Старт через Интернет
С 1 января 2011 года уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности можно будет переправлять через Интернет. Михаил Неверов узнал, как именно отправить документ и что для этого необходимо.
Предприниматели, задумывая открыть собственное дело, заранее готовы к тому, что "малой кровью" это не обойдется. Надо будет обойти много кабинетов, собрать гору бумаг, отстоять в очередях. А ведь еще предстоит позаботиться о том, чтобы сообщить в соответствующие органы о начале хоздеятельности. К радости многих предпринимателей, скоро последний пункт не будет занимать много времени, и главным помощником должен стать Интернет.
Не поднимаясь с места
С 1 января 2011 года уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности можно будет представлять в упрощенном порядке и с использованием телекоммуникационных каналов связи. Полный перечень работ и услуг, на которые распространяются изменения, содержится в постановлении правительства от 16 июля 2009 г. N 584. Сейчас под эту норму подпадают 20 видов деятельности. Большинство из них связаны с организацией малого и среднего бизнеса. Сюда относится: розничная торговля, общественное питание, оказание бытовых услуг, медицинская деятельность, транспортные услуги. Список охватывает 75 процентов рынка малого и среднего предпринимательства.
Для того чтобы воспользоваться возможностью отправить уведомление о начале деятельности через Интернет, предпринимателю необходимо определиться, в какое ведомство надо представить документы. Это может быть Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство или Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Уведомление в соответствующий орган высылается до начала выполнения работ по выбранному виду деятельности. Форма документа, который заполняет предприниматель, начинающий свое дело, содержится в приложении N 2 к установленным Правилам представления уведомлений.
Под замком из подписи
Основная сложность при использовании новой технологии отправки уведомлений по телекоммуникационным каналам связи состоит в том, что до подачи документов их необходимо заверить электронной цифровой подписью. По этой причине предприниматель сталкивается с необходимостью получения ЭЦП, чего можно было бы избежать в случае отправки уведомления на бумаге.
Стоимость подписи варьируется в зависимости от региона и органа, в который заказчик ЭЦП собирается представлять документы. В среднем криптографическая защита файлов обойдется в сумму, равную от 3 до 7 тысяч рублей. Неприятный момент при использовании цифровой подписи состоит в том, что, несмотря на широкое распространение электронных документов, бизнесмен не сможет воспользоваться ею для отправки отчетности, к примеру, в налоговую, так как для каждого ведомства ЭЦП требуется отдельная.
Впрочем, возможность использовать подпись еще представится в том случае, если предприниматель изменит местонахождение юридического лица (места жительства для индивидуального предпринимателя), или фактического осуществления деятельности организации (или при реорганизации). В этой ситуации бизнесмен имеет возможность не посещать государственные органы лично, а отправить информацию об изменениях в работе компании по телекоммуникационным каналам связи, заверенную ранее полученной ЭЦП.
Какие преимущества дает новый механизм? Во-первых, выезд в офис удостоверяющего центра, в котором будет выдан сертификат подписи, станет единственным необходимым личным визитом. Все остальные действия бизнесмен сможет совершить, не вставая с рабочего места, следовательно, минуя очереди, не теряя времени на ожидание у кабинетов и многочисленные поездки в "профильное" ведомство. Во-вторых, Интернет ускоряет процесс обмена данными. Датой подачи уведомления будет тот день, когда файл был отправлен по ТКС, так как он попадает в государственный орган за несколько часов и должен быть зарегистрирован в течение суток. Кроме того, в отличие от пересылки документов с помощью почтовых отправлений, электронный документ не потеряется в дороге. О доставке письма проинформируют специальные сообщения ведомства, зашифрованные ЭЦП уполномоченного лица. В случае, если информация о получении файла так и не поступит, пользователь подписи может обратиться за помощью к спецоператору, который обеспечивает прохождение файлов по Сети. В любом случае процесс поиска потерявшегося электронного документа, установление причины потери и даже повторная отправка уведомления занимает гораздо меньше времени, чем передача документов на бумажных носителях.
Дополнительные преимущества
Для предпринимателей постановление правительства от 23 октября 2010 г. N 854 имеет множество позитивных аспектов, облегчающих постановку на учет при осуществлении отдельных видов деятельности. И возможностью отправлять документы в электронном виде они не исчерпываются. Упрощенный порядок предоставления сведений облегчит жизнь всем бизнесменам, к каким бы способам отправки уведомления о начале деятельности они ни прибегли.
Фактически некоторые обязанности, возложенные ранее на заявителя, теперь на себя берут государственные органы. Так, отныне нет необходимости прилагать к документу копию выписки из ЕГРИП или копию выписки из ЕГРЮЛ. Кроме того, по новым правилам в перечне обязательных бумаг не значится копия свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговых органах, что приводит к существенному уменьшению очередей в инспекциях. Таким образом, с 1 января 2011 года от бизнесмена необходим только один файл уведомления.
Изменения, которые начнут действовать с начала следующего года, сэкономят время и силы людям, которые информируют государственные органы о начале деятельности. Но тем, кто решит воспользоваться предоставленной возможностью и отправит документы в электронном виде, стоит приготовиться к техническим трудностям. На данный момент процесс обмена файлами хорошо освоен ФНС, ФСС и ПФР. Для всех этих ведомств он был сопряжен с рядом сложностей, активной работой с пользователями компьютерных систем, выпуском разъяснений. Стоит отметить, что процесс освоения системы пересылки документов занял не так много времени, поэтому можно надеяться, что и передача уведомлений о начале деятельности спустя недолгое время перейдет из экзотических услуг в привычные и понятные каждому.
М. Неверов
"Расчет", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru