Встречаем пожарную инспекцию
Правила пожарной безопасности в РФ обязательны для применения и исполнения органами исполнительной власти, местного самоуправления и иными организациями независимо от их форм собственности, а также их должностными лицами, предпринимателями и гражданами. Контроль за выполнением правил пожарной безопасности осуществляют органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Какими нормативными документами руководствоваться, чтобы обеспечить пожарную безопасность, какие требования при этом должны соблюдаться, что нужно знать работодателю при осуществлении проверки - мы рассмотрим в данной статье.
Обязанности руководителя по соблюдению требований пожарной безопасности
Пожарная безопасность - это состояние защищенности жизни, здоровья, имущества, общества и государства от пожара, которое обеспечивается системой мер противопожарной безопасности. Главные федеральные законы, устанавливающие правовые основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, - от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
Непосредственное руководство системой пожарной безопасности в организациях осуществляют их руководители, при этом они несут персональную ответственность за соблюдение требований безопасности.
Статья 37 Закона N 69-ФЗ устанавливает следующие обязанности руководителя:
1. Соблюдение требований пожарной безопасности и выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны. Одним из основных документов, которыми следует руководствоваться при обеспечении пожарной безопасности, является Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (далее - ППБ 01-03). Данные правила устанавливают общие требования, обязательные для применения и исполнения всеми органами и организациями независимо от форм собственности и их должностными лицами, а также требования, обязательные для определенных отраслей и учреждений (научных, учебных, культурно-просветительских, лечебных и т.д.). Кроме ППБ 01-03 на сегодняшний день обязательному исполнению подлежат нормы специальных правил, принимаемых в соответствии с Законом N 123-ФЗ, например, свод правил "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации" (СП 9.13130.2009), и некоторые строительные правила (СНиП) и нормы пожарной безопасности (НПБ), которые продолжают действовать до дня вступления в силу регламентов, предусмотренных Законом N 123-ФЗ. Продолжают действовать:
- СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7;
- НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утверждены Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03);
- НПБ 253-98 "Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость", утверждены Приказом ГУГПС МВД РФ от 29.05.1998 N 39.
Конечно, невозможно учесть все требования, установленные многочисленными актами, но основных правил стоит придерживаться.
2. Разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности. Согласно п. 4-6 ППБ 01-03 руководители организаций должны иметь на своих объектах систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара. Кроме этого, в отдельных случаях, для особо сложных зданий, руководитель должен разработать локальные правила пожарной безопасности, учитывающие специфику их эксплуатации, которые должны быть согласованы с органами государственного пожарного надзора в установленном порядке.
3. Проведение противопожарной пропаганды, а также обучение работников мерам пожарной безопасности. Согласно п. 7 ППБ 01-03 все работники организаций допускаются к работе только после прохождения противопожарного инструктажа. По мере необходимости в организации проводится и дополнительное обучение*(1).
4. Включение в коллективный договор (соглашение) регламента пожарной безопасности.
5. Содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, недопущение их использования не по назначению. Данная обязанность регламентируется п. 88-91, 96, 98-101 ППБ 01-03 и заключается в необходимости технического обслуживания и планового ремонта установок пожарной сигнализации, систем оповещения, противодымной защиты и др.
6. Оказание содействия пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров. Оказание содействия заключается в принятии посильных мер сотрудниками организации с использованием первичных средств по спасению людей и тушению пожаров. Содействие по выявлению виновных лиц может оказываться посредством собственного расследования или путем предоставления всей необходимой информации компетентным органам.
7. Предоставление в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимых сил и средств.
8. Обеспечение доступа должностных лиц пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территорию, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий. Порядок организации и проведения проверок регламентирован п. 51-55 Приказа МЧС РФ от 01.10.2007 N 517*(2) (далее - Регламент) и Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 "О государственном пожарном надзоре" (далее - Постановление N 820).
9. Предоставление по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведений и документов о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
10. Незамедлительное сообщение в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
11. Содействие деятельности добровольных пожарных (она регулируется ст. 13 Закона N 69-ФЗ).
12. Обеспечение создания и содержания подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы). Данная обязанность исполняется путем организации ведомственной или частной пожарной охраны. Деятельность таких подразделений регулируется ст. 12, 12.1 Закона N 69-ФЗ.
Общие требования соблюдения правил пожарной безопасности
Отметим, что общие правила, которые приведены в разделе I ППБ 01-03, обязательны для исполнения всеми без исключения организациями, независимо от отраслевой принадлежности. Выделим основные:
а) в первую очередь в организации должна быть разработана документация по пожарной безопасности, к которой относятся:
- приказ руководителя организации о назначении ответственного за противопожарную безопасность;
- инструкция о мерах пожарной безопасности, составленная в соответствии с п. 6 ППБ 01-03;
- журнал инструктажа сотрудников организации;
- планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара и инструкция, определяющая действия сотрудников по эвакуации;
- план расстановки транспортных средств;
Обратите внимание! Ответственный за пожарную безопасность - сотрудник, имеющий удостоверение, подтверждающее, что он прошел обучение по программе подготовки лиц, ответственных за пожарную безопасность предприятия.
б) все работники должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы необходимо организовывать дополнительное обучение по пожарной безопасности в порядке, установленном руководителем;
в) локальным актом (инструкцией о пожарной безопасности) или приказом руководителя должны быть определены и регламентированы:
- места для курения;
- порядок осмотра помещений в конце рабочего дня;
- порядок противопожарного инструктажа;
- порядок уборки и хранения горючих отходов;
- порядок обесточивания электрооборудования;
- действия работников при обнаружении пожара;
- проезд транспорта;
- порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
г) во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;
д) в зданиях и сооружениях (если обычно на этаже одновременно находится более 10 чел.) должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре;
е) на объектах с массовым пребыванием людей (50 и более чел.) в дополнение к схематическому плану эвакуации при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников;
ж) дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда;
з) территории организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения;
и) противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
Пожарный надзор
Органами государственного пожарного надзора согласно ст. 6 Закона N 69-ФЗ являются:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, и его территориальные подразделения;
- структурные подразделения региональных центров по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;
- структурные подразделения специальных и воинских подразделений.
Пожарный надзор за соблюдением правил пожарной безопасности в конкретной организации осуществляют пожарные инспекторы. В силу п. 9 Постановления N 820 они имеют право:
- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
- требовать предоставления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;
- входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей.
Обратите внимание! Пожарный инспектор не имеет права затребовать документы, информацию, образцы (пробы) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки, образцы (пробы) продукции для проведения испытаний (экспертизы) без оформления акта об отборе в установленной форме и в количестве, превышающем установленные государственными стандартами нормы.
Кроме этого, в случае обнаружения нарушений инспекторы могут давать руководителям учреждений и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с КоАП РФ наказания за нарушения требований пожарной безопасности.
Пожарные инспекторы вправе кратковременно приостановить деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях.
В результате проверки пожарные инспекторы могут вносить в соответствующие организации и представлять соответствующим должностным лицам в порядке, определенном КоАП РФ, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности.
Что и как проверяют пожарники?
Еще одним документом, регулирующим отношения в области осуществления государственного и муниципального контроля (надзора), является Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Согласно ст. 9-12 Закона N 294-ФЗ контролирующие органы осуществляют плановые и внеплановые проверки, которые могут проводиться в форме документарной или выездной.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного или муниципального контроля планов, которые доводятся до заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте или иным способом. При осуществлении пожарного надзора план, как правило, утверждается руководителем регионального госпожнадзора. Предметом плановой проверки является соблюдение организацией в процессе осуществления деятельности обязательных требований пожарной безопасности. Проводятся такие проверки не чаще чем один раз в три года. Исключение составляет проверка учреждений дошкольного и начального общего образования, а также основного общего и среднего (полного) общего образования, которые пожарные инспекторы могут проверять не чаще одного раза в год, а медицинские учреждения - не чаще одного раза в два года*(3). О проведении плановой проверки орган пожарного надзора уведомляет организацию не позднее трех дней до начала проведения (ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Цели внеплановой проверки - проверка устранения нарушений, обнаруженных при плановой проверке, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, ликвидация последствий причинения такого вреда. Внеплановые проверки могут осуществляться на основании полученной информации от юридических лиц, граждан, органов государственной власти и средств массовой информации о возникновении аварийных ситуаций или технологических нарушениях, которые могут причинить вред жизни или здоровью людей, имуществу, окружающей среде, животным, памятникам культурного наследия. Основанием для проведения внеплановой проверки также могут служить заявления граждан, чьи права нарушены, и приказ руководителя органа государственного надзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ. О проведении внеплановой выездной проверки организация любым доступным способом уведомляется органом пожарного надзора не менее чем за 24 ч до начала ее проведения.
Все проверки осуществляются в течение 20 рабочих дней. В исключительных случаях их срок может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.
Обратите внимание! Если обращения и заявления не позволяют установить лицо, обратившееся в орган надзора, или не содержат информации о фактах причинения вреда или нарушения чьих-либо прав, они не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки (ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Что же обычно проверяют пожарные инспекторы? Их основной задачей является проверка соблюдения ППБ 01-03.
Первое, что может потребовать пожарный инспектор, - это документы по пожарной безопасности, перечисленные в разделе "Общие требования соблюдения правил пожарной безопасности" настоящей статьи, а также проверить наличие:
- табличек, вывешенных на видных местах, с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;
- знаков безопасности, вывешенных около оборудования, имеющего повышенную опасность, если такое имеется.
Следующий объект проверки - первичные средства пожаротушения: огнетушители, пожарные рукава и др., электрооборудование, а также автоматические установки противопожарной защиты и пожарной сигнализации. Количество, типы и виды средств тушения пожара в зависимости от площади и вида помещений определены в приложении 3 к ППБ 01-03, а перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, содержится в названных в начале статьи НПБ 110-03. Руководителям организаций не следует забывать, что данные установки всегда должны находиться в исправном состоянии.
Как уже было сказано, также к основным объектам проверки относятся дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемых для пожаротушения.
Перед началом любой проверки проверяющий должен предоставить руководителю организации приказ (распоряжение) органа государственного или муниципального контроля и свое служебное удостоверение. Отметим, что проводить проверку имеет право только то должностное лицо, которое указано в приказе (распоряжении) о проведении контрольного мероприятия.
По окончании проверки должностное лицо составляет акт установленной формы в двух экземплярах (ст. 19 Закона N 294-ФЗ).
Примечание. В организации должен быть заведен прошитый и пронумерованный журнал учета проверок, в котором должностное лицо органа пожарного надзора фиксирует основные сведения о проