МВД и ФНС продолжают взаимодействовать
13 октября 2010 года в рамках продолжения курса взаимодействия МВД и ФНС подписали соглашение. Поскольку юридические лица и индивидуальные предприниматели непосредственно работают с налоговыми органами, а зачастую и с органами внутренних дел, для них данное соглашение представляет особый интерес. Рассмотрим основные положения нового документа.
Общая характеристика Соглашения
Целью Соглашения от 13.10.2010 N 1/8656 (МВД РФ) и N ММВ-27-4/11 (ФНС) о взаимодействии между МВД РФ и ФНС (далее - Соглашение) является обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в рамках задач, возложенных на данные органы законодательством.
В качестве предмета Соглашения выступает организация взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов в установленных сферах деятельности, в том числе по следующим вопросам:
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- выявление и расследование преступлений;
- повышение налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечение своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
Данное Соглашение вступило в силу непосредственно с момента его подписания. Срок его действия не ограничен. Рассматриваемый документ признает утратившим силу Соглашение о взаимодействии МВД РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, подписанное 22 января 2004 года*(1).
Соглашение может быть расторгнуто по инициативе любой из сторон, о чем необходимо письменно уведомить другую сторону не позднее чем за три месяца до дня его расторжения.
По взаимному согласию сторон в текст Соглашения могут вноситься изменения и дополнения.
Принципы взаимодействия
В Соглашении определены основные принципы, которыми руководствуются МВД и ФНС при организации взаимодействия и координации своей деятельности:
- взаимное доверие при строгом соблюдении государственной, служебной и налоговой тайн;
- самостоятельность в реализации собственных задач и полномочий, а также в выработке форм и методов использования собственных сил и средств;
- законность и профессионализм;
- плановость и непрерывность;
- обязательность и безупречность исполнения достигнутых сторонами соглашения договоренностей.
Надо отметить, что по сравнению с ранее действующим документом основные принципы взаимодействия двух органов не изменились.
Направления взаимодействия
Что же касается основных направлений взаимодействия, то по сравнению с ранее действующим документом внесены определенные коррективы. В новом варианте сотрудничество сторон в рамках соглашения осуществляется по следующим основным направлениям:
- выявление и пресечение противоправной деятельности организаций и физических лиц, уклоняющихся от налогообложения, в том числе осуществляющих незаконное предпринимательство;
- выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о банкротстве, законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также правонарушений в области производства и оборота табачной продукции;
- предотвращение неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость;
- выявление кредитных организаций, имеющих картотеку неоплаченных платежных документов клиентов по перечислению денежных средств в бюджеты всех уровней из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах.
Новшеством является то, что добавлено выявление и пресечений нарушений законодательства о банкротстве и, наоборот, из приоритетных направлений взаимодействия МВД и ФНС исключены правонарушения в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, оставлена только табачная продукция.
Что касается регулирования рынка алкогольной продукции, то данные функции переданы Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), которая действует на основании Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 154.
Проблемы банкротства предприятий, в том числе преднамеренного, за последние годы являются очень актуальными, поэтому это и стало одним из основных направлений взаимодействия налоговиков и органов МВД.
Также надо отметить, что проблемы неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм НДС по-прежнему являются актуальными и выделяются в отдельное направление взаимодействия органов МВД и налоговых органов.
Порядок и формы взаимодействия
Порядок и формы взаимодействия не претерпели кардинальных изменений. Коррективы внесло время и развитие электронного документооборота.
В соответствии с Соглашением МВД и ФНС в пределах установленной компетенции осуществляют взаимодействие на всех уровнях в следующих основных формах:
- планирование и проведение как совместно, так и самостоятельно по запросам одной из сторон Соглашения мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ и предотвращение нарушений законодательства РФ;
- взаимный информационный обмен сведениями, в том числе в электронном виде, представляющими интерес для МВД и ФНС и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ;
- совместные экспертизы и консультации по вопросам разработки нормативных правовых актов;
- обмен опытом в целях повышении квалификации кадров, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок;
- проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений, и преступлений в сфере экономической деятельности.
Порядок и методы взаимодействия утверждаются отдельными приказами и (или) протоколами, которые становятся неотъемлемой частью заключенного Соглашения.
Для осуществления мероприятий взаимодействия в перечисленных выше формах и координации совместной деятельности на всех уровнях могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников органов внутренних дел и налоговых органов.
При этом заметим, что Соглашение не препятствует его сторонам в определении и осуществлении иных, не предусмотренных им, форм сотрудничества.
Н.А. Петрова,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 1, январь-февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ МВД РФ и МНС РФ от 22.01.2004 N 77/АС-3-06/36.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"