Влияние государственной политики в области прав человека на развитие юридической педагогики в России
В российской культуре права человека не занимали значительного места, на протяжении многих десятилетий были недооценены и проигнорированы. Сегодня, несмотря на произошедшие перемены, в России отсутствует подлинное уважение к человеку и его правам и, главное, понимание того, что эти права означают и какова их ключевая роль. Тяжелая ситуация с правами человека, которая создалась в современной России, - это закономерный результат ее предшествующего исторического опыта.
Демократические преобразования начала 1990-х годов затронули и сферу государственной политики в области прав и свобод человека и гражданина. Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ 1993 г., в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. В частности, в мотивировочной части судебных постановлений российских судов на протяжении последних нескольких лет можно встретить ссылки на Всеобщую декларацию прав человека, не говоря уже о безоговорочном признании ее значения для права и науки. В Конституции РФ 1993 г. довольно обстоятельно и детально изложены все основные права и свободы человека и гражданина. При их четкой практической реализации Россия сможет претендовать на одно из самых свободных и социально защищенных положений личности в мире. Однако нынешняя российская действительность такова, что до полного осознания гражданами России своих конституционных прав и свобод, а тем более до их фактического осуществления весьма далеко.
Были приняты такие важные нормативные правовые акты, как:
- Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина";
- Федеральный закон от 4 ноября 1995 г. N 163-ФЗ "О ратификации Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека";
- Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней";
- Федеральный закон от 20 марта 2001 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод";
- Указ Президента РФ от 22 декабря 1999 г. N 1678 "О статусе Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека" и др.
Приведем следующие выводы относительно осуществления прав человека в России:
1. Массовое сознание воспринимает конституционные права и свободы личности преимущественно через призму патерналистских установок.
2. Существующая в массовом сознании иерархия конституционных прав и свобод в целом обратно пропорциональна степени удовлетворенности населения уровнем их реализации. Чем менее удовлетворена та или иная конкретная потребность, тем большее значение приобретает право, которое гарантирует ее удовлетворение.
3. Социальная значимость прав и свобод личности еще не осознана значительной частью населения. Вместе с тем молодежь, а также часть населения, которая связала себя с частным сектором экономики, в большей мере привержены демократическим ценностям.
4. Представления массового сознания о ценности прав и свобод личности являются важной характеристикой состояния современного российского общества, которое, с одной стороны, свидетельствует о чрезвычайной сложности "перестройки" менталитета советского человека, а с другой - о более высоком уровне правосознания тех социальных групп, которые лучше других адаптировались к условиям переходного периода, либо в меньшей степени отягощены стереотипами тоталитарной психологии.
Реформирование затронуло и сферу образования, в частности высшего профессионального образования. К 1992 г. доля государственного финансирования высшего образования, в том числе юридического, в России значительно сократилась, а вызванный кардинальным реформированием нашей страны кризис системы высшего образования, в частности юридического, потребовал серьезных, соответствующих новым российским реалиям мер реформирования отечественной системы высшего образования, включая сферу его финансирования.
Если до 1995 г. государственное финансирование осуществлялось в разрезе параграфов финансирования и статей расходов в соответствии с действовавшей тогда бюджетной классификацией*(1), то начиная с 1995 г. была введена в действие новая бюджетная классификация по видам расходов федерального бюджета, которая предусматривает деление на разделы, подразделы и целевые статьи по видам расходов*(2).
Внебюджетные средства (так обычно называют средства, получаемые образовательными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности этих учреждений) включают иные, не связанные с бюджетами средства, поступающие в образовательные учреждения.
Финансирование государственного сектора системы образования в России осуществляется на основе законодательства: Бюджетного кодекса РФ, Закона РФ "Об образовании", федеральных законов "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О федеральном бюджете" на соответствующий год. К основным направлениям финансирования отнесены: основная деятельность (текущее финансирование); инвестиции в развитие материально-технической базы; программы в области образования, утвержденные Правительством РФ (например, Федеральная программа развития образования).
Анализ правовых основ финансирования системы образования показывает, что основные методологические и организационные проблемы в этой области связаны как с разработкой и совершенствованием экономических нормативов финансирования системы образования, так и с организацией перехода на нормативное финансирование образовательных учреждений. Разрешение этих проблем требует пересмотра, разработки, апробации и утверждения нормативов финансирования всех видов образовательных учреждений по следующим статьям: зарплата, коммунальные платежи, текущие затраты на ведение учебного процесса, текущие затраты на содержание общежитий и объектов социальной сферы, стипендии, питание и вещевое довольствие. Успешное решение этой задачи связано с уточнением функций и полномочий органов государственного управления.
Понятно, что реформирование и демократические преобразования в стране потребовали изменения как самой педагогической системы юридического образования в высшей школе, так и методик преподавания юридических дисциплин студентам. Менялась страна, менялись и мы вместе с ней. Например, в условиях принятия демократической Конституции России 1993 г. и других прогрессивных законов и кодексов невозможно было преподавать конституционное (государственное) право с позиции монополии государственных интересов и верховенства Коммунистической партии Советского Союза. В российском праве появились новые понятия, такие, как "правовое государство", "права человека", "гражданское общество".
Стремительно менялась система ценностей - социальных, нравственных, правовых. И преподавание юридических дисциплин тоже должно было меняться (и оно менялось), однако для этого необходимо было "перестроить" мышление тех, кто преподавал студентам юридические науки (дисциплины), создать новые учебные пособия и учебники для того, чтобы начать формировать юридическое мировоззрение и передавать юридические знания и опыт новому поколению юристов.
Формирующаяся база современного российского законодательства позволила проводить научные исследования и обобщения, вырабатывать рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию и развитию, обобщать российскую судебную практику, сравнивая ее с зарубежной.
Известно, что общество таково, каковы его граждане. Оно может быть лучше, совершеннее только тогда, когда лучше и совершеннее формирует лучший тип личности.
За последние 20 лет в нашей стране произошли серьезнейшие изменения. Россия стремится стать открытым миру демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Эти процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию. На эти существенные изменения указывает одобренная Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Цель модернизации в этом документе определяется как создание механизма устойчивого развития системы образования, а в ряду общих тенденций мирового развития, обусловливающих необходимость обновления этой системы, упоминается:
- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что требует повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштаба межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения.
Роль образования в этих условиях состоит в:
- создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечении высокого качества жизни народа;
- укреплении демократического правового государства и развитии гражданского общества;
- кадровом обеспечении рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство;
- сохранении места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.
Цели образования как общественного явления обусловлены природой общества, в котором оно осуществляется. Исходя из конституционного определения нашей страны как демократического, правового государства, с республиканской формой правления и представлений об идеале гражданина такого государства, можем выделить конечную цель образования по отношению к каждому человеку. Смысл всего происходящего в образовании заключен в его гуманистической ориентации, воплощающей в этой социальной сфере принцип, провозглашенный Конституцией РФ демократической России: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2). Приоритет человеческого начала отражен в определении образования, содержащемся в Законе РФ об образовании. Первое место среди принципов, провозглашаемых данным Законом, занимают гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Для педагогики это означает переход от автократических установок на формирование людей как "исполнителей" к созданию условий для развития личности*(3).
Сфера гражданского общества включает в себя и реальную жизнь права в обществе, жизни и деятельности граждан. Жизнь права - это то, что обнаруживается в юридически значимом поведении людей, после того как оно прошло через их сознание. Создание правового государства не самоцель. Его предназначение - создание гражданского общества, члены которого, в том числе сотрудники государственных структур, живут и действуют в согласии с правовыми нормами общества, можно сказать, правового гражданского общества, общества, основанного на законе. Правовое государство сильно не только и не столько тем, что писаное право, система правовых норм и государственный аппарат отвечают формальным критериям правового государства, а тем, что общество, общественные отношения, жизнь и деятельность всех граждан постоянно и повсеместно соответствует идеалам прав и свобод, что они активные участники их реализации и защиты, в свою очередь надежно защищенные государством*(4).
В начале XXI в. в России одним из непременных условий совершенствования гражданского общества и правового государства является реформирование системы юридического образования. Определение перспектив развития юридического образования, создание современной системы юридического образования в России, дальнейшее развитие этой социально значимой сферы явилось предметом конференции, организованной в 2006 г. Ассоциацией юридических вузов.
Юридическому сообществу был предложен проект Программы развития юридического образования в Российской Федерации на 2006-2010 годы (далее - Программа), который получил его поддержку, а также был одобрен Федеральным агентством по образованию РФ. Программа ориентирована на обновление содержания и структуры юридического образования, на повышение его качества с учетом сложившихся традиций современного отечественного и зарубежного опыта, на обеспечение единства теоретического и практического обучения будущих специалистов. Реформирование системы образования на основе ценностей гуманизма, состязательности и мобильности, подготовка не узких специалистов, а специалистов-универсалов позволит решить многие стоящие перед современной Россией задачи.
