Репутация - залог успеха
В первую очередь учусь сам
Будучи преподавателем, в первую очередь я повышаю свое образование, будто я сам учусь. Для того чтобы подготовить курс и хорошо его прочитать, надо все переосмыслить, систематизировать и грамотно прописать. На лекциях я не запрещаю меня перебивать и задавать вопросы, и при этом я много узнаю о людях. Есть те, которые уже состоялись как предприниматели и топ-менеджеры, с большим опытом, они мне даже иногда подсказывают - "у меня было так и так, а надо было делать вот так и вот так...".
В свое время я участвовал в заседании государственной комиссии, которая выдает дипломы. Кроме того, у меня уже своих тридцать два человека защитили диплом. Из этих дипломов я узнавал много нового. Я смотрю с точки зрения моей сферы деятельности (покупка-продажа бизнеса, привлечение инвестиций, увеличение стоимости компании), какие новые методы появляются в управлении персоналом, какие есть новые стратегические инициативы, которые можно рассмотреть, матрицы...
И второе - преподавание повышает мои навыки общения с людьми, с большой аудиторией. Умение держать аудиторию очень полезно, ведь часто приходится выступать на семинарах и конференциях перед разными людьми.
Мои курсы
Уже пять лет я преподаю курс купли и продажи действующих предприятий, бизнеса. Это вообще мой конек, у меня есть мастер-класс "Искусство продажи бизнеса", на основании которого сделан курс для МВА. Курс специфичный, его больше никто не читает. И последние три с половиной года вместе с Глебом Ибрагимовым я веду курс "Предпринимательство".
Люди, которые приходят учиться, изначально практически не имеют представления о том, о чем я говорю. Я не знаю, почему некоторые выбирают специализацию "предпринимательство", хотя не являются действующими предпринимателями и, возможно, ни когда не будут заниматься бизнесом. А когда я начинал вести курс по купле-продаже бизнеса, мне практически не встречались люди, которые продавали или покупали долю своих компаний. Поэтому то, что я говорю, изначально для многих было открытием. Но сейчас уже приходит более подготовленная аудитория. Я часто публикуюсь, поэтому многие заранее ознакомлены с моим творчеством и могут задавать более каверзные вопросы.
На своих занятиях стараюсь давать как можно больше практики, рассказываю, что надо делать, что не надо. Тем не менее однажды я столкнулся с интересной проблемой. Слушатели группы, набранной в регионах, стали возмущаться, мол, им рассказывают о том, что никогда не пригодится. Просили меня давать больше теорий, цифр, формул, говорили, что кейсы им не нужны...
Кто учится на МВА
Людей, которые учатся для себя и за свои деньги, немного. В основном это серьезные мужчины или женщины (женщины почему-то чаще из регионов), которые уже состоялись как предприниматели и хотят увеличить кругозор, приобрести новые знания, знакомства. До кризиса было примерно поровну: люди, которые учатся на свои деньги и для себя; и люди, которых компании послали учиться "для корочки". А сейчас количество первых очень сильно упало. Такая ситуация связана с тем, что программа очень дорогая, полуторагодовой курс стоит 600 000 рублей - для многих это неподъемно.
Люди начинают задумываться, для чего они идут учиться. Если в бизнесе не очень хорошо идут дела, но при этом накоплены какие-то средства, то люди идут учиться, чтобы пересидеть это время, переждать, пережить. А так... кризис повлиял только на количество людей. Но оно восстановится, постепенно произойдет рост числа учащихся.
Молодежь преобладает. Причем много женщин, в некоторых группах больше половины. Недавно у меня защищала диплом девушка, которая работает секретарем в крупной компании. Ей ребята-экономисты написали диплом, свою четверку девушка получила - и все, у нее корочка. Многие молодые женщины идут учиться для того, чтоб просто сделать корочку за счет компании. С ребятами иначе, они чаще вкладывают свои деньги и больше думают о карьере.
Предпринимателей мало, процентов двадцать, остальные - наемные работники. Есть топ-менеджеры, которые желают прослушать курс предпринимателей. Допустим, начальник юридического департамента "Уралмаша". Зачем ей курс предпринимательства или управления стоимостью компании, если женщина - юрист? Тем не менее послали учиться. Или у меня была большая группа из энергетического комплекса, представители компаний из Красноярска, Хакасии, Челябинска, Москвы. В течение двух лет эти люди прошли все, у них волна такая была в корпорации, которая делилась, как РАО "ЕЭС". То ли деньги осваивали, то ли что...
Мне лучше работать с предпринимателями, они близки мне по духу. К тому же в них я вижу своих будущих партнеров. То, что я преподаю на МВА, среди предпринимателей считается круто: если ты востребован как преподаватель, да еще в одной из лучших бизнес-школ, значит у тебя и на работе все хорошо и ты специалист в своем деле.
Берут не всех
Обычно при поступлении на МВА нужно пройти тестирование и собеседование, а в некоторых бизнес-школах надо принести рекомендации двух предпринимателей.
Необходимо хорошее резюме, чтобы был хороший опыт работы. Требуется высокий уровень общих знаний, если он низкий или человек, например, пишет неграмотно, то могут отсеять.
Модульные программы
За последнее время у меня в два с половиной раза уменьшилось количество часов. Раньше были группы по десять-двенадцать человек. Разные группы соединили, их стало меньше в два с половиной раза, но по двадцать восемь человек.
Сейчас востребованы модульные программы. Особенно когда из регионов приезжают люди и обучаются в течение двух-трех недель без выходных. Такой формат востребован, он требует меньше денег и временных затрат.
У самых продвинутых предпринимателей также модульный курс, по выходным, который не отнимает большое количество рабочего времени.
Надо повышать качество
Бизнес-школ, которые работают по-настоящему, с хорошей программой, преподавателями, стажировкой на Западе, мало. Поэтому считается, что российское бизнес-образование - отсидел два года и получил корочку. Как это изменить? Повышать качество. Надо как-то аттестовывать бизнес-школы, проверять их со стороны государства. Есть совсем никакие школы, которые дипломы выдают за три месяца, дистанционно. Я этого не приемлю. Ко мне обращалась одна московская образовательная компания, и ее представители говорили: "Мы сейчас приедем, запишем на видео вашу лекцию и будем потом ее среди студентов дистанционно распространять". Я таких форм не понимаю.
Курьезы
На защите дипломов часто случаются курьезные случаи.
Дипломная работа должна быть в форме бизнес-проекта, и по нему оценивается, насколько человек усвоил знания и как умеет применять их на практике. Диплом принимают три преподавателя, потом они подписывают протокол, а в конце его подписывает председатель комиссии. Часто попадаются люди, которые у тебя не учились. И вот как-то попался заместитель руководителя московского департамента, человек занимается сдачей площадей в аренду предпринимателям. Он подготовил доклад о том, сколько было сдано помещении в аренду и как выросли поступления, т.е. просто взял в департаменте статистические данные. Мы посмотрели: 2005-й, 2006-й, 2007-й - постоянно растет аренда у предпринимателей. И мы сидим в комиссии, думаем: что делать с товарищем? Зря ставить ему хорошую оценку? Поставили тройку.
За тройку обижаются. Если хочешь получить более высокую оценку, нужно получить двойку, подавать на апелляцию и потом пересдавать. А апелляция только через полгода.
Еще один был случай. Защищает диплом молодой человек, который вообще неизвестно зачем пошел на МВА. Это бизнес-школа, это мастер делового администрирования, там и чиновники-то не должны учиться. Чтобы заниматься бизнесом, надо обладать определенным характером и складом ума. А этот - явный креативщик, пиарщик, рекламщик, человек, полный идей, не всегда адекватных, что-то сродни Артемию Лебедеву. Не помню, какая у этого студента была тема, но он на ста листах, с графиками и диаграммами, доказывал, что такой темы не существует. Какой-то философский трактат, заканчивающийся итогом: "Та тема, которую я выбрал, - ее нельзя было выбирать, потому что такого вообще не может быть". Мы думаем: что делать? И тут заходит председатель приемной комиссии, который обычно борется за объективность. Берет диплом, читает и говорит: "Этому студенту и его научному руководителю вообще надо ставить два. Но человек работал, эти сто листов - его мнение. Ставим пять".
Преподаватели
Когда-то я был на одном консалтинговом форуме. Тогда идея сколковской бизнес-школы только зарождалась. И там говорилось, "мы будем переманивать лучших преподавателей, и преподаватель в Сколково будет получать пять тысяч долларов в месяц". На что Сергей Филонович из Высшей школы экономики, декан, доктор физических наук, ответил, что "в нашей бизнес-школе получают больше, нашли чем удивить".
У нас среди преподавателей мало действующих предпринимателей - они не хотят и не умеют этого делать. Когда искали преподавателя на курс "Предпринимательство", предложили эту роль мне. Хотя я непосредственного отношения по роду деятельности именно к этому курсу не имею. Обращались к выпускникам ИБДА, но так и не смогли найти человека. Во-первых, этому нужно посвятить часть личного времени, во-вторых, надо уметь работать с аудиторией, а это не каждому дано.
Именно школа ИБДА была одной из первых в своем роде, она создавалась двадцать лет назад. И там были преподаватели еще с советских времен, они получили какую-то практику, их возили за границу, показывали, как там все делают...
Сейчас у тех преподавателей, которых я знаю, основная деятельность вне школы - это консалтинг: по персоналу, по маркетингу, по финансам. Кто-то параллельно аудитом занимается, еще чем-то. А тех, кто руководит собственной компанией и одновременно преподает на МВА, мало.
Я думаю, будут появляться молодые преподаватели из числа предпринимателей, куда деваться...
Для преподавателя важно в первую очередь обаяние. Кроме того, важен опыт и умение держать аудиторию.
Мне импонирует Глеб Эдуардович Ибрагимов, маркетолог, директор по развитию и очень креативный человек. Он умеет зажечь аудиторию, интересно донести до нее свои наработки.
Нравится Сергей Павлович Мясоедов, ректор ИБДА. Он очень хорошо читает курс, студенты его просто обожают.
Отмечу Михаила Анатольевича Портного, специалиста по финансовым и фондовым рынкам. Он у меня преподавал, когда я еще в МЭСИ учился. Многие преподаватели кочуют из вуза в вуз - где больше платят. И недавно я встречаю Михаила Анатольевича в ИБДА. М.А. Портному почти семьдесят лет, и даже в таком возрасте человек не потерял интерес к тому, чем занимается, что вокруг происходит. Михаил Анатольевич попросил мои статьи, чтобы иметь представление о ситуации на рынке купли-продажи бизнеса. Человек не стесняется что-то спросить у более молодого коллеги, поучиться.
Еще очень нравится Ирина Камильевна Макарова, она в магистратуре преподавала мне стратегическое управление персоналом. Опытный практик и замечательный преподаватель. У Ирины Камильевны есть собственные наработки по управлению человеческими ресурсами, и материал она преподносит доходчиво и внятно.
Учеба на Западе
Я всегда интересовался, почему и как у нас становятся предпринимателями. Я собираю такие истории, их у меня уже более тысячи. На первой встрече всегда спрашиваю клиента, кем он был раньше, какое у него образование, как он стал предпринимателем и т.д. С нашим МВА клиентов мало. И нередко, приезжая в крупные компании, я вижу молодых парней, получивших по два западных образования и уже дослужившихся до высоких должностей.
