Порядок формирования государственного задания в 2011 году
Государственное (муниципальное) задание - это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (ст. 6 БК РФ). Требования к содержанию, порядку формирования и финансовому обеспечению выполнения государственного (муниципального) задания установлены ст. 69.2 БК РФ. В настоящей статье речь пойдет о порядке формирования государственного задания в отношении федеральных учреждений силовых министерств и ведомств в 2011 году, а также о финансовом обеспечении его выполнения.
О статье 69.2 БК РФ
Ни для кого не секрет, что с 2005 года в нашей стране проводится бюджетная реформа. Так вот на одном из ее этапов Федеральным законом N 63-ФЗ*(1) Бюджетный кодекс и был дополнен ст. 69.2 "Государственное (муниципальное) задание" (вступила в силу 01.01.2009). В ней законодатели определили состав показателей государственного (муниципального) задания, распределили между органами власти различных уровней полномочия по установлению порядка его формирования, привели источники использования показателей и требования к порядку формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания.
В 2010 году в рамках дальнейшей реализации бюджетной реформы принят Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ). Согласно данному закону с 01.01.2011 планируется изменить правовой статус всех государственных (муниципальных) учреждений путем их преобразования в казенные, бюджетные нового типа или автономные учреждения. Что касается федеральных учреждений силовых министерств и ведомств, они в соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ должны перейти в статус казенных.
Федеральным законом N 83-ФЗ в ст. 69.2 БК РФ внесены продиктованные временем поправки*(2), которые затронули большую часть ее норм.
В связи с тем, что в данной статье мы будет знакомить читателей с порядком формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в 2011 году, а также учитывая тот факт, что учреждения силовых министерств и ведомств со следующего года станут казенными, далее по тексту нормы ст. 69.2 БК РФ будем приводить в редакции Федерального закона N 83-ФЗ и только в отношении федеральных казенных учреждений.
Требования к содержанию государственного задания
Согласно п. 1 ст. 69.2 БК РФ государственное задание федерального учреждения на 2011 год должно содержать:
- показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ);
- порядок контроля за исполнением государственного задания (в том числе условия и порядок его досрочного прекращения);
- требования к отчетности об исполнении государственного задания.
Вместе с этим при оказании государственных услуг физическим и юридическим лицам государственное задание должно содержать:
- категории физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
- порядок оказания соответствующих услуг;
- предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ.
Анализируя состав показателей государственного задания можно отметить, что в бюджетном законодательстве установлена связь между финансовым обеспечением учреждений и качеством (результатом) их работы, что, по мнению автора, может служить мотивацией к эффективному использованию бюджетных ресурсов и повышению качества оказываемых ими государственных услуг.
К сведению. Ранее в государственное задание необходимо было также включать выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения задания.
Показатели государственного задания федерального учреждения используются при составлении проекта федерального бюджета для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также при составлении бюджетной сметы казенного учреждения (п. 2 ст. 69.2 БК РФ).
Требования к порядку формирования государственного задания
Порядок формирования государственного задания на оказание в 2011 году государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных учреждений, как и ранее, определяет Правительство РФ с одним лишь уточнением: государственное задание формируется (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета) в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год - на один год, в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период - на три года (п. 3 ст. 69.2 БК РФ).
Финансовое обеспечение его выполнения осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (п. 4 ст. 69.2 БК РФ).
Во исполнение приведенных норм Правительство РФ разработало Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, которое утверждено Постановлением от 02.09.2010 N 671 (далее - Порядок формирования государственного задания и Постановление N 671). Постановление начнет действовать 01.01.2011, за исключением отдельных его положений, для которых установлены иные сроки. В частности, п. 2-7 Постановления N 671 применяются со дня его официального опубликования - 13.09.2010.
К сведению. Ранее в соответствии со старой редакцией п. 3 и 4 ст. 69.2 БК РФ Правительство РФ приняло Положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями", утвержденное Постановлением от 28.12.2008 N 1065. Установленный данным документом порядок формирования государственного задания действует с 15.05.2009 по 31.12.2010.
Организационные мероприятия по формированию государственного задания
Мероприятия по формированию государственного задания условно можно подразделить на три этапа.
Первый этап. Работа над государственным заданием начинается с составления и утверждения перечней государственных услуг (работ). В этих целях Постановлением N 671 утверждены:
- форма ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти (государственных органов) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее - ведомственный перечень государственных услуг);
- форма базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в установленной сфере деятельности (далее - базовый перечень государственных услуг).
Базовые перечни государственных услуг в установленной форме утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Ведомственные перечни государственных услуг в отношении казенных учреждений утверждаются в установленной форме главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся указанные учреждения (далее - главные распорядители, в ведении которых находятся казенные учреждения). При этом показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней (п. 3-5 Постановления N 671).
Второй этап. В состав ведомственного перечня государственных услуг включен показатель "Требования к качеству государственной услуги". В связи с этим на втором этапе определяются показатели объема и качества государственной услуги (в случае принятия решения об их установлении). То есть на данном этапе утверждаются административные регламенты исполнения государственной услуги (функции).
Примечание. Ведомственные и базовые перечни государственных услуг после их утверждения должны быть размещены в сети Интернет на официальных сайтах (п. 3 и 4 Постановления N 671).
В соответствии с п. 6 Постановления N 671 перечни показателей качества государственной услуги утверждают главные распорядители, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Согласование указанного перечня не требуется только в случае, если показатели качества государственной услуги совпадают с показателями, установленными для соответствующей государственной услуги базовым перечнем.
Приведем в таблице некоторые государственные услуги (функции), предоставляемые (исполняемые) физическим и юридическим лицам, из ведомственных перечней ФМС и МЧС*(3).
N п/п* | Наименование государственной услуги | Категории потребителей государственной услуги | Перечень и единицы измерения показателей объема (состава) государственной услуги | Основные требования к качеству государственной услуги | Реквизиты нормативно-правового акта об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции или стандарты предоставления государственной услуги |
Государственные услуги, предоставляемые МЧС | |||||
1 | Проведение аттестации судоводителей на право управления маломерными судами | Юридические и физические лица | Количество выданных удостоверений на право управления маломерным судном (ед.) | Раздел II Административного регламента | Приказ МЧС РФ от 19.05.2009 N 305 (далее - Приказ МЧС РФ N 305) |
2 | Проведение технического освидетельствования маломерных судов | Юридические и физические лица | 1. Количество выданных технических талонов на годность к плаванию маломерного судна (ед.) 2. Количество выданных актов технического освидетельствования маломерного судна (ед.) | Раздел II Административного регламента | Приказ МЧС РФ N 305 |
3 | Проведение государственной регистрации маломерных судов | Юридические и физические лица | Количество выданных судовых билетов маломерного судна (ед.) | Раздел II Административного регламента | Приказ МЧС РФ N 305 |
4 | Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности | Юридические и физические лица | Количество выданных лицензий (ед.) | Пункт 2 Административного регламента | Приказ МЧС РФ от 20.10.2008 N 627 |
Государственные услуги, предоставляемые ФМС | |||||
1 | Выдача (замена) и учет паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ | Граждане РФ | Количество выданных паспортов (шт.) | Раздел II Административного регламента | Приказ ФМС РФ от 07.12.2009 N 339 |
4 | Организация и ведение адресно-справочной работы | Органы государственной власти, местного самоуправления, юридические и физические лица, общественные объединения | Количество поданных запросов (шт.) | Раздел II Административного регламента | Приказ ФМС РФ от 29.10.2007 N 422 |
8 | Оформление и выдача приглашений на въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства | Граждане РФ, органы местного самоуправления, юридические лица | Количество оформленных приглашений (шт.) | Раздел II Административного регламента | Приказ ФМС РФ от 06.06.2008 N 142 |
15 | Рассмотрение обращений граждан | Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства | Количество рассмотренных обращений (заявлений, предложений, жалоб) (шт.) | Приказ ФМС РФ от 08.06.2009 N 138 | |
* Нумерация государственных услуг приведена в соответствии с нормативным документом. |
Третий этап. На последнем этапе организационных мероприятий осуществляется процесс формирования, финансового обеспечения и контроля за выполнением государственного задания. Организуется взаимодействие главных распорядителей, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, с соответствующими федеральными учреждениями.
Формирование государственного задания
Государственное задание федерального казенного учреждения формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами, в порядке, установленном Положением N 671. Перечень учреждений, переходящих в статус казенных, определяется правовыми актами главных распорядителей, в ведении которых находятся учреждения (п. 1 Порядка формирования государственного задания).
В отношении федеральных казенных учреждений государственное задание формируется главными распорядителями, в ведении которых они находятся, при установлении федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Оформляется оно по форме, предусмотренной в приложении к Положению N 671 (п. 3 Порядка формирования государственного задания).
Государственное задание формируется на основании ведомственного перечня государственных услуг и показателей качества государственных услуг (при их установлении), утвержденных главным распорядителем, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения. Финансовое обеспечение его выполнения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели. При внесении изменений в нормативно-правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, а также при изменении размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для финансового обеспечения его выполнения, в государственное задание могут быть внесены изменения. Эти изменения утверждаются главным распорядителем, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения (п. 4-6 Порядка формирования государственного задания).
Финансовое обеспечение государственного задания
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели, и согласно показателям бюджетной сметы этого учреждения (п. 6 и 7 Порядка формирования государственного задания).
Главные распорядители, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, при определении показателей бюджетной сметы вправе использовать нормативные затраты на оказание соответствующих государственных услуг и нормативные затраты на содержание имущества, переданного на праве оперативного управления казенному учреждению. Причем порядок определения этих затрат устанавливается главными распорядителями, в ведении которых находятся указанные выше учреждения, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 8 Порядка формирования государственного задания).
Контролируют выполнение казенными учреждениями установленных им государственных заданий также главные распорядители, в ведении которых данные учреждения находятся (п. 16 Порядка формирования государственного задания).
Обратите внимание! В соответствии с п. 2 Постановления N 671 утверждены:
- Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений (Приказ Минфина РФ и Минэкономразвития РФ от 29.10.2010 N 137н/527);
- Методические рекомендации по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением (Приказ Минфина РФ и Минэкономразвития РФ от 29.10.2010 N 136н/526).
Государственные задания (за исключением содержащихся в них сведений, отнесенных к государственной тайне*(4)) размещаются органами Федерального казначейства в сети Интернет на официальном сайте на основании информации, предоставляемой им в установленном Минфином порядке федеральными казенными учреждениями. Кроме того, государственные задания и отчеты об их исполнении (за исключением содержащихся в них сведений, отнесенных к государственной тайне) могут быть размещены на официальных сайтах главных распорядителей, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения (п. 18 Порядка формирования государственного задания).
В. Лахматова,
главный редактор журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".
*(2) Вступают в силу 01.01.2011.
*(3) Перечень государственных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) Федеральной миграционной службой, утв. Приказом ФМС РФ от 14.10.2009 N 241 (в редакции Приказа ФМС РФ от 30.04.2010 N 106). Перечень государственных услуг, оказываемых Министерством Российской Федерации, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий физическим и (или) юридическим лицам размещен на официальном сайте МЧС в разделе "Государственные услуги".
*(4) Перечни сведений, составляющих государственную тайну, приведены в ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и приложении к Указу Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"