Без покровительства властей
ФГНУ ЦПВ и СППДМ - государственное научное учреждение, находящееся в федеральной собственности. Центр был создан на рубеже веков по приказу Минобразования, чтобы объединить усилия ученых в изучении проблем воспитания и образования детей и молодежи. Чем он сегодня занимается и как держится на плаву?
На сегодняшний день центр - единственное федеральное учреждение в системе образования России, которое проводит экспертизу программ и проектов в области воспитания и дополнительного образования детей и молодежи. Кроме того, центр обладает уникальным банком данных: это средоточие перспективных разработок в данной области, вместилище научного потенциала образовательных учреждений России.
К сожалению или к счастью, мы никогда не пользовались покровительством властных структур. Всегда искали себе работу сами, не перекладывая на учредителя заботы о нашем содержании. Но мы не только сами себя кормим, но и вкладываем средства в развитие новых направлений.
Чем мы занимаемся
Основа нашей деятельности - научно-исследовательские, программно-методические и проектные работы в области воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи. Мы принимаем участие в поэтапной разработке федеральных и региональных программ по данным направлениям. Также мы занимаемся подготовкой и реализацией международных программ и проектов в области воспитания, формирования здорового образа жизни, взаимодействуя с зарубежными фондами и организациями. Еще одно направление нашей работы - участие в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов: педагогов, психологов и т.д.
Для справки. Н.Ю. Синягина в 1977 году закончила естественно-географический факультет Ульяновского государственного педагогического института им. И.Н. Ульянова. Работала в комсомольских структурах, в школе, преподавала в Ульяновском государственном университете. С 1995 года работает в Москве, руководит центром со дня его основания в 2000 году. Эксперт Всемирной ассоциации "Успешное образование" (Канада, Торонто), президент Межрегиональной общественной организации содействия воспитанию "Содружество организаторов воспитательного процесса", почетный профессор Института дошкольного и специального образования Восточно-Китайского педагогического университета (Шанхай). Как исследователь детских и молодежных проблем включена в каталоги "Кто есть кто в мире" (2006-2008), "Кто есть кто в России" (2007, 2008, 2009).
За десять лет мы освоили несколько новых видов деятельности: выставочную, конкурсную, издательскую. В частности, издано более 50 книг, монографий, выпускаются журналы "Одаренный ребенок", "Воспитание детей и молодежи", "Здоровье всех от А до Я". Учеными центра выполнено более ста научно-практических разработок, внедренных в практику деятельности образовательных учреждений. В числе наиболее значимых:
- разработка и реализация концепции сохранения и укрепления здоровья с ранних лет;
- реализация серии научных проектов в рамках федеральных целевых и ведомственных научных программ, например "Научно-методическое обоснование здоровья как жизненной ценности руководителя", "Разработка, апробация и внедрение психолого-педагогических и физиологических технологий сохранения и укрепления здоровья обучающихся в учреждениях различного типа и вида", "Совершенствование деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры";
- разработка программы профилактики ВИЧ-инфекции для общеобразовательных учреждений РФ в рамках проекта, финансируемого Фондом Билла и Мелинды Гейтс по программе "Всемирное здоровье".
Ориентируем разработки на практику
Наряду с сугубо научными работами мы реализуем и практико-ориентированные проекты. Один из них - подростковые лагеря, в которых решаются проблемы социально-психологической реабилитации, предупреждения безнадзорности, беспризорности, преступности и обеспечения комплекса мер по коррекции асоциального поведения несовершеннолетних подростков - воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений. В рамках реализации федеральной целевой программы "Дети России" за семь лет проведено более 100 смен в 60 специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого и открытого типа. Более 8000 подростков из семи федеральных округов России смогли там отдохнуть, оздоровиться, включиться в развивающую среду.
Также нам удалось реализовать значимый проект в сфере разработки и апробации технологий работы с осужденными детьми с девиантным поведением - "Осужденные дети: от трагедии к надежде". В этом году начата реализация проекта "Шаг за шагом к себе", направленного на оказание психологической помощи несовершеннолетним, отбывающим наказание в воспитательных колониях, и условно осужденным подросткам, состоящим на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Реализация программы социально-психологического тренинга (120 часов) в Можайской воспитательной колонии дала следующие положительные результаты: улучшился психологический микроклимат в тренинговой группе несовершеннолетних осужденных, появилась мотивация к выбору социально безопасного поведения, изменился стиль общения (от манипулятивного к диалоговому). У большинства осужденных подростков тренинговой группы понизился уровень тревожности.
С 2003 года, когда Письмом Минобразования РФ от 02.12.2003 N 4439 "Об организации работы по реализации подпрограммы "Одаренные дети" ФЦП "Дети России" на 2003-2006 годы" было создано Всероссийское научно-методическое учреждение по работе с одаренными детьми, его функции возложены на наш центр. Мы координируем деятельность специализированных учреждений по работе с одаренными детьми в семи федеральных округах. С 2002 года мы поддерживаем специальную интернет-страницу (www.odardeti.ru), проводим ежегодные научно-практические конференции, в которых суммарно приняло участие более 800 представителей регионов.
По заказу Минздравсоцразвития (2008 год) были разработаны и апробированы программы профилактики ВИЧ/СПИД, по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи обучено более 2000 педагогов и специалистов в четырех федеральных округах; проведена серия массовых мероприятий для обучающихся с целью вовлечения их в активную деятельность по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа в молодежной среде (более 2000 обучающихся из 45 учреждений в четырех федеральных округах); проведена серия массовых мероприятий, приуроченных к Всемирному дню борьбы со СПИДом в десяти регионах России.
По заказу Роспотребнадзора в 2009 году реализован проект по проведению мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям. Разработана программа профилактики ВИЧ-инфекции в общеобразовательных учреждениях РФ. Методика была апробирована в образовательных учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирской области и сейчас внедряется территориальными исполнительными органами системы образования.
В курсе всех новинок
Центр располагает уникальной картотекой, в которой систематизированы перспективные разработки российских ученых и специалистов по нашей тематике. Это помогает нам выбирать наиболее инновационные подходы к разработке той или иной проблемы, предлагать продуктивные пути ее решения. Практически всегда перед началом нового проекта мы обращаемся к картотеке и находим там исполнителей тех или иных задач. Свои перспективные научные разработки в рамках центра осуществляют более 200 ведущих ученых из 67 регионов России.
Мы имеем во многих регионах страны экспериментальные базы, где наши аспиранты и докторанты проводят исследования в рамках собственной научной школы. Все исследования широко апробируются и внедряются в жизнь.
Примечание. Мы предлагаем основную часть заказов на выполнение НИОКР и иных работ утверждать в январе с проведением соответствующих конкурсов и аукционов еще в I квартале. Это позволит лучше спланировать работу и качественно выполнить ее в реальные, а не сжатые сроки.
Мы стремимся чаще проводить проекты, связанные с повышением квалификации. Но, являясь научным учреждением, центр не имеет образовательной лицензии, поэтому подобная работа проводится совместно с организациями, профессионально занимающимися повышением квалификации. В рамках такого социального партнерства родилась инновационная система повышения квалификации, заключающаяся в изучении опыта российских коллег и знакомстве с системой образования зарубежных стран. В среднем группа состоит из 25-40 специалистов из разных образовательных учреждений России. Информация о семинарах заблаговременно размещается на сайте и рассылается по электронной почте социальным партнерам центра. Мы рады пригласить к участию в подобных семинарах всех желающих.
Заказы на НИОКР надо утверждать в январе
С самого начала существования центр, являясь бюджетным учреждением, не имеет бюджетного финансирования. Данные вопросы целиком лежат на администрации учреждения. Все средства - и бюджетные (НИР по ведомственным целевым программам), и внебюджетные (НИОКР, работы (услуги) по другим программам) - центр получает по результатам конкурсных отборов, открытых конкурсов, запросов котировок и т.д. Мы участвуем в конкурсных отборах, открытых конкурсах государственных и иных заказчиков (Рособразование, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, фонды ООН и др.).
Повлиял ли на наше благосостояние экономический кризис? Да, поскольку федеральный бюджет был секвестирован, в том числе на научные разработки в сфере образования. Если принять за 100% сумму полученного от заказчиков финансирования в 2008 году, то в 2009 году это было 82%, а за три квартала 2010 года - только 32%. Говоря о мерах выравнивания подобной ситуации, хотелось бы предложить то, о чем мы неоднократно говорили в различных выступлениях на совещаниях и круглых столах: основную часть заказов на выполнение НИОКР и иных работ (оказание услуг) необходимо утверждать в январе, чтобы еще в I квартале были проведены открытые конкурсы и аукционы. Это позволит, с одной стороны, лучше спланировать работу научных и образовательных учреждений, а с другой - наиболее качественно ее выполнить в реальные, а не сжатые сроки.
Центр не оказывает платных услуг. Причина проста: пока дел и возможностей работать в рамках государственных заказов достаточно, на коммерческие направления у нас попросту нет времени.
Кто выигрывает конкурсы?
Испытывает ли центр какие-то трудности? Да, как и все научные организации страны. Начну с системы грантов.
Качество полученных новых научных знаний, обобщения и внедрения передового опыта, достигнутых за счет интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов, эффективно регулируется мерами экономического стимулирования; такая система понятна. Понятно и желание органов власти сделать это как можно прозрачнее и доступнее для значительного числа исследователей: чем больше исследователей будет вовлечено в исследовательский процесс, тем больше возможностей, что кто-то из них добьется высшего результата. Отсюда и идея открытых конкурсов на выполнение НИР. Но, как ученый со значительным опытом работы, я также знаю, что разработка каждой конкретной проблемы требует постоянного сосредоточения на ней, обдумывания, обсуждения, изучения ближайших проблем и т.д. Это особый вид деятельности, и ее могут выполнять только готовые к ней люди. Вот здесь-то и возникают проблемы.
К сожалению, практика показывает, что зачастую конкурсы за счет максимального снижения цены выигрывают организации, заинтересованные лишь в получении финансовых средств, а не в качестве научного продукта. Выиграв конкурс, такие организации обращаются к тем же ученым, но уже с иным финансовым предложением, и ученые вынужденно идут на то, чтобы выполнять предложенные научные разработки в ущерб качеству работы и личным материальным интересам. Сегодня это, к сожалению, уже сложившаяся практика.
Изменить ситуацию, на наш взгляд, можно только посредством ужесточения критериев оценки конкурсных заявок организаций в части декларации их компетентности, наличия кадрового потенциала, опыта выполнения аналогичных исследований и наличия серьезных научных результатов, что неизбежно повлечет повышение качества научного продукта.
Есть вопросы и в части организации отдельных конкурсов. По ряду программ можно выиграть конкурс и получить финансирование в несколько миллионов рублей за два-четыре месяца исследований. Вместе с тем средства, ежегодно выделяемые на фундаментальные исследования, часто составляют до смешного мизерную сумму - в среднем 250 000 руб. Понятно, что полученные в обоих случаях научные результаты, являясь объектами интеллектуальной собственности, обладают разными качественными характеристиками, поскольку провести научно-исследовательскую работу и получить достоверные качественные научные результаты за два-четыре месяца затруднительно. Встает вопрос о финансовой целесообразности таких инвестиций.
Вообще следует заметить, что научные результаты в области образования, воспитания, развития человека достаточно специфичны. Они менее стабильны, чем, например, результаты в области точных или естественных наук, и быстро устаревают. Приведу лишь один пример. В начале 70-х годов прошлого века в физиологии, психологии активно фиксировались исследования по акселерации детей, разрабатывались медицинские, биологические и психологические технологии в этом направлении. Прошло только 40 лет, а процесс акселерации сменился обратным процессом - ретардацией. Но, поскольку широкомасштабных исследований в этом направлении не проводилось с конца 80-х годов, с высокой точностью прогнозировать, почему это произошло, как будет идти развитие человека, каковы последствия этого процесса, не возьмется ни один уважающий себя ученый. Я еще раз подчеркиваю, что речь идет не об исследованиях на малых выборках, а о крупномасштабном изучении того или иного явления.
Наверное, стоит озвучить и еще одну сторону проблемы - этическую, когда в сфере науки мы сталкиваемся с достаточно распространенной ситуацией явного плагиата, очевидной компиляции не только на уровне курсовых и дипломных работ, но и в текстах диссертаций, публикациях уважаемых людей. Слоган "Все вокруг народное, все вокруг мое" прочно сидит в головах многих россиян, в том числе и занимающихся научной деятельностью. Думаю, российским ученым предстоит еще много работать над собой, чтобы полученные ими научные результаты были истинно их интеллектуальной собственностью.
Не имея финансового обеспечения на основе бюджетной сметы, все десять лет, по сути, мы являемся автономным учреждением. Поэтому переход в статус АУ пугает лишь необходимостью предоставления денежного обеспечения исполнения госконтрактов. Поясню. Например, мы хотим выиграть конкурс на несколько миллионов рублей. Однако при этом мы должны обеспечить исполнение госконтракта, а это 30% его стоимости. Будучи бюджетным учреждением, мы освобождены от обеспечения исполнения госконтракта, но в качестве АУ будем обязаны это сделать. И здесь большая проблема: система предоставления банковской гарантии для учреждений образования не отлажена. Так, являясь президентом общественной организации содействия воспитанию, существующей более пяти лет и реализующей многомиллионные проекты, я не смогла получить в короткие сроки банковскую гарантию. Для учреждений образования это пока непозволительная роскошь - при минимальном финансировании отдавать банку более 7% стоимости проекта.
Как потопаешь, так и полопаешь
В настоящее время в организации работают 21 постоянный сотрудник и 26 совместителей. Кроме того, ежегодно около 100 человек участвуют в работе по тому или иному проекту по договорам гражданско-правового характера. Периодически кадровый состав центра обновляется. Молодые специалисты уходят на дальнейшее обучение (магистратура, аспирантура) или в другие учреждения сферы образования. К сожалению, в нашем коллективе не приживаются лица мужского пола. Думаю, прежде всего это происходит из-за конкурсной системы финансирования, которая мужчине как главе семьи не подходит.
Наша организация, мне думается, привлекает сотрудников широкими возможностями личностно-профессионального развития. Хотя подарки к праздникам наши дети получают, корпоративные выезды практикуются, премии тоже есть, они начисляются в соответствии с НСОТ в виде стимулирующих выплат из внебюджетных средств. Это регулируют положение об оплате труда и трудовой договор с работником.
Что касается заработной платы, она у нас выдается по принципу "Как потопаешь, так и полопаешь". Оплата труда сотрудников центра не ложится на плечи учредителя. По сути, центр с самого начала своей деятельности является автономным учреждением и за эти годы доказал свою жизнеспособность и востребованность.
Без досконального знания нет хорошего результата
Я очень люблю свою работу и людей, с которыми работаю. Поэтому, думаю, мы будем и дальше развивать систему образования и воспитания в России согласно идее гуманизации пространства детства. Мы по-прежнему станем добиваться того, чтобы дети не были неким довеском к взрослому обществу, а стали полноценными и, более того, главными его членами. У меня двое детей, трое внуков, и я бы хотела, чтобы они выросли умными, здоровыми, свободными и умелыми людьми.
В связи с этим мне кажется важным развивать просветительское направление, и мы будем продолжать издательские проекты для педагогов, воспитателей, родителей и детей. В первую очередь это касается вопросов формирования здорового образа жизни, профилактики социально значимых заболеваний, наркомании, суицида. Несомненно, будем продолжать исследования в области экстремизма и ксенофобии, межнациональных отношений, продвигать идеи поликультурного образования. В планах - издание собственного журнала "Образование личности", реализация благотворительного интернет-проекта "Радуга добрых дел", участие в новых научных разработках.
Я понимаю, что без досконального знания предмета деятельности достижение хорошего результата сомнительно, и поэтому целенаправленно развиваю сеть экспериментальных площадок в различных регионах России, привлекаю лучших исследователей детства, стараюсь, чтобы результаты работы своевременно отражались на трех наших интернет-ресурсах и в различных публикациях.
Н.Ю. Синягина,
директор ФГНУ "Центр исследования проблем воспитания,
формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании,
социально-педагогической поддержки детей и молодежи",
доктор психологических наук, профессор
"Руководитель бюджетной организации", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"