Уплачивается ли государственная пошлина за оформление охранных обязательств государственным учреждением культуры?
Согласно ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. В целях применения главы 25.3 НК РФ выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Поэтому положение п.п. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ, предусматривающего освобождение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 124 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, на государственные учреждения не распространяется в силу Указа Президента Российской Федерации от 9.03.04 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и Указа Президента Российской Федерации от 12.05.08 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти".
Государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.97 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлена п.п. 21-33 ст. 333.33 НК РФ, в соответствии с которыми уплата государственной пошлины за государственную регистрацию охранных обязательств не предусмотрена.
Обращаем внимание на то, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 25.06.02 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) к полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится согласование охранных обязательств собственника объекта культурного наследия федерального значения и пользователя указанным объектом.
Согласно Закону N 73-ФЗ охранное обязательство оформляется новым собственником при государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия, пользователем при заключении договора аренды или договора безвозмездного пользования.
Пунктами 3 и 4 ст. 48 Закона N 73-ФЗ установлено, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований Закона N 73-ФЗ, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Договор аренды объекта культурного наследия подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия (пп. 4 и 5 ст. 55 Закона N 73-ФЗ).
Объект культурного наследия, включенный в реестр и находящийся в федеральной собственности, предоставляется в безвозмездное пользование на основании договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия. Обязательным условием заключения договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия в соответствии со ст. 55 Закона N 73-ФЗ (пп. 2 и 4 ст. 56 Закона N 73-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ст. 63 Закона N 73-ФЗ впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном Законом N 73-ФЗ, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 г. N 865.
До включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном Законом N 73-ФЗ, но не позднее 31 декабря 2010 г., подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества.
В пп. 1 и 3 ст. 29 Федерального закона от 21.12.01 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" также указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены данным Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию.
Охранное обязательство оформляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и его условия подлежат включению в качестве существенных условий в договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) или имущественного комплекса унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия (памятник истории и культуры).
Государственная регистрация ограничений (обременении), установленных охранными обязательствами, осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав собственности на объект культурного наследия (памятник истории и культуры), выявленный объект культурного наследия (памятник истории и культуры) или имущественный комплекс унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия (памятник истории и культуры).
Таким образом, при оформлении охранного обязательства осуществляется государственная регистрация ограничений (обременений) прав собственника (пользователя) объекта культурного наследия, который принимает на себя обязательства по его сохранению.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 122-ФЗ ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Статьей 11 Федерального закона N 122-ФЗ определено, что за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество взимается государственная пошлина.
На основании п.п. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных п.п. 21, 22.1, 23-26, 28-31 и 61 данного пункта организациями уплачивается государственная пошлина в размере 15 000 руб.
Таким образом, одним из основных условий оформления охранных обязательств является уплата государственным учреждением культуры государственной пошлины за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество в размере, установленном п.п. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
М. Грибанова,
референт государственной гражданской службы 1 класса
13 января 2011 г.
"Финансовая газета", N 2, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.