными Приказом N 45н. А на стоимость молока сверх норм страховые взносы начисляются в общеустановленном порядке.
Оплата питания работников
Нередко организации, в том числе и образовательные учреждения, предусматривают бесплатное питание или частичную компенсацию стоимости питания для своих работников. Как правило, соответствующие положения включаются в коллективный договор.
По мнению специалистов Минздравсоцразвития России, толковать норму ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ нужно следующим образом: к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные коллективным договором.
А поскольку в статье 9 Закона N 212-ФЗ оплата стоимости питания прямо не поименована, это означает, что она подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Командировочные расходы
В своем письме специалисты Минздравсоцразвития России уточнили, что:
- расходы работника в командировке по оплате проезда на такси от аэропорта до гостиницы страховыми взносами не облагаются только в случае их экономического обоснования и документального подтверждения;
- то же самое требование распространяется и на случаи оплаты за один и тот же день командировки размещения командированного работника в двух отелях, находящихся в разных городах, - на оплату за одновременное размещение во втором отеле страховые взносы не будут начисляться только в случае экономического обоснования и документального подтверждения такого расхода;
- на стоимость проживания командированного работника в гостинице, цена номера в которой включает стоимость завтрака (подтверждаемая данными прайс-листа гостиницы), страховые взносы не начисляются.
Взносы-2011: грядут изменения
К сожалению, наше законодательство отличается нестабильностью: даже недавно принятые законы, не проработавшие и года, начинают изменять и дополнять. И Закон о страховых взносах не исключение. Рассмотрим два из уже принятых закона, которые вносят изменения в порядок исчисления страховых взносов в 2011 году.
Закон N 272-ФЗ
19 октября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 16.10.2010 N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
С этой даты применяются все положения этого закона, за исключением первого пункта первой статьи, который вступит в силу с 1 января 2011 года. А некоторые изменения, по сути, вводятся задним числом: действие новой редакции отдельных положений статьи 57 Закона N 212-ФЗ (п. 4 ч. 2, ч. 2.1-2.5) и пп. 4 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Изменения, применяемые задним числом
Правила, применяемые задним числом, предусмотрены для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны). Таковыми признаются российские организации:
- осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора;
- оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.
Таким организациям в 2010 году нужно уплачивать только взносы в ПФР по ставке 14%.
Однако, чтобы получить право на применение льготных тарифов, нужно выполнить условия, которые теперь прописаны в частях 2.1-2.5 статьи 57 Закона N 212-ФЗ. Для уже существующих организаций требования такие:
1) организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ;
2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по льготным тарифам страховых взносов, составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период (определяемых по данным налогового учета в соответствии со ст. 248 НК РФ);
3) средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев того же года составляет не менее 50 человек.
Если по итогам отчетного (расчетного) периода хотя бы одно из вышеуказанных условий будет не выполнено или если организация лишится государственной аккредитации, она автоматически потеряет право применять пониженные тарифы страховых взносов с начала того периода, в котором было выявлено несоответствие установленным условиям или аннулирована аккредитация.
Изменения, применяемые с 19 октября 2010 года
Для контроля за обоснованностью применения пониженных тарифов страховых взносов организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, а также хозяйственными обществами, созданными после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", предусмотрена схема взаимодействия налоговых органов и внебюджетных фондов.
Так, по запросу органов контроля за уплатой страховых взносов налоговые органы обязаны:
- предоставлять им информацию, необходимую для проверки соблюдения требований, установленных статьями 57 и 58 Закона N 212-ФЗ в отношении права данных организаций на применение пониженных тарифов (в электронной форме в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене);
- участвовать вместе с ними в выездных проверках, проводимых органами контроля за уплатой страховых взносов, в части контроля за соблюдением данных требований.
Что нового ожидать с 1 января 2011 года?
А теперь посмотрим, какие новшества будут применяться с 1 января 2011 года.
Во-первых, изменились формулировки в ч. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, посвященной индексации предельной величины базы для начисления страховых взносов. В прежней редакции речь шла о том, что Правительство РФ должно определять размер индексации. Теперь же прописано, что Правительство РФ будет определять и устанавливать размер предельной величины базы для начисления страховых взносов. Иными словами, в актах Правительства РФ будет указан не коэффициент индексации, а новое значение размера предельной величины базы для начисления страховых взносов. Причем ее размер будет округляться до полных тысяч рублей (сумма 500 рублей и более будет округляться до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей - отбрасываться).
Во-вторых, будет меняться распределение тарифов страховых взносов между федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования:
- в 2010 году взносы начислялись по тарифам 2,1% в федеральный фонд и 3% в территориальные фонды;
- с 1 января 2011 года взносы надо будет начислять по тарифам 3,1% в федеральный фонд и 2% в территориальные фонды;
- с 1 января 2012 года взносы будут производиться только в федеральный фонд обязательного медицинского страхования по тарифу 5,1%.
В-третьих, внесены изменения по "льготным" тарифам в статью 58 Закона N 212-ФЗ. Для некоторых "льготников" даже увеличен переходный период до 2019 года.
Перечень "льготников" пополнился двумя категориями, о которых уже упоминалось выше:
- хозяйственными обществами, созданными после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с Законом N 127-ФЗ и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Законом N 125-ФЗ, при условии, что они осуществляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности и применяют упрощенную систему налогообложения;
- организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий (при соблюдении условий, предусмотренных в пунктах 2.1 и 2.2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ).
Для этих двух категорий, а также для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, предусмотрены особые тарифы в рамках увеличенного переходного периода - на 2011 год, на период 2012-2017 годов, на 2018 и 2019 годы, зафиксированные в ч. 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Так, в 2011-2017 годах им нужно будет платить по таким тарифам:
- в Пенсионный фонд РФ - 8%;
- ФСС РФ - 2%;
- федеральный фонд обязательного медицинского страхования: в 2011 году - по тарифу 2%, а с 2012 года - по тарифу 4%;
- в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2011 году - по тарифу 2%, а с 2012 года взносы в эти фонды производиться не будут.
Соответственно, и в Законе N 167-ФЗ для этих трех групп "льготников" прописаны тарифы взносов в ПФР с учетом распределения на страховую и накопительную части пенсии.
Для остальных категорий "льготников" переходный период остается прежним - с 2011 по 2014 года да и общая ставка по большому счету не изменилась, разница лишь в том, что с 2012 года все взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются только в федеральный фонд, в связи с чем тариф по данному фонду увеличивается.
Выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2011-2019 годах в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов ряду плательщиков страховых взносов будут компенсироваться за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам ПФР, ФСС РФ и ФФОМС. Объем такой компенсации будет определяться как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить эти плательщики страховых взносов в соответствии с "общими" тарифами, установленными ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими по "льготным" тарифам. Компенсация будет устанавливаться на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Инновационный центр "Сколково"
Некоторые изменения в Закон N 212-ФЗ были внесены и Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".
В соответствии с добавляемой с 1 января 2011 года статьей 58.1 Закона N 212-ФЗ организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", в случае установления налоговым органом соответствия критериям, указанным в статье 145.1 Налогового кодекса РФ, в течение десяти лет со дня получения ими статуса участников проекта должны будут платить только взносы в Пенсионный фонд РФ по ставке 14%.
Если же такая организация утратит статус участника проекта или если налоговым органом будет установлено несоответствие участника проекта критериям, указанным в статье 145.1 НК РФ, организации придется восстанавливать сумму страховых взносов за соответствующий период и уплачивать их во все фонды в установленном порядке, и с нее также будут взысканы соответствующие пени.
Пособия-2011: покой нам только снится...
Ну и в заключение остановимся на еще одной животрепещущей теме - грядущих изменениях в порядке исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Сразу оговоримся: фактические изменения законодательства пока затрагивают только "сколковцев", а законопроект о внесении существенных изменений в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ, которые затронут всех, на момент подготовки данной статьи прошел пока только первое чтение в Государственной Думе. Однако мы считаем необходимым обратить внимание читателей на грядущие изменения, хотя, конечно, нужно будет продолжать следить за судьбой этого законопроекта, и не факт, что в конечном счете он будет принят именно в том виде, в каком он существует сейчас. Поэтому, когда изменения будут официально приняты, мы вновь вернемся к этой теме.
Про "Сколково" уже все решено
Тем же Законом N 243-ФЗ, принятым в связи с формированием нормативной базы об инновационном центре "Сколково", были внесены изменения в статью 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Теперь эта статья дополнена частью 7, в соответствии с которой средства на выплату страхового обеспечения - за исключением выплаты пособия по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травм за первые два дня временной нетрудоспособности - гражданам, которые работают по трудовым договорам, заключенным с организациями, получившими статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", и в отношении которых налоговым органом установлено соответствие критериям, указанным в статье 145.1 НК РФ, будут выделяться таким организациям территориальными органами страховщика в порядке, установленном частями 3-6 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, по месту их регистрации в качестве страхователей.
Эта норма была включена в связи с тем, что такие организации, как мы уже отметили выше, в течение десяти лет с момента получения ими статуса участника проекта не уплачивают страховые взносы в ФСС РФ.
Напомним про предельный размер
Начиная с 1 января 2010 года максимальная величина пособий "привязана" к предельной величине базы для начисления страховых взносов, устанавливаемой в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ.
Значит, с 1 января 2011 года максимальный лимит пособий изменится. Нужно будет следить за решениями Правительства РФ по этому вопросу.
Проект изменений в Закон N 255-ФЗ: неужели примут?
Ну и наконец мы подошли к самому больному вопросу.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2010 N 1637-р на рассмотрение в Государственную Думу РФ был внесен проект Федерального закона N 433100-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившим силу п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". В первом чтении он был рассмотрен 20 октября.
Суть основных изменений, предлагаемых в данном проекте, сводится к следующему:
1) в перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, планируется включить лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа (с 2013 года);
2) предусматривается увеличение периода временной нетрудоспособности, оплачиваемого работодателем, до трех дней (то есть ФСС РФ будет оплачивать больничные только с четвертого дня);
3) предусматривается изменение стажевых периодов по установлению процентных размеров пособия по временной нетрудоспособности от средней заработной платы - если новые правила будут приняты, стопроцентный больничный будет выплачиваться только при страховом стаже свыше 15 лет. При этом застрахованному лицу пособие будет выплачиваться:
- при страховом стаже до 8 лет в размере 60% среднего заработка,
- при страховом стаже от 8 до 15 лет - 80% среднего заработка;
4) средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в соответствии с проектом предлагается определять исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления соответствующих страховых случаев, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у предыдущего страхователя (предыдущих страхователей). При этом в расчет заработка предлагается включать все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, на которые были начислены страховые взносы;
5) для этих целей предполагается, что предыдущий работодатель (страхователь) должен будет выдавать бывшему работнику (застрахованному лицу) справку о сумме заработка за два предшествующих календарных года, на который были начислены страховые взносы (справку работник должен будет предъявить по нынешнему месту работы для начисления ему пособия);
6) только в случае, если застрахованное лицо не имело заработка за два календарных годах предшествующие году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого будут исчисляться пособия, будет приниматься равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Все это подается под видом "оптимизации расходов и обеспечения сбалансированности бюджета ФСС РФ".
Казалось бы, хотя бы первый пункт - о включении в число лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, - является благоприятным для рядовых граждан.
Но и тут не все так просто - в связи с их включением в этот круг одновременно предлагается начать взимать страховые взносы в ФСС РФ с вознаграждений по таким договорам (в том числе и по авторским договорам). Так что в случае принятия этих норм у организаций и индивидуальных предпринимателей, заключающих подобные договоры с физическими лицами, увеличится база для исчисления страховых взносов в ФСС РФ. Разработчики проекта утверждают, что реализация их предложений позволит унифицировать базу для начисления страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды, что в свою очередь в дальнейшем позволит исчислять пособия на основе сведений индивидуального персонифицированного учета, имеющихся у ПФР.
И еще один немаловажный нюанс - включить указанных лиц в число застрахованных предлагается лишь с 1 января 2013 года, в то время как обязать страхователей уплачивать взносы в ФСС РФ по гражданско-правовым и авторским договорам планируют уже с 1 января 2011 года. Аргументируют это тем, что расчет пособий согласно проекту будет осуществляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страховых случаев. То есть для того, чтобы платить больничные и декретные, надо сначала два года повзимать со страхователей взносы...
Про остальные положения вообще сложно сказать что-либо положительное. Увеличение стажевых порогов ударит прежде всего по молодым работникам и, в частности, по молодым мамам, которым будет невыгодно сидеть на больничном с детьми. Да и больничные, скорее всего, будут брать меньше - и, значит, болеть будут на работе со всеми вытекающими последствиями: какая производительность у больного человека, еще и заражающего окружающих, да и о каком здоровье можно будет говорить в дальнейшем, если все болезни будут переноситься на ногах и перерастать в хронические?
А увеличение периода для расчета среднего заработка до двух лет позволит ФСС РФ существенно снизить размеры возмещаемых пособий - тем более что последние два года были кризисными, и, пожалуй, у подавляющего большинства работников заработки в этот период были, мягко говоря, невысокими. Да и получить справку о доходах у бывших работодателей (для тех, кто в 2009-2010 годах менял место работы) может быть тоже проблематично - а вдруг это предприятие уже обанкротилось, не говоря уже о случаях, когда работник раньше трудился у частного предпринимателя, который мог все бросить и уехать или даже умереть...
Пока это законопроект, а не официальные указания к действию. Но поскольку его планируется принять до 1 января 2011 года, будем следить за продвижением этого законопроекта, и, как только он станет законом, мы вновь вернемся к теме исчисления пособий и поговорим более предметно о том, что к тому времени уже будет свершившимся фактом.
М.Л. Аникина,
консультант-эксперт Издательского Дома
"Советник бухгалтера"
"Советник в сфере образования", N 6, ноябрь-декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник в сфере образования"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24681 от 16 июня 2006 г.
Ранее издавался под названием: "Советник бухгалтера в сфере образования и науки"
Учредитель: ООО "Издательский Дом "Советник бухгалтера"
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95