Порядок исполнения судебных актов бюджетными и казенными учреждениями: есть ли разница?
В 2011 году многие государственные (муниципальные) учреждения обретут новый статус. Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 N 83-ФЗ бюджетные учреждения будут преобразованы в казенные, автономные учреждения либо в бюджетные учреждения нового типа. В связи с этим изменится и порядок исполнения судебных актов государственными (муниципальными) учреждениями.
Рассмотрим такой порядок на примере бюджетных и казенных учреждений.
Казенные учреждения: субсидиарная ответственность собственника
Напомним, что казенное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, созданное публично-правовым образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности средств субсидиарную ответственность несет собственник его имущества. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. 8 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).
С 2011 года казенное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в порядке, установленном главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Закона N 83-ФЗ).
Обратите внимание, что средства, получаемые казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, перечисляются в доход соответствующего бюджета и не поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. В связи с этим в статьи 242.3-242.5 БК РФ, регламентирующие порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внесены некоторые изменения.
Во-первых, в этих статьях слова "бюджетные учреждения" заменены на "казенные учреждения". Во-вторых, обращение взыскания будет производиться на средства соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Это вполне логично, так как все средства, получаемые казенными учреждениями от осуществления приносящей доход деятельности, являются неналоговыми доходами бюджета.
Положение о том, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, из статей 242.3-242.5 БК РФ исключается.
Такое исключение было сделано в связи с тем, что, согласно Закону N 83-ФЗ, казенное учреждение не будет иметь лицевой счет для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, поскольку даже если такое учреждение и будет заниматься указанной деятельностью, то все доходы от нее будут поступать непосредственно в соответствующий бюджет.
В то же время, согласно ч. 7 ст. 33 Закона N 83-ФЗ, положения о зачислении в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности будут применяться только с 1 января 2012 года.
Поэтому в настоящее время не ясно, с какого счета должник должен оплачивать исполнительный документ, если его задолженность образовалась в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В целом механизм исполнения судебных актов казенными учреждениями остается таким же, как и действующий в настоящее время механизм исполнения судебных актов по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
Этот механизм вступит в силу с 1 января 2011 года.
В Таблице N 1 проанализированы особенности исполнения судебных актов казенными и бюджетными учреждениями "нового" типа.
Таблица N 1
Сравнительная характеристика порядков исполнения судебных актов казенными и бюджетными учреждениями
Критерий сравнения | Казенные учреждения | Бюджетные учреждения |
Документ, которым установлен порядок исполнения судебных актов | Глава 24.1 БК РФ в редакции Закона N 83-ФЗ | Часть 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ |
Документы, предъявляемые в ОФК вместе с исполнительным листом | - надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист; - заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя | Заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя |
Основание для возврата взыскателю | - непредставление какого-либо документа; - несоответствие документов требованиям, установленным законодательством РФ; - нарушение установленного законодательством РФ срока предъявления исполнительного документа к исполнению; - представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа | - непредставление какого-либо документа; - несоответствие документов требованиям, установленным законодательством РФ; - отсутствие лицевого счета бюджетного учреждения в органе Федерального казначейства, в который предъявлен исполнительный документ; - отсутствие в исполнительном документе фиксированных денежных сумм, подлежащих взысканию (денежных сумм, по которым не требуется текущий либо последующий расчет при исполнении исполнительного документа); - указание в исполнительном документе денежных средств, подлежащих взысканию в иностранной валюте; - неверное указание в заявлении реквизитов банковского счета взыскателя |
Срок проверки предъявленных документов | Не позднее 5 рабочих дней после получения исполнительного документа | |
Срок предоставления должником документов по оплате задолженности по исполнительному листу | В течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа | В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа |
Документы, предъявляемые должником для оплаты исполнительного документа | - информация об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации; - платежный документ в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на лицевом счете, по соответствующим кодам бюджетной классификации | Платежный документ на перечисление средств для исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете должника. Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе |
При недостаточности средств на оплату исполнительного документа | Должник направляет главному распорядителю (распорядителю), в ведении которого он находится, запрос-требование | Нет субсидиарной ответственности |
Срок предоставления должником платежного документа при поступлении средств | Не позднее следующего рабочего дня после дня получения лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации | Не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника |
Вынесение Уведомления о приостановлении операций | При нарушении требований орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника | |
Периодические выплаты по исполнительному листу | Одновременно с платежным документом предоставляется информация о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу | |
При неисполнении исполнительного документа в течение трех месяцев со дня поступления | - ОФК приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника; - ОФК в течение 10 дней информирует об этом взыскателя | Исполнение исполнительного документа производится путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" |
Бюджетные учреждения нового типа: собственник уже ни при чем...
Бюджетным учреждением является некоммерческая организация, созданная публично-правовым образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного имущества и средств собственника. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственность по обязательствам бюджетного учреждения.
Порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в порядке, установленном п. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ.
Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (далее - должник) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности, удостоверяющей полномочия представителя.
Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с необходимыми документами в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, то есть в тот орган Казначейства, где обслуживается должник.
Обратите внимание, что Казначейство не позднее 5 рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя.
В свою очередь бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в Казначейство платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
При нарушении бюджетным учреждением - должником указанных требований орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев исполнение исполнительного документа производится путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
К сведению. Исполнение судебных актов в текущем году
В письме от 30.08.2010 N 02-03-07/3312 Минфин России указал, что взыскание с получателей средств федерального бюджета исполнительского сбора осуществляется только на основании судебных актов. В отношении порядка добровольного исполнения постановления о взыскании ведомство рекомендует руководствоваться его письмом от 23.04.2009 N 08-04-05/654 (доведено письмом Федерального казначейства от 09.09.2010 N 42-7.4-05/9.3-583).
Обратите внимание на письмо Казначейства России от 21.09.2010 N 42-7.4-05/9.3-611 в котором сказано, что отсутствие штампа "Копия" в правом верхнем углу каждой страницы судебного акта при его надлежащем заверении на последней странице, а также отсутствие на заверенной копии судебного акта сведений о вступлении его в законную силу не являются основанием для возврата исполнительного документа.
Е.А. Назарова,
экономист
"Советник бухгалтера бюджетной сферы", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера бюджетной сферы"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-24680 от 15.06.2006 г.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы" зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций - свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
СМИ перерегистрировано в связи с изменением названия; в свидетельство о регистрации внесены уточнения в связи с изменением адреса редакции и юридического адреса учредителя 15 июня 2006 г.
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95