Право - это форма меры свободы, прав и обязанностей. Именно право определяет меру дозволения, свободы, т.е. что можно и нужно делать в данной конкретной ситуации и чего нельзя делать, дабы не причинить вреда физическим и юридическим лицам, общественным или государственным интересам. Особенно важно то, что право содержит нормы-санкции, применяемые к правонарушителям. Оно основано на принципах добра, гуманизма, справедливости. Что же касается правового воспитания, это - основанная на принципах педагогики, целенаправленная, систематическая деятельность государства, его органов, общественных организаций, трудовых коллективов, должностных лиц и граждан по передаче юридического опыта от одного поколения другому, формирование и повышение уровня правосознания и правовой культуры населения, а также формирование у граждан позитивного отношения к праву, правосудию, законности, правопорядку*(5). Иными словами, под правовым воспитанием понимается целенаправленное и систематическое влияние на сознание, психологию людей с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения*(6) везде и всегда, при любых обстоятельствах.
Укрепление законности и правопорядка - глобальная задача всего общества, ибо проблемы, стоящие на пути ее решения, лежат в слабостях практически всех сфер - экономической, культурной, нравственной, государственного управления и др. Было время, когда считалось, что укрепление законности и правопорядка - это исключительная прерогатива права, рафинированная задача правоведов. Чем ближе к современности, чем суровее опыт крайностей и неудач в разрешении правовых проблем, тем больше понимание того, что создание правового государства и общества, основанного на праве, - это комплексная научная и практическая проблема. В разрешение проблемы укрепления законности и правопорядка включились и другие, помимо правоведов и юристов-практиков, специалисты. Возникли пограничные области научного знания: философия права, социология права, теория управления в сфере правопорядка, юридическая психология, судебная психиатрия и др. Однако такая многоотраслевая и практически ориентированная наука, как педагогика, имеющая свои интересы и богатые возможности в правовой сфере, пока мало используется для ответов на вызовы времени*(7).
Известно, что право не единственный регулятор общественной жизни. В своем поведении и отношениях граждане руководствуются и иными социальными нормами - идеологическими, культурными, моральными, религиозными, корпоративными, социально-психологическими (традиции, обычаи, мода, суеверия и др.). Они обнаруживают свое влияние и в сфере, регулируемой правом, и, тем более, в иных сферах.
Психологическое принятие тех или иных норм, ориентация своего поведения на них, в числе других причин, определяется уровнем воспитанности, образованности, культуры, социальной зрелости, нравственности народа, его социальных групп и отдельных граждан. Если это так, то законность и правопорядок неразрывно связаны с педагогической системой общества, успешностью и плодотворностью функционирования в нем институтов воспитания, образования, обучения и развития, оказывающих влияние на массовое и индивидуальное поведение граждан, понимающих или отрицающих значение право-послушного поведения и соответствующим образом относящихся к его нормам.
Игнорирование или недооценка педагогических факторов и условий в деятельности по укреплению правопорядка и законности, как верно отмечает A.M. Столяренко, неизбежно оборачивается нежелательным ростом и жизнеспособностью проявлений преступности, приносящей огромный урон обществу и людям*(8). По мере демократизации жизни общества все большую роль должно играть не насильственное принуждение граждан к уважению норм права, а правомерное поведение, обусловленное их воспитанностью, образованностью, обученностью и развитостью. Это означает, что роль педагогической системы общества, уровня и успешности педагогической работы в нем исторически возрастают. Борьба за законность и правопорядок, особенно теперь, - это борьба за умы людей, за их отношение к другим людям, человеческим и общественным ценностям, за их активную жизненную и правоутверждающую позицию. Фронт этой борьбы, образно говоря, проходит через умы и сердца людей. Победа - в торжестве разума и нравственности, гражданственности и культуры, образованности и цивилизованности. Победа в созидании, в правовом развитии, правовой культуре. Нужна борьба не с человеком, а за человека.
Очевидно, что полноценное решение задач невозможно без целеустремленных педагогических усилий, без использования возможностей педагогики. Историей доказана безуспешность попыток силой закона, только правотворчеством разрешать проблемы правопорядка ("правовой ригоризм"). Педагогически и психологически невозможно адаптировать граждан к неприемлемым для них законам. Недейственно и опасно также издание "прогрессивных" законов, не отвечающих психологическим и педагогическим реалиям, плохо учитывающих демократический и правовой опыт населения, уровень его правовой компетентности, воспитанности и развитости. Такие нормативные правовые акты не только обречены на бездействие, но и множат неуважение к правам, долгу, обязанностям. Лишь баланс между реальным уровнем развития населения, его правовой культуры и опыта, с одной стороны, и законодательством, правотворчеством, имеющим и упреждающе-развивающий характер, но не отрывающимся от реальностей, не забегающим слишком далеко вперед, - с другой, приводит к успеху. Закон силен, действует, если он исполняется, если он понят населением, принят умом и внутренне одобрен, охраняется им самим.
На государственном уровне необходим учет педагогических закономерностей, механизмов и феноменов, уровня образованности и культуры, правовой компетентности и воспитанности населения, реализуемый в педагогически корректной законотворческой политике и в высоком педагогическом качестве каждого правового установления, а на местах - педагогически грамотного муниципального, управленческого нормотворчества.
В 1990-х годах в России был внедрен механизм развития и саморазвития системы высшего профессионального образования. За последние 15 лет многое было сделано для того, чтобы высшее образование, в том числе юридическое, стало действенным фактором становления в России гражданского общества. Содержание образования стало вариативным. В настоящее время многие преподаватели работают не по утвержденным руководством методикам и планам преподавания, а по собственным авторским планам. Стремление к свободе и самостоятельности необратимо. По мнению В.В. Краевского, объективно назревшей необходимостью реформирования, или, как теперь это называют, модернизацией, образования, ареной борьбы мнений, затрагивающей всех деятелей и все учреждения образования, стало содержание образования. Происходит столкновение разных мировоззренческих позиций, философских и социально-ценностных установок, выходящих далеко за рамки самого образования*(9).
Одной из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающей различные аспекты индивидуального и общественного бытия, являются права человека - нормативно структурированные свойства и особенности личности, которые выражают ее свободу, являясь необходимыми способами и условиями взаимоотношений с обществом и государством. Современный мир невозможно представить без прав человека, основанных на принципах свободы, равенства и справедливости.
При любом демократическом устройстве права и свободы граждан представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, его "визитной карточкой", показателем цивилизованности. Этот показатель служит средством доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, волеизъявления, и в то же время это - непременное условие совершенствования индивида, упрочения его статуса, независимости.
Действующая Конституция России впервые за многолетнюю историю признает высшей ценностью права и свободы человека. Все остальные общественные ценности по отношению к ней занимают иной уровень и не могут ей противоречить*(10).
Отечественная юридическая наука начала XXI в. переживает глубокий кризис. Суть его состоит в том, что юридическая наука не смогла ответить на актуальные вопросы практики, не предложила эффектных рекомендаций для решения острейших социально-экономических и политико-юридических проблем начала XXI столетия. Причина кризиса юридической науки заключается в ее отрыве от насущных проблем и потребностей практики. Кризис проявился в таких формах как апологетика, демагогия, и догматизм метафизичность исследования и недостаточная их конструктивность. Вне поля зрения ученых-юристов оказались многие экономические, политические и социальные проблемы*(11).
Юридическая наука, как верно отмечает И.В. Дойников, еще не предложила эффективных рекомендаций для разрешения острейших социально-экономических проблем. В последние годы идет переоценка традиционных подходов, появляются новые направления исследования реальности. Интенсивное обновление характерно для каждого из направлений*(12).
Переосмысление старого научного багажа, поиск новых подходов в исследованиях, возрождение незаслуженно забытых и становление новых направлений и школ присущи и современной российской юридической науке. За последнее десятилетие в ней произошли качественные изменения. Этот процесс условно можно разделить на два периода.
Первый - период растерянности и преклонения перед западной экономической наукой (конец 1980-х-первая половина 1990-х годов). Он был обусловлен крахом социализма и характеризуется практически полным отказом от марксистской линии исследования, ее беспощадной критикой "слева" и "справа", поиском нового канона. Стереотип преклонения перед каноном как таковым еще некоторое время сохраняется. На смену старому канону (марксизму-ленинизму) пришел новый, в виде западной науки.
В течение второго периода (вторая половина 90-х годов XX в.) фундаментальные научные разработки прекратились, а правовая наука сводится к комментаторству позитивного права, причем, как пишет Д.А. Керимов, к "плохому комментаторству плохого законодательства, беспомощному обобщению беспомощной правоприменительной практики. Тотальный кризис общества повлек глубокий упадок правоведения"*(13). В России по-прежнему господствует формально-догматический подход к правовой реальности и, вследствие этого, нормативистское толкование норм права.
Во-вторых, это проблемы правопонимания. Все определения права, появившиеся в отечественной юриспруденции в последние десятилетия, не выходят и не могут выйти за рамки основных типов понимания права.
В-третьих, это проблема "живого и мертвого" права*(14).
Юридическая наука призвана формировать новое мышление во всем, что касается демократии и законности, правосудия и прав личности, регулирования экономических отношений и хозрасчетных прав предприятий. Чтобы справиться с этой задачей, она должна освободиться от тяжелого груза догматизма и застойности. Первый шаг в этом направлении - критический анализ пройденного ею противоречивого пути. Сегодняшнее состояние всей нашей правовой системы, ее достижения и недостатки тесно связаны с исторической судьбой советской правовой мысли и своими корнями уходят в предшествующие десятилетия*(15).
С помощью закона законодатель оформляет и закрепляет свою политику как "искусство возможного" данных исторических условиях. Он не может выйти за пределы реального - экономического потенциала и культуры. За этой чертой начинается авантюризм, законодательно оформленный произвол руководителя. Вместе с тем законодатель не должен отставать от жизни, он обязан чутко улавливать потребности времени, творить новое, обеспечивая прогресс общества. В противном случае закон превращается в консервативную силу, приводит к застою и омертвению социальной ткани*(16).
Закон, наконец, сам собою еще не порождает право. Чтобы стать действительным правом, он должен воплотиться в поведение людей. Иначе закон останется лишь "добрым намерением" законодателя, мертвой нормой, "бумажным" правом. Советские юристы фиксировали внимание именно на этом "живом", фактически действующем прав*(17).
В-четвертых, это проблема анализа идеологии, лежащей в основе государственной экономической политики.
В начале 1990-х годов официальной государственной экономической идеологией России стали либерально-монетаристские взгляды, основанные на "экономике"*(18). Руководству страны были навязаны стандартные подходы к реформированию экономики со стороны влиятельных научных и правительственных кругов запада. Прежде всего, речь идет о разработанной в среде международных финансовых организаций и американского экономического истеблишмента доктрине Вашингтонского консенсуса. Идеология Вашингтонского консенсуса отличается кратким упрощением задач экономической политики и сведение ее к трем постулатам: либерализация, приватизация и стабилизация через жесткое формальное планирование денежной массы*(19).
Принципы Вашингтонского консенсуса разрабатывались для установления элементарного контроля над формированием экономической политики слаборазвитых государств с целью предотвращения разбазаривания предоставляемых им из-за рубежа кредитов. Этим объясняется ее удивительный примитивизм, сведение всех вопросов макроэкономической политики к либерализации и формальному планированию прироста денежной массы на основе простых регрессионных зависимостей. С точки зрения интересов МВФ смыслом этой политики было не столько ее содержание, сколько реализуемая на ее основе технология контроля над действиями правительств соответствующих стран*(20).
Любой человек ежедневно является участником многочисленных правовых отношений, т.е. общественных отношений, урегулированных нормами права. От него требуется обладать высокой правовой культурой, являющейся неотъемлемой составной частью общей культуры человека. Известно, что правовая культура формируется в процессе правового воспитания. Велико влияние на правовую культуру сложившегося уклада жизни в стране.
В правовом воспитании как составной части воспитания человека нуждаются все категории граждан. Не являются в этом отношении исключением и учащиеся средних и средних специальных учебных заведений. Более того, им надлежит быть активными проводниками права, участвовать в правовом воспитании граждан, распространении правовых знаний среди населения и быть при этом образцом точного и неукоснительного исполнения всех правовых норм. С них граждане будут брать пример честности, неподкупности, добросовестного служения Родине и своему народу.
Правовое воспитание, как верно отмечают А.Ю. Винокуров и Ю.Е. Винокуров, наряду с другими видами воспитания (патриотического, интеллектуального, экологического, эстетического, нравственного, физического и др.) способствует формированию цельной, гармоничной развитой личности, сознательно соблюдающей правовые и моральные (нравственные) нормы. Правовое воспитание рассматривается как одно из направлений реализации идеологической функции государства*(21).
Следует согласиться с профессором И.А. Иванниковым в том, что для изменения ситуации к лучшему необходима переориентация деятельности СМИ на воспитание духовности, морали, поднятия престижности труда, честности и чести, что соответствовало бы русской национальной традиции воспитания и способствовало бы формированию в обществе духовной предпосылки борьбы с преступностью*(22), уменьшению правонарушаемости. Что же касается правового воспитания студентов юридического факультета, то его совершенствования следует, по нашему мнению, добиваться путем:
- воспитания у будущих юристов уважения к закону, необходимости неуклонного исполнения всех его норм, нетерпимости к любым нарушениям закона, кем бы они ни были совершены, ущемлению прав и свобод человека и гражданина;
- получения студентами прочных знаний российского и международного законодательства, структуры отечественного законодательства, понимание его социальной роли, выполняемой в настоящее время;
- своевременного информирования студентов о динамике развития законодательства, тенденциях его развития, пробелах, имеющихся в законах, и возможных путях их устранения;
- ознакомления студентов со складывающейся практикой исполнения законодательства в стране и ее регионах, трудностях в этом процессе и путях их устранения;
- доведения до студентов информации о типичных нарушениях законов и лицах их совершаемых, обстоятельствах, способствующих их совершению (причинах и условиях), причинах невысокого правосознания у большинства россиян;
- использования в процессе обучения студентов положительных примеров точного и неукоснительного исполнения законов отдельными лицами. Таких примеров, достойных подражания, хотя и мало, но, к счастью, они еще имеют место быть;
- подчеркивания, что в России ранее, чем в других европейских странах, был подготовлен и издан Свод законов Российской империи, в XVIII-XIX вв. было обстоятельно разработано административное и военное законодательство, над которым трудилась плеяда замечательных юристов-правоведов; советское законодательство стояло на защите широких народных масс. Приходится констатировать, что нынешнее законодательство России, несмотря на бесконечное упоминание о правах и свободах граждан, лучше защищает богатых, нежели бедных;
- формирования у будущих юристов гражданской зрелости, высокой общественной активности, твердых моральных убеждений, честности, принципиальности, скромности, высокого интеллектуального уровня, бережного отношения к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, ответственности за судьбу людей и порученное дело, непринятия вредных привычек и антиобщественного поведения, осознание общественной значимости профессии юриста*(23).
В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится почти на одну треть, что создаст ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.
Общие тенденции мирового развития - ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора - вызывают необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору:
1) переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
2) возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
3) динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы низкоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
4) возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования;
5) педагогические факторы - многообразно влияние педагогических факторов на развитие системы образования. Например, открытие детских яслей и садов сначала обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщин-матерей для работы на производстве, а затем большое влияние стал оказывать педагогический фактор, т.е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному и вузовскому обучению*(24).
Основные факторы развития и совершенствования системы образования. Изменения, происходящие в системе образования, находятся под воздействием определенных факторов*(25). К основным факторам, влияющим на становление и развитие отечественной системы образования, можно отнести:
1) политико-экономическую трансформацию страны, изменившую требования рынка труда, обучающихся к системе образования и ее продукту по содержанию и структуре, участников образовательного процесса к авторитарным формам и методам управления образованием. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов XX в. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РФ "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
В современных условиях образование больше не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. В переходный период своего развития страна должна разрешить назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее России, в котором участвуют заинтересованные в качественном образовании граждане, государство и общество, предприятия и организации. Особо следует отметить как подфактор развития образования хроническое недофинансирование образования, потребовавшее коренного изменения подходов к поиску путей повышения эффективности затрат на образование;
2) социальную политику государства, в той или иной мере учитывающую интересы граждан и их групп, слоев, этносов. Развитие образовательно-воспитательных учреждений и системы образования в той или иной стране происходит под большим влиянием государственной политики в социальной сфере. В обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому состоянию классы или сословия, система образования носит двойственный характер, т.е. одни учебные учреждения предназначены для представителей более богатой части общества, другие - для более бедной.
Высшее профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере разрешить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений высшего профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неодинаковым доступом к качественному (как правило, платному) высшему образованию в зависимости от доходов семьи.
Главная задача современной российской образовательной политики - обеспечение современного качества высшего образования, в том числе юридического, на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Активными субъектами образовательной политики должно стать не только профессионально-педагогическое сообщество, но и все граждане России, семья, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, научные, культурные, коммерческие и общественные институты*(26).
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения этой цели в первую очередь будут решаться следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения*(27).
В интеллектуальных кругах России все явственнее осознаются возможные последствия происходящего исподволь свертывания образования и снижения социальной защищенности студентов и преподавателей. Приходит понимание того, что неправомерное распространение на сферу образования рыночных форм деятельности, игнорирование специфической природы образовательного процесса могут привести к утрате наиболее уязвимых слагаемых общественного богатства - научно-методического опыта и традиций творческой деятельности. Итак, основные задачи реформирования системы среднего и среднего специального образования сводятся к разрешению проблемы содержательного и организационно-управленческого характера, выработке взвешенной государственной политики, ее ориентации на идеалы и интересы обновляемой России.
Ю. Дмитриев,
доктор юридических наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии образования,
Заслуженный деятель науки РФ
"Право и жизнь", N 8, август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Барабанова С.В. Правовое положение вузов Российской Федерации (административно-правовой аспект): Дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996. С. 9, 10.
*(2) См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ).
*(3) См.: Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр "Академия", 2006. С. 14.
*(4) См.: Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: ЭКМОС, 2000. С. 12.
*(5) См.: Иванников И.А. Роль юридической науки и образования в правовом воспитании юристов в СССР и Российской Федерации // В кн.: Юридическое образование и наука в России: проблемы модернизации. Саратов, 2006. С. 10.
*(6) См.: Военная администрация: Учебник. М., 1980. С. 189.
*(7) См.: Столяренко A.M. Указ. соч. С. 10.
*(8) Там же. С. 11.
*(9) См.: Краевский В.В. Указ. соч. С. 14.
*(10) См.: Тищенкова В.М. Социальное государство // Общество и экономика. 1996. N 8. С. 4.
*(11) См.: Дойников И.В. Теоретические проблемы преподавания предпринимательского права // Проблемы модернизации юридического образования: материалы "круглого стола" 15 февраля 2007 г. / Отв. ред. Ю.Е. Винокуров. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2007. С. 27, 28.
*(12) Там же.
*(13) См.: Керимов Д.А. О предмете и функциях философии права // Теория государства и права. Философия права. Материалы конференции. Йошкар-Ола, 1999. С. 4.
*(14) См.: Дойников И.В. Указ. соч. С. 28.
*(15) Подр. см.: Зорькин В.Д. Право и власть. М., 1990. С. 92.
*(16) См.: Дойников И.В. Указ. соч.
*(17) Там же С. 28.
*(18) См.: Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1992.
*(19) См.: Дойников И.В. Указ. соч.
*(20) См.: Институциональная экономика: Учебное пособие / Под рук. акад. Д.С. Львова. М.: Инфра-М, 2001. С. 9, 10.
*(21) См.: Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Правовое воспитание будущих юристов // Проблемы модернизации юридического образования: материалы "круглого стола" 15 февраля 2007 г. / Отв. ред. Ю.Е. Винокуров. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2007. С. 84.
*(22) См.: Иванников И.А. Указ. соч. С. 11.
*(23) См.: Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Указ. соч. С. 84.
*(24) См.: Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Высшее образование, 2007. С. 102.
*(25) Фактор (от лат. factor - производящий) - причина, движущая сила совершающегося процесса или одно из основных его условий. См.: Большой толковый словарь иностранных слов: В 3-х томах. Т. 3. Ростов н/Д., 1995. С. 257.
*(26) См.: Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Высшее образование, 2007. С. 103.
*(27) Там же. С. 106.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Право и жизнь"
Научный и научно-популярный журнал "Право и жизнь" издается с 1992 года.
Его публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной научной и практической юриспруденции. Журнал выступал инициатором принятия различных нормативных правовых актов, разрабатывал вопросы конституционного, административного, муниципального, финансового, налогового, гражданского и уголовного права, помещал многочисленные материалы по тематике защиты прав человека и гражданина, большое внимание уделял развитию регионального законодательства, институтов местного самоуправления. Особое внимание уделялось вопросам теории права и государства, институциональной политологии.