Комментарии к законопроекту "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
Многообразие поправок
Правовой целью законопроекта является установление особенностей таможенного регулирования в Российской Федерации в соответствии с положениями таможенного законодательства Таможенного союза. За основу разработки правовых норм приняты положения действующего Таможенного кодекса РФ в той мере, в какой это позволяет Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС). В частности, в законопроект включена статья "Руководство таможенным делом", определена правовая иерархия нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, а также сформулированы общие принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В соответствии со ст. 6 ТК ТС отдельная глава посвящена системе таможенных органов. Определены принципы деятельности, функции, обязанности, правомочия, ответственность, обеспечение деятельности таможенных органов, применение физической силы и спецсредств, включены положения, касающиеся размещения объектов таможенных органов.
Рассматриваемый законопроект включает уточненную (по результатам правоприменительной практики) редакцию специальной главы "Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц". В правоотношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, нормы законопроекта определяют дополнительные условия или основания включения и исключения (либо приостановления деятельности) из реестров таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли. Положения законопроекта устанавливают квалификационные требования к работникам таможенных представителей, дополнительные условия включения юридических лиц в реестр таможенных представителей, а также дополнительные основания для исключения из реестра. Устанавливаются также дополнительные унифицированные условия включения и исключения из реестров таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли. Законопроект определяет страховые суммы по договорам страхования риска гражданской ответственности владельцев складов временного хранения и таможенных складов, определяет полезный объем и полезную площадь складов временного хранения, таможенных складов, размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, устанавливает требования к их обустройству и оборудованию, а также оборудованию и обустройству магазинов беспошлинной торговли.
В правовом статусе уполномоченного экономического оператора определены форма и порядок выдачи свидетельства о включении в соответствующий реестр, его приостановления и отзыва, а также дополнительные условия получения статуса уполномоченного экономического оператора. Нормативные положения законопроекта сохраняют главы, существующие в ТК РФ, об информационных системах, информационных технологиях и информационных ресурсах таможенных органов, реализующие положения об условиях и порядке их использования для таможенных целей, а также порядке получения содержащейся в них информации. Установлен порядок представления таможенными органами таможенной статистики внешней торговли товарами, а также порядок и сроки ее опубликования.
Прогрессивные новации
В правовых целях обеспечения возможности учета товаров, перемещаемых между государствами - членами Таможенного союза, особенно товаров третьих стран в условиях отмены таможенного оформления на внутренних границах Таможенного союза, нормами законопроекта предлагается ввести статистическую декларацию, что позволит обеспечить возможность учета таких товаров, формировать статистику взаимной торговли в товарном разрезе. Для государств - членов Таможенного союза статистика взаимной торговли является составной частью статистики внешней торговли и включается в официальные публикации по статистике внешней торговли государства в детализированном виде.
Кроме того, нормами законопроекта установлен порядок принятия решений о классификации товара, а также (в части, не урегулированной ТК ТС) порядок принятия предварительных решений о классификации товара и о стране его происхождения. Нормативный порядок определения таможенной стоимости в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, отнесен законопроектом на уровень компетенции Правительства РФ. Порядок заявления и контроля таможенной стоимости таких товаров будет осуществляться на ведомственном уровне. При принятии таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости нормами законопроекта предусматривается правовая возможность проведения консультаций между таможенным органом и декларантом с целью обоснованного выбора стоимостной основы для ее определения.
По правовым вопросам, связанным с уплатой таможенных платежей в части, позволяющей это осуществить в рамках национального законодательства, в законопроект включены положения, касающиеся уплаты авансовых платежей, форм уплаты таможенных пошлин, налогов и момента исполнения обязанности по их уплате. Предусмотрена также возможность применения новых технологий их уплаты, в частности посредством платежных карт. Нормами законопроекта урегулированы вопросы сроков уплаты таможенных сборов, порядка их исчисления, возврата (зачета) и взыскания, а также установлены случаи, когда таможенные сборы не взимаются. Нормативные положения законопроекта определяют:
- основания для предоставления отсрочки, рассрочки налогов;
- порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и генерального обеспечения;
- дополнительные случаи обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов;
- порядок и случаи, когда осуществляется возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей;
- порядок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов;
- порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней.
Кроме того, определяются правовой порядок и основания признания безнадежными к взысканию сумм таможенных платежей, пеней, процентов и порядок их списания. В соответствии с положениями ТК ТС в части правового регулирования таможенного контроля устанавливается порядок создания и обозначения зон таможенного контроля. Срок таможенного контроля после выпуска товаров, установленный нормами ТК ТС, составляет три года со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем и увеличению не подлежит.
Контрольная деятельность
Нормативными положениями законопроекта урегулированы правовые вопросы, касающиеся применения отдельных форм таможенного контроля: таможенного осмотра помещений и территорий, учета товаров, находящихся под таможенным контролем, проверки системы учета товаров и отчетности, таможенной проверки. ТК ТС относит их к национальному законодательству. В частности, предусмотрена нормативная разработка форм документов, используемых при проведении таможенного контроля, порядка и форм учета товаров таможенными органами, а также форм отчетности, представляемых таможенным органам отдельными участниками ВЭД и лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела. Регламентирован правовой порядок наложения ареста на товары и изъятия товаров при проведении выездной таможенной проверки по аналогии с действующими нормами ТК РФ. В отношении осуществления таможенной экспертизы предусмотрена нормативная возможность привлечения эксперта, не являющегося должностным лицом таможенного органа, для ее проведения. Предусмотрен также нормативный порядок оформления заключения эксперта, порядок привлечения эксперта к проведению экспертизы, случаи приостановления сроков ее проведения.
Законопроект закрепляет отдельную главу правовых норм, посвященную основаниям и порядку распоряжения товарами. Специальная часть ТК ТС о правовых вопросах прибытия и убытия позволяет на национальном уровне устанавливать иные, помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, места прибытия или убытия товаров. Законопроектом предусмотрена обязательность представления таможенным органам перевозчиком предварительной информации о товарах до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, который определяет нормативный порядок и время ее представления, перечень сведений, подлежащих представлению, а также последствия непредставления такой информации.
В нормах законопроекта реализовано положение ТК ТС о возможности установления законодательством государств - членов Таможенного союза иных мест временного хранения товаров (помимо соответствующих складов) и требований к их расположению, обустройству и оборудованию. Закреплены и правовые особенности таможенного декларирования в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в т.ч. в случаях, установленных ТК ТС:
- ввозимых товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии; товара в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемого в течение установленного периода времени;
- вывозимых товаров Таможенного союза;
- товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;
- если декларант не располагает достаточными сведениями, необходимыми для их таможенного декларирования;
- при периодическом таможенном декларировании;
- при временном периодическом декларировании вывозимых товаров Таможенного союза;
- при предварительном таможенном декларировании.
Нормы законопроекта определяют правовые случаи и порядок отнесения товаров к условно выпущенным, помимо перечисленных в ТК ТС, а также устанавливают способы реализации полномочий по нормативно-правовому регулированию правоотношений, связанных с помещением под таможенные процедуры в объеме, в котором это предусматривает ТК ТС.
Для отдельных категорий товаров законопроектом реализованы полномочия по правовому регулированию:
- в отношении определения мест международного почтового обмена - на объектах федеральной почтовой связи;
- в отношении возможности приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, без заявления правообладателя.
Законопроект предусматривает специальную главу о нормативном регулировании особенностей перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, перемещения транспортных средств и включает нормативные положения, касающиеся контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу. В заключительных положениях законопроекта устанавливается, что до приведения нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие настоящему Федеральному закону указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей ему.
В дальнейшем мы подробно проанализируем с правовой точки зрения некоторые нормативные положения законопроекта, которые могут быть наиболее востребованными в решении различных практических вопросов участниками ВЭД. В соответствии с положениями п. 2 ст. 12 законопроекта после выпуска товаров и транспортных средств международной перевозки пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с условиями определенной таможенной процедуры или условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры. Согласно положениям п. 2 ст. 153 ТК ТС пользование или распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры. Таким образом, никаких правовых ограничений в отношении распоряжения и пользования товарами, не подлежащими помещению под эти процедуры, нормы ТК ТС не предусматривают. На основании п. 1 ст. 200 ТК ТС условно выпущенными признаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию или распоряжению товарами. Согласно положениям п. 5 этой статьи законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть установлены иные случаи и порядок отнесения товаров к условно выпущенным. Следовательно, вышеуказанные положения законопроекта направлены на установление ограничений пользования и распоряжения товарами, не помещенными под таможенные процедуры. По общему правилу, под таможенные процедуры не помещаются товары для личного пользования в соответствии с п. 4 ст. 354 ТК ТС. Таким образом, не исключается, что Федеральная таможенная служба может ввести правовые ограничения на пользование товарами, ввозимыми физическими лицами.
Законность, равенство, единство...
Проанализируем некоторые нормативные положения законопроекта в отношении установления правовых принципов деятельности таможенных органов, приведенных в ст. 11 законопроекта. В соответствии с этой нормой деятельность таможенных органов должна быть основана на следующих правовых принципах:
- законности;
- обеспечении равенства перед законом, уважения и соблюдения прав граждан и юридических лиц при перемещении товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза и осуществлении деятельности в сфере таможенного дела;
- единстве системы таможенных органов и централизованного руководства;
- гласности.
Необходимо заметить: в ТК РФ таких правовых норм нет. Следовательно, участник ВЭД может использовать данные нормативные принципы в целях подготовки различных исковых заявлений и жалоб в уполномоченные государственные органы.
В соответствии со ст. 403 ТК РФ правовой перечень основных функций таможенных органов является закрытым. Таким образом, по действующему законодательству отнесение к объему компетенции таможенных органов какой-либо функции представляется возможным, только если она не относится к основным функциям таможенных органов. Однако в соответствии со ст. 12 законопроекта список функций таможенных органов становится открытым: таможенные органы выполняют также иные функции, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, федеральными законами и иными правовыми актами РФ. Таким образом, функции таможенных органов можно будет расширять указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и, возможно, другими правовыми актами.
Обжалование решений таможенных органов
В законопроекте содержатся новые правовые нормы, устанавливающие обязанности таможенных органов. В частности, согласно ст. 18 таможенные органы в соответствии с их функциями обязаны:
- содействовать в пределах своих полномочий развитию внешней торговли РФ, способствовать ускорению товарооборота;
- содействовать развитию экспортного потенциала РФ, оптимизации структуры экспорта, защищать с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей; постоянно совершенствовать систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов.
Следовательно, можно сделать вывод: на производителей, которые не относятся к отечественным, данная правовая обязанность таможенных органов не распространяется. Заметим: нормативно закрепленного термина "отечественный производитель" в законопроекте нет.
Рассмотрим правовой порядок обжалования действий таможенных органов в соответствии с положениями законопроекта. Согласно ст. 9 ТК ТС вопросы обжалования действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела отнесены к компетенции государств - членов Таможенного союза. Глава 3 законопроекта устанавливает следующий порядок обжалования. На основании ст. 38 увеличиваются сроки совершения таможенным органом некоторых действий. Таможенный орган, на решение, действие (бездействие) которого или на руководителя которого подана жалоба, направляет ее в вышестоящий таможенный орган вместе с подтверждающими материалами не позднее пяти рабочих дней со дня ее поступления. Если вышестоящий таможенный орган не правомочен ее рассматривать, он обязан направить жалобу не позднее пяти рабочих дней в таможенный орган, который должен ее рассматривать в соответствии с настоящей статьей, с уведомлением в письменной форме подавшего ее лица. В настоящее время в соответствии со ст. 47 ТК РФ вышеназванные сроки составляют пять и три календарных дня.
Взаимодействие таможенных органов и компаний
Рассмотрим нормативные положения гл. 5 законопроекта, регулирующей вопросы взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела. Деятельность юридических лиц в качестве таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли допускается при условии включения их в соответствующие реестры (далее - реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела). В соответствии с положениями ст. 56 законопроекта устанавливается правовая возможность приостановления и возобновления деятельности юридических лиц, включенных в один из указанных выше реестров. В частности, деятельность юридических лиц в качестве владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, включенных в соответствующий реестр, может быть приостановлена и (или) возобновлена. Случаи и порядок ее приостановления и возобновления определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Необходимо отметить: вышеназванные полномочия таможенных органов могут выходить за правовые рамки предоставленной им компетенции. В частности, в данной норме законопроекта имеется в виду приостановление деятельности в качестве лица, включенного в реестр, а не полное приостановление деятельности, поскольку в силу действующего таможенного законодательства таможенные органы не обладают такой компетенцией.
Авансовые платежи
Прокомментируем некоторые элементы механизма правового регулирования уплаты авансовых таможенных платежей. В соответствии со ст. 122 законопроекта возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных платежей, если соответствующее заявление подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если распоряжения об использовании авансовых платежей не было, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат. С другой стороны, в соответствии со ст. 73 и 90 ТК ТС правовая процедура возврата платежей и распоряжения невостребованными платежами отнесена к компетенции стран - участниц Таможенного союза. В частности, возврат авансовых платежей осуществляется в соответствии со ст. 90 ТК ТС. Распоряжение невостребованными суммами авансовых платежей производится в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена ТС, в котором произведена их уплата и (или) взыскание.
Уплата таможенных пошлин и налогов
Проанализируем отдельные элементы нормативного порядка обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых нормами гл. 16 законопроекта. Итак, предполагается установить дополнительные (по сравнению с ТК ТС) условия обеспечения таможенных платежей. Согласно положениям данной главы исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается также в случаях:
- изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в форме отсрочки или рассрочки их уплаты;
- отнесения товаров к условно выпущенным;
- помещения товаров под таможенные процедуры таможенного склада без фактического размещения товаров на таможенном складе, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), временного вывоза, реэкспорта;
- осуществления деятельности в сфере таможенного дела;
- осуществления деятельности в качестве резидента портовой особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";
- непоступления на счет Федерального казначейства или счет, определенный международным договором, уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов;
- в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (законопроектом), правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
В сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов подлежат включению суммы таможенных сборов за таможенное декларирование и процентов. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случаях, установленных ТК ТС, правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, а также когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые на себя плательщиками, будут выполнены.
ФТС России вправе устанавливать фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении отдельных видов товаров. Порядок применения генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, можно заключить, что сохраняется обязательное требование обеспечивать уплату таможенных платежей в ряде установленных случаев, в т.ч. условный выпуск, а также возможность произвольного принятия таможенным органом, формально не зависящим от позиции вышестоящих таможенных органов, решения об освобождении от такого обеспечения.
Согласно гл. 6 законопроекта у ФТС России появляются значительные полномочия по регулированию правовых вопросов приема залога и поручительства. В частности, залог имущества оформляется соответствующим договором между таможенным органом и плательщиком таможенных пошлин, налогов. Порядок приема таможенными органами имущества в залог, предъявляемые к залогодателю и предмету залога требования, а также типовые формы договоров утверждаются ФТС России. Поручительство же оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации путем заключения соответствующего договора между таможенным органом и поручителем. Порядок заключения таможенными органами договоров поручительства, предъявляемые к поручителю требования, а также типовые формы договоров утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таким образом, вышеназванные нормы законопроекта не содержат нормативных положений, аналогичных положениям ст. 340 ТК РФ о том, что обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться любым из способов по выбору плательщика. Значит, участники внешнеторговой деятельности не имеют права свободного выбора вида обеспечения своих обязательств.
Взыскание таможенных платежей
Необходимо сказать несколько слов о порядке взыскания таможенных платежей. Глава 18 законопроекта содержит общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов, если таможенное декларирование товаров осуществлялось таможенным представителем, требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием на это в данных требованиях. Если нет возможности выставить требования об уплате таможенных платежей вышеназванным лицам, таможенный орган выставляет его одному из них. При применении мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов при солидарной обязанности по их уплате таможенные органы пользуются правами кредитора по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ. Следовательно, нормативные положения законопроекта предоставляют таможенному органу право направить свои требования одновременно вышеуказанным лицам; при этом возможна одновременное осуществление платежей по таким требованиям. Думается, вышеназванные нормы законопроекта могут создать различные правовые барьеры и споры по поводу возврата указанных платежей.
Таможенный контроль
В соответствии со ст. 98 ТК ТС для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам. Данные документы должны храниться лицами и таможенными органами в течение пяти лет со дня выхода товаров из-под таможенного контроля, если иной срок не установлен законодательством указанных государств. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение пяти лет после года, в течение которого проводились таможенные операции. В целях правовой реализации вышеназванных нормативных положений ТК ТС гл. 19 законопроекта предусматривает следующее: для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством РФ от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам. Кроме того, данная глава устанавливает нормативный порядок представления банками и иными кредитными организациями документов и сведений для целей проведения таможенной проверки. Здесь установлен более подробный перечень необходимых сведений, порядок их представления банками и кредитными организациями. В частности, банки и иные кредитные организации обязаны представлять по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в т.ч. содержащие банковскую тайну. Форма и порядок направления таможенным органом запроса в банки и иные кредитные организации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, а форма и порядок представления банками и иными кредитными организациями документов и сведений по запросам таможенных органов - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела по согласованию с Центральным банком РФ. В действующем российском таможенном законодательстве не предусматривается возможность получения таможенными органами документов и сведений, содержащих банковскую тайну. Однако в ст. 134 ТК ТС такие полномочия таможенных органов оговорены. При проведении таможенной поверки должностные лица таможенного органа имеют право: требовать у банков и иных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в т.ч. содержащие банковскую тайну.
Согласно законопроекту документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и таможенные перевозчики должны хранить документы в течение пяти календарных лет после года, в течение которого совершались таможенные операции. Таким образом, сохраняется правовая неопределенность в отношении меньшей, чем установлено ТК ТС, продолжительности хранения документов.
Права и обязанности таможенных органов
Положениями ст. 119 ТК ТС, устанавливающей правовой порядок таможенного осмотра помещений и территорий, закреплено: в случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на данную территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех подобных случаях таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов. Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени и не может продолжаться более одного рабочего дня, если иное не установлено законодательством государств - членов Таможенного союза.
Положения п. 8 ст. 119 ТК ТС согласуются с положениями п. 6 ст. 375 ТК РФ: данный осмотр не может продолжаться более одного дня.
Однако законопроект "О таможенном регулировании в Российской Федерации" устанавливает дополнительные условия таможенного осмотра помещений и территорий. Так, установлен минимальный срок для этого - один рабочий день. При этом таможенный осмотр не может проводиться в ночное время. Если он не завершен в течение рабочего дня, его проведение приостанавливается и возобновляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Должностные лица таможенных органов вправе производить идентификацию товаров, а также помещений и территорий, таможенный осмотр которых не завершен, применять физическую силу для воспрепятствования доступу в указанные помещения и территории, а также принимать другие меры к сохранности товаров, находящихся в помещениях и на территориях, таможенный осмотр которых не завершен, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и нормами законопроекта.
Следовательно, в рассматриваемом законопроекте вообще отсутствуют правовые ограничения относительно сроков проведения данного осмотра. Значит, этот срок будет самостоятельно определяться ФТС России.
В заключение необходимо отметить: законопроект имеет определенные недостатки. В частности, некоторые нормы допускают различное толкование или снижают эффективность предлагаемых правовых нововведений. Например, это касается правовых вопросов регулирования обжалования решений и действий должностных лиц таможенных органов, регламентации порядка приостановления деятельности уполномоченного экономического оператора. Но в целом он заслуживает одобрения и поддержки со стороны всех участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных государственных органов.
Обратите внимание! В ходе рассмотрения законопроекта его текст может быть изменен.
П.Б. Логинов,
член Палаты налоговых консультантов
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1