"Автономный статус выводит в лидеры"
(интервью с Т.Г. Цыбиковым, Министром культуры Республики Бурятия)
Сфера культуры в Республике Бурятия (далее - РБ) оказалась впереди других по части перевода учреждений в автономию: изменение правового статуса затронуло учреждения всех направлений деятельности, в том числе библиотеки и музеи. В то же время и сами АУ культуры в развитии шагнули дальше своих коллег. Как считает Министр культуры Бурятии Т.Г. Цыбиков, основные их достижения - существенный рост внебюджетных доходов и расширение спектра услуг.
- Тимур Гомбожапович, как давно и насколько активно осуществляется переход учреждений культуры Бурятии в автономию?
- Республиканские учреждения культуры начали получать автономный статус в 2008 году. Первым стал Государственный республиканский центр эвенкийской культуры "Арун", созданный путем изменения типа существующего государственного учреждения. В настоящее время в Бурятии создано 62 АУ в сфере культуры, в том числе 13 республиканских (из 23 учреждений культуры республиканского уровня) и 49 муниципальных.
В автономию переведены две республиканские библиотеки, музей природы, колледж искусств и культуры, учебно-методический центр по образованию, филармония, бурятский драмтеатр, театр кукол, цирк, театр песни и танца, республиканский центр народного творчества, а также информационный центр. То есть этот процесс охватил учреждения всех направлений. На муниципальном уровне наиболее активная работа по переводу учреждений культуры в АУ ведется прежде всего в Улан-Удэ, Кабанском, Селенгинском районах республики. В основном новый статус получают детские школы искусств и клубы. И, безусловно, работа по созданию АУ будет продолжена как на республиканском, так и на муниципальном уровне.
- В каждом субъекте РФ обычно лидирует одна отрасль, в которой автономных учреждений создано больше, чем в других. Можно ли назвать таким лидером в Бурятии сферу культуры?
- Работа по переводу в автономию ведется во всех сферах, в которых это предусмотрено законодательством. Но отрасль культуры Бурятии в принципе можно назвать лидером по созданию АУ. В сфере социальной защиты населения (подведомственна Министерству социальной защиты населения РБ) из 23 республиканских учреждений в автономию переведены десять, в сфере образования, которую регулирует Министерство образования и науки РБ, из 56 бюджетных учреждений в форму АУ переведены два. В то же время из 23 учреждений культуры, подведомственных Минкультуры РБ, по состоянию на 1 октября 2010 года в АУ переведено 13 учреждений, а до конца текущего года будет проведена организационная работа по переводу в автономию еще двух бюджетных учреждений. Кроме того, сфера культуры стала лидером по переводу в автономию муниципальных учреждений.
- По итогам работы отрасли в 2009 году в Бурятии отмечался рост доходов учреждений культуры от оказания платных услуг. Была ли в этом заслуга АУ?
- Конечно, деятельность АУ повлияла на этот показатель. Темпы роста доходов и среднемесячной заработной платы в автономных учреждениях культуры значительно выше, чем в бюджетных. Так, объем платных услуг по итогам 2009 года у бюджетных учреждений вырос на 141%, в то время как у автономных учреждений - на 231%. Основную причину такого роста я вижу в том, что автономные учреждения культуры получили большую финансово-хозяйственную самостоятельность и, соответственно, сильнее заинтересованы в результатах своей деятельности. Эти учреждения сразу расширили перечень предоставляемых услуг. Более того, часть их доходов "вышла из тени".
Автономные учреждения направляют заработанные финансовые средства на реализацию собственных проектов и планов и прежде всего на увеличение зарплаты коллектива. Приведу такой пример: темп роста заработной платы в республиканских бюджетных учреждениях культуры за прошлый год составил лишь 118%, а в автономных учреждениях - 138%.
- Будет ли продолжена тенденция наращивания доходов подведомственных АУ в текущем году? По вашему мнению, эти учреждения научились самостоятельно зарабатывать и эффективно тратить?
- Да, мы прогнозируем дальнейшее увеличение доходов АУ. Только по итогам I полугодия 2010 года объемы платных услуг АУ выросли почти на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это наглядно демонстрирует: автономные учреждения культуры Бурятии, может быть, и не в полной мере научились самостоятельно зарабатывать, но они прикладывают значительные усилия для внедрения современных принципов менеджмента и маркетинга в своей деятельности и стремятся завоевать собственную нишу на рынке услуг. Что касается эффективности расходов, АУ выступают лидерами в отрасли культуры по проведению мероприятий по энергосбережению и сокращению других производственных издержек.
- Не пострадает ли основная деятельность АУ из-за того, что учреждения так много усилий направляют на увеличение внебюджетного дохода?
- Не должна пострадать. Министерство осуществляет жесткий контроль за исполнением показателей государственного задания. Его индикаторы, которые носят как количественный, так и качественный характер, нами четко отслеживаются. Более того, если АУ не в полном объеме выполнит госзадание по итогам девяти месяцев, сумма финансового обеспечения исполнения государственного задания будет уменьшена. А в этом, думается, учреждение никак не заинтересовано.
- Республика имеет опыт перевода в автономию таких учреждений, как библиотеки и музеи. Каковы результаты их деятельности? На каких дополнительных платных услугах они могут зарабатывать?
- В настоящее время у нас в республике действуют две библиотеки, переведенные в автономию: Республиканская детско-юношеская библиотека (с 1 апреля 2010 года) и Национальная библиотека Республики Бурятия (с 1 октября 2010 года). При этом названные учреждения получают соответствующее государственное задание и субсидию из республиканского бюджета. То есть право граждан на бесплатный доступ к информации, другие гарантии, установленные законодательством, не ущемляются. В то же время библиотеки получили возможность расширения спектра услуг, оказываемых населению. Например, активно внедряются услуги в области образования: уже сегодня в автономных библиотеках созданы группы кратковременного пребывания детей, курсы подготовки к ЕГЭ.
Перевод музеев в автономию также обусловлен необходимостью расширения спектра предоставляемых услуг, при этом выполнение основных целей, ради которых созданы подобные АУ, обеспечивается по-прежнему. У автономных музеев появляется возможность открывать точки питания, сувенирные и книжные киоски, что, согласитесь, очень важно при посещении таких учреждений. А ведь раньше в них невозможно было купить даже пакетик сока для ребенка.
- Расскажите о республиканском опыте реорганизации сети учреждений культуры. Что побудило министерство пойти на этот шаг? Как изменилась жизнь реорганизованных учреждений?
- В сфере культуры в последнее время действительно ведется активная работа по оптимизации сети подведомственных учреждений. Объединились юношеская и детская библиотеки; музыкальный колледж, специализированная детская школа искусств и колледж искусств и культуры; музей истории и художественный музей. В частности, при слиянии музеев мы решаем проблему недостатка экспозиционных площадей, при объединении образовательных учреждений смягчаем влияние на них демографической проблемы.
Все мероприятия по реорганизации сети подведомственных учреждений направлены прежде всего на их усиление, а также на поиск внутренних резервов для развития отрасли. Конечно, происходит сокращение штатов за счет административно-управленческого и хозяйственного персонала. Однако высвобожденные финансовые средства в полном объеме остаются в распоряжении учреждений и направляются либо на увеличение ставок по основному виду деятельности, либо просто на увеличение заработной платы.
Таким образом, значительного сокращения штатов автономных учреждений и изменений объемов финансирования все же не произошло. Более того, министерство на порядок увеличило финансирование расходов на коммунальные услуги и обеспечение охраны в учреждениях культуры - как автономных, так и бюджетных.
- Один из внутренних резервов развития любой организации - передача части функций на аутсорсинг. Насколько активно этот механизм используют подведомственные АУ?
- Внедрение механизма аутсорсинга стало одним из важнейших направлений реформирования отрасли. Оно предполагает вывод технического персонала из штата учреждений и передачу непрофильных функций организациям, управляющим компаниям, специализирующимся в данной области. По нашему мнению, сторонним организациям должны передаваться прежде всего функции по содержанию и обслуживанию зданий учреждений культуры.
В 2010 году апробацию этого механизма мы проводим на базе нового здания Государственного русского драматического театра им. Н.А. Бестужева. На первом этапе передаются на аутсорсинг инженерное оборудование, тепловые, вентиляционные, водопроводные и канализационные сети, системы противопожарной охраны и видеонаблюдения - технологическое оборудование, для обслуживания которого требуется высококвалифицированный персонал. В дальнейшем опыт применения механизма аутсорсинга будет распространяться и на другие учреждения культуры (прежде всего автономные).
- Как отслеживается эффективность деятельности АУ культуры и осуществляется контроль за расходованием средств, выделенных на выполнение госзадания?
- В сфере культуры и искусства РБ разработан полный пакет нормативных правовых актов. Постановлениями Правительства РБ утверждены перечень государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями*(1), методика расчета значений финансовых нормативов на оказание госуслуг и размера субсидий для финансового обеспечения госзадания*(2). Ведомственными приказами определен стандарт "Качество бюджетных услуг в области культуры и искусства"*(3), порядок проведения оценки эффективности и результативности бюджетных расходов*(4), повышения качества бюджетных услуг в сфере культуры и перечень показателей стандарта качества бюджетных услуг в области культуры*(5). Перечисленные нормативные акты позволяют осуществлять полный контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, выделяемых на выполнение государственного задания автономным учреждениям.
- Получен ли тот результат, который ожидался от перевода учреждений культуры в АУ?
- Мы достигли определенных успехов в плане роста собственных доходов АУ, а также размера среднемесячной заработной платы. Но о достижении основного результата, которого мы добиваемся при переводе бюджетных учреждений в автономию, - повышения качества представляемых услуг в сфере культуры - говорить, наверное, рано. Есть определенные позитивные сдвиги, но еще предстоит значительная работа в данном направлении. Это наша главная задача и приоритет деятельности на среднесрочный период.
- А как сами получатели услуг относятся к этому типу учреждений? Существует ли для них разница между автономным и бюджетным театром, библиотекой, музеем?
- Думаю, для реальных и потенциальных потребителей услуг в сфере культуры принципиальных отличий между учреждением до и после получения автономного статуса нет. Но потребители в полной мере могут оценить то, что автономные учреждения культуры значительно расширили спектр предоставляемых услуг.
Г.Г. Зайцева,
редактор журнала "Руководитель автономного учреждения"
"Руководитель автономного учреждения", N 12, декабрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление от 28.04.2009 N 149 "Об утверждении Перечня государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями за счет средств республиканского бюджета физическим и юридическим лицам".
*(2) Постановление от 29.05.2009 N 213 "Об утверждении методик расчета значений государственных минимальных финансовых нормативов на оказание государственных услуг государственными учреждениями за счет средств республиканского бюджета и размера субсидий для финансового обеспечения государственного задания на оказание государственных услуг, устанавливаемого для юридических лиц, не являющихся бюджетными учреждениями".
*(3) Утвержден Приказом Министерства культуры РБ от 10.07.2008 N 003-413.
*(4) Утвержден Приказом Министерства культуры РБ от 04.09.2009 N 003-424/1.
*(5) Утвержден Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РБ от 29.06.2007 N 003-000716.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"