В 2004 году ко мне обратились люди по поводу продажи макаронной фабрики. Есть такой концерн "Черкизово". Это семейный бизнес выходцев из Закавказья, представителей небольшой, но древней этнической группы под названием таты. Старший из них, Игорь Бабаев, руководит концерном, другой брат - свиноводческим комплексом, у третьего - небольшое подсобное хозяйство в Луховицком районе. И вот сыну третьего брата, Андрею, главный Бабаев на 25-летие подарил макаронную фабрику за пять миллионов долларов. Купили линию по производству макарон класса А, установили, запустили, а продажу макарон организовать не смогли. Я тогда отказался с ними работать. Встретился с Бабаевым-младшим, и мне он показался этаким мальчиком-мажором. В 2008 году он опять обратился ко мне, после того как четыре года отучился в Америке, окончил там элитную бизнес-школу. Здесь у него теперь технопарк в Люберцах. Андрей стал взрослым, здраво рассуждающим человеком, вся прошлая спесь с него слетела. Он даже является членом Молодежной общественной палаты наряду с сыновьями спикеров Миронова и Грызлова.
Репутация - залог успеха
Я позиционирую себя как практикующий эксперт в области купли-продажи действующего бизнеса. Среди клиентов у меня довольно серьезные средние компании стоимостью от двух миллионов долларов и выше. И основная проблема заключается в том, что рынка купли-продажи до сих пор не создано, нет государственного регулирования и профессиональных ассоциаций. Рынок дискредитирован, трудно завоевать доверие людей. Моя деятельность - такая же доверительная услуга, как например, платное образование, где большую роль играет репутация образовательного учреждения, саморегулирующие организации и государственная поддержка в плане пропаганды. У нас, к сожалению, на рынке бизнес-брокериджа такого нет. И я не могу, например, страховать свою ответственность в организации, в которой можно было бы потом с меня спросить, а клиент, которому я оказал некачественную услугу, не может никуда обратиться. Поэтому стараюсь продвигать себя как специалиста, стараюсь много выступать, пишу статьи, зарабатывая тем самым репутацию. При этом нередко мои статьи крадут и публикуют под своими именами.
На главной странице нашего сайта помещены моя фотография и обращение. Наши специалисты представлены как конкретные люди, а не как некая абстрактная компания, в которой вам окажут услугу. Я не встречал ни одно такого сайта, в этом выигрыш. Люди, проходя по ссылке, видят первую страницу, а дальше читают сайт и принимают решение работать с нами.
Считается, что компании, поместившие объявления о продаже на множестве интернет-сайтов, тем самым снижают свою инвестиционную привлекательность. Я все больше убеждаюсь, что нужно искать покупателей по своим, проверенным каналам, предлагая объекты напрямую тем, кто может быть заинтересован в покупке. До них трудно "достучаться", но с годами становится все легче. Когда восемь лет назад я пришел в эту сферу, то не знал никого. Сейчас у меня есть своя база по отраслям: мебельной, косметической, мясной, полиграфической, кондитерской, телекоммуникационной... И есть человек десять в каждой отрасли, к которым я могу напрямую обратиться. Допустим, могу позвонить совладельцу кондитерско-булочного комбината "Черемушки" и сказать: "Сергей Анатольевич, у меня такое-то предприятие есть, посмотришь"? Поэтому я считаю, что любой специалист должен продвигать себя как специалиста, создавать и беречь репутацию. Репутационный риск - это то, что заставляет нас работать лучше.
Советы
Учиться никогда не поздно, учиться надо всегда. Не обязательно учиться на МВА, есть разные способы повышения уровня своего образования, вплоть до самообразования. Побольше амбициозности, стремления к карьерному росту. Не карьеризма, подсиживания, а именно здоровой амбициозности. Двигаться и не засиживаться на месте.
А.К. Москвич,
руководитель департамента бизнес-брокериджа
компании "Интелис" преподаватель ИБДА;
курсы "Управление стоимостью компании"
и "Предпринимательство"
"Управление персоналом", N 23, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.