Конституционные обязанности: человек, гражданин, государство и общество
Выдвигая концепцию прав человека и гражданина, передовые мыслители почти не уделяли внимания вопросу об обязанностях и их конституционному оформлению. Не поднимались в юридических исследованиях также вопросы об обязанностях общества и государства по отношению к человеку и гражданину. Правда, после победы буржуазно-демократических революций конца ХVIII - начала ХХ в., когда вместо понятия "подданный" утвердился термин "гражданин", к гражданину появились определенные требования (в том числе защищать новый строй). Тогда же возникли взгляды об обязанности государства защищать своих граждан. В отличие от некоторых конкретных прав (личных и политических), которые были закреплены в конституциях (затем в них появились и особые главы о правах человека и гражданина), особых глав об обязанностях (правах и обязанностях) не было, а трактовка обязанностей осуществлялась преимущественно с индивидуалистических позиций и часто сводилась, по существу, к одному общему тезису: права и свободы человека ограничены правами и свободами других лиц, т.е. взаимными обязанностями.
Впервые вопрос о необходимости дополнительно к правам закрепить в конституциях конкретные обязанности был поставлен в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что в интересах трудящихся необходимо дополнить положения о равных правах формулировками о равных обязанностях. Этот тезис отстаивал также В.И. Ленин, но на практике после победы в России Октябрьской социалистической революции 1917 г. на "граждан-эксплуататоров" (о правах и обязанностях человека не говорилось) возлагались дополнительные обязанности (например, в виде разовых налогов и сборов), а "гражданам-трудящимся" предоставлялись особые почетные права (например, служба в армии с оружием в руках). Постепенно с 30-х годов ХХ в. эти различия в СССР были ослаблены, а затем отменены.
Первой конституцией, содержащей специальную главу "Основные права и обязанности граждан" была Конституция СССР 1936 г.*(1) Она перечисляла обязанности: соблюдать Конституцию СССР и законы, блюсти дисциплину труда, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность (в ст. 131 лица, посягающие на нее, были названы врагами народа), соблюдать правила социалистического общежития, закреплялась всеобщая воинская обязанность и др. Хотя в названии главы говорилось о гражданах, некоторые обязанности относились не только к ним (соблюдать законы страны пребывания обязаны и иностранцы).
Впоследствии главы, включившие аналогичные и некоторые другие обязанности: оберегать интересы государства, укреплять дружбу народов и наций, заботиться о воспитании детей (а дети обязаны заботиться о родителях), сохранять исторические памятники и культурные ценности и др., - сохранились и в Конституции СССР 1977 г.
Подход советских конституций к правовому статусу личности (в Конституции 1977 г. использовалось слово "личность", а не только термин "гражданин"), которому следовали конституции других государств тоталитарного социализма в Европе, Азии, Америке (Куба), представлял собой новый шаг в развитии конституционного права и оказал несомненное влияние на многие современные конституции капиталистических стран.
Вместе с тем социалистические конституции, опиравшиеся на марксистско-ленинские постулаты (а такие конституции действуют в настоящее время во Вьетнаме, в Китае, КНДР, на Кубе, в Лаосе), в вопросе регулирования основных обязанностей имеют существенные недостатки. Обязанности, как и права, рассматриваются, прежде всего, как нечто установленное сверху, волей государственной власти, а не как явление, в конечном счете естественно связанное с положением человека в социуме (в отношениях с другими людьми), в обществе и государстве. Несмотря на положения о равноправии граждан, в социалистических конституциях прослеживается различие в подходах к правам и обязанностям трудящихся, с одной стороны, и иных граждан - с другой. Кроме того, подход социалистических конституций к обязанностям граждан изначально имел односторонний характер. Речь шла только о гражданине, права человека игнорировались (в некоторых современных конституциях социалистических стран о правах человека все же упоминается). Наконец, возлагая обязанности на гражданина, социалистические конституции не закрепляют непосредственно обязанности государства и общества по отношению к человеку.
В настоящее время во многих конституциях стран мира по-прежнему нет специальных глав о правах и обязанностях. В некоторых конституциях содержатся только главы о правах человека, об обязанностях в них не говорится (конституции Аргентины 1994 г., Германии 1949 г., Ирака 2005 г., Финляндии 1999 г., Эфиопии 1994 г., Ямайки 1962 г. и др.). В других конституциях в соответствующих главах о правах человека (Бангладеш 1971 г., Бельгии 1994 г., Перу 1993 г.) или в главах о правах человека, не имеющих такого заголовка (Дания и др.), названы не только права, но и некоторые обязанности. В Конституции России 1993 г. в названии главы 2 тоже говорится только о правах, но в тексте этой главы закреплены и обязанности.
Только в единичных конституциях есть главы об обязанностях, но нет глав о правах (гл. 6 Конституции Андорры 1993 г.). Иногда о некоторых обязанностях говорится в других главах конституций (например, в Конституции Казахстана 1995 г. - в главе "Человек и гражданин", Литвы 1992 г. - в главе "Общество и государство"). Об отдельных обязанностях, обычно относящихся к устоям общества (обязанность трудиться, защищать родину и др.), нередко сказано в первых главах конституций, причем в отношении обязанности трудиться это имеет место не только в социалистических конституциях, но и в основных законах других стран (Испании 1978 г., Италии 1947 г., Турции 1982 г., Перу 1993 г., Японии 1946 г. и др.).
Из сказанного видно, что в конституциях государств мира нет структурного единства в закреплении основных обязанностей (если это и будет, то, видимо, не в ближайшем будущем), но все же заметна определенная тенденция в развитии структуры конституций: большинство основных законов, если они закрепляют обязанности, во-первых, делают это в первых главах (в их названиях обычно присутствуют слова: основные, конституционные свободы, права, обязанности), а во-вторых, все чаще выделяют особые главы, разделы (подразделы) об обязанностях. Главы о правах и обязанностях содержатся в конституциях европейских стран, в том числе и в конституциях многих постсоциалистических государств (Польши 1997 г., Румынии 1992 г. и др.), государств, возникших после распада СССР (Азербайджана 1995 г., Украины 1996 г. и др.), стран Азии и Африки (Египта 1971 г., Йемена 1994 г., Японии 1946 г., Гвинеи 1990 г., Мадагаскара 1992 г. и др.), Латинской Америки (Чили и др.). Такие главы есть и в социалистических конституциях (Вьетнам, Китай, Куба и др.). В Основном низаме 1992 г. Саудовской Аравии - государстве мусульманского фундаментализма (радикальном мусульманском государстве) - тоже есть глава "Права и обязанности". В некоторых из таких глав (разделов) есть специальные части (или главы) об обязанностях (Азербайджан, Польша, Румыния и др.).
В конституциях некоторых стран главы о правах и обязанностях имеют подразделы (или есть специальные главы) о правах и обязанностях в соответствии с характером тех или иных общественных отношений: права и обязанности в социальной сфере, в области политики, культуры (конституции Мадагаскара 1992 г., Панамы 1972 г., Польши 1997 г., Турции 1982 г. и др.).
Как говорилось, тезис о конституционных обязанностях человека формулировался первоначально как положение об обязанностях личности и по отношению к другим личностям. Это сохранилось в некоторых современных конституциях (Германия*(2), государства Карибского региона, некоторые страны Африки).
В социалистических конституциях, говоривших о правах гражданина и выдвигавших на первый план вовсе не индивида, закрепленные в них обязанности рассматривались прежде всего как обязанности перед обществом и "государством трудящихся".
Оба подхода (социалистический - в преобразованном виде) получили отражение в современном международном праве. Абзац 5 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. содержит двойственную формулировку: каждый человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит (в отличие от прав обязанности в Пакте не перечисляются).
В современных условиях конституционное регулирование основных обязанностей все чаще приобретает разносторонний и взаимно обязывающий характер в системе связей личность - государство-общество.
В конституциях констатируется связь прав и обязанностей. В Конституции Азербайджана 1995 г. и в конституциях некоторых других стран говорится, что обязанности вытекают из прав. Устанавливаются юридические ограничения в возложении обязанностей на гражданина: запрещается принуждать к исполнению обязанностей, противоречащих конституции, законам или ведущих к отказу от своих прав (ст. 58 Конституции Белоруссии 1996 г. и др.).
В отношениях личность-личность, по существу, есть только одна центральная норма (и то не во всех конституциях): человек обязан уважать права и интересы другого человека (иногда добавляется - честь и достоинство) (Армения, Болгария, Казахстан и др.). Других каких-то подвижек в этом отношении (например, в плане взаимной помощи) в конституционном праве не видно. Лишь в мусульманском праве в соответствии с Кораном есть обязанность состоятельных граждан уплачивать особый 5-процентный налог (закят) в пользу бедных. Этот налог рассматривается как обязанность уммы (сообщества правоверных), которая должна обеспечивать уплату налога ее членами. По существу, целям некоторого перераспределения доходов во многих других странах служит принцип прогрессивного налогообложения (в России не применяется).
В отношениях личность-государство теперь в конституциях констатируются не только обязанности личности (в основном гражданина) по отношению к государству (налоги, воинская обязанность*(3) и др.), но и обязанности государства.
Обязанности личности по отношению к государству нередко формулируются в общем виде (например, Конституция Болгарии 1991 г. устанавливает, что граждане обязаны оказывать содействие государству и обществу), но чаще они имеют более конкретный характер (платить налоги, проходить военную службу). Обязанности государства иногда тоже имеют конкретный характер (установление МРОТ или "черты бедности", что влечет предоставление государственных субсидий), но чаще обязанности государства выражены в самых общих формулировках. В них говорится об обязанности государства принимать меры, содействовать, обеспечивать и т.д. В конституциях говорится об обязанности государства защищать жизнь и свободу человека, обеспечивать осуществление его прав и т.д.
Во многих конституциях (Испания, Индия, Португалия, отчасти Нидерланды, Ирландия и др.) говорится о важнейших социальных обязанностях государства: содействовать повышению уровня жизни народа, создавать условия для более справедливого распределения доходов, способствовать улучшению качества жизни, содействовать занятости населения, создавать систему социального обеспечения, устанавливать социальную справедливость, предотвращать концентрацию богатств в одних руках и т.д. В некоторых конституциях говорится о содействии государства строительству жилья или социального жилья (Польша), об охране прав потребителей.
Обязанности личности по отношению к обществу тоже носят обычно общий характер. Иногда говорится об обязанности трудиться, получить общее образование, об обязанности родителей воспитывать детей, об обязанности человека самосовершенствоваться, охранять природу, бережно относиться к природным богатствам и др.
Некоторые конституции (Бразилия, Италия и др.) устанавливают обязанность граждан выполнять общественный долг (это реализуется, в частности, в обязанности под угрозой наказания участвовать в выборах и референдумах). В Конституции Польши 1997 г. закреплена обязанность гражданина заботиться об общем благе. В Конституции Андорры 1993 г. говорится об обязанности граждан вносить свой вклад в публичные расходы. Положения о том, что все обязаны уважать конституцию, законы и, как говорится в Конституции Мадагаскара 1992 г., институты республики - это тоже обязанность всех индивидов по отношению к обществу. В Конституции Азербайджана 1995 г. говорится об ответственности каждого перед государством и обществом.
Из сказанного видно, что обязанности гражданина перед государством и обществом и наоборот, видимо, сложно охарактеризовать только в строгих юридических формулировках, хотя, например, ясно, что речь идет об общественном труде, а не о ведении домашнего хозяйства. Другие положения получают развитие в конкретном законодательстве (пример реализации нормы об общественном долге). Это же относится к обязанности общества и государства перед гражданином. Есть формулировки общего характера (обычно в той части конституций, которая озаглавлена "руководящие принципы политики" или иным подобным образом), есть и конкретные обязательства (МРОТ, прожиточный минимум и др.).
В литературе наиболее общее представление об обязанностях общества и государства по отношению к индивиду в 60-70-х годах ХХ в. выразилось в концепции всеобщего благоденствия, возникшей в условиях послевоенного подъема экономики. Считалось, что капиталистическое общество и государство в передовых странах Европы, Америки и Японии в состоянии обеспечить благоденствие всем его членам. Этого не произошло, концепция государства всеобщего благоденствия была отвергнута, в том числе и по той причине, что она ведет к излишнему иждивенчеству. В настоящее время принят подход (он получил частичное обращение в пояснительной записке к проекту Конституции Перу 1993 г. и в Конституции Швейцарии 1999 г.), согласно которому общество и государство должны обеспечить основные нужды человека (это понимается как социальное обеспечение со стороны социального государства) в рамках стандартов, установленных государством (прожиточный минимум и др.), создавать инфраструктуру, учреждения образования, здравоохранения и т.д., а материальную и иную помощь в основном должны оказывать местные территориальные публичные коллективы и органы самоуправления (наряду с государством), но человек прежде всего сам должен заботиться о себе и своей семье*(4).
Таковы некоторые новые подходы к вопросу о взаимных обязанностях общества, коллективов, государства и человека.
В.Е. Чиркин,
доктор юридических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ,
заслуженный юрист РФ,
главный научный сотрудник ИГП РАН,
заведующий кафедрой публичного права
Академического правового института
"Гражданин и право", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В конституциях речь идет только об обязанностях, которые относятся к числу основных, хотя они неодинаковы в разных странах. Другие обязанности человека и гражданина регулируются гражданским, трудовым и другими отраслями права.
*(2) В ст. 2 Основного закона Германии 1949 г. говорится, что, пользуясь правом на свободное развитие личности, человек не должен нарушать прав других лиц, посягать на конституционный порядок или установленные правила ("законы") морали.
*(3) Статья 96 Конституции Никарагуа 1987 г. устанавливает, что военная служба не является обязательной.
*(4) См.: Droit et gestion des collectivit's locales. L'actions sociales des collectivit's locales. Paris, 2009. P. 203.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституционные обязанности: человек, гражданин, государство и общество
Автор
В.Е. Чиркин - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ, главный научный сотрудник ИГП РАН, заведующий кафедрой публичного права Академического правового института
"Гражданин и право", 2011, N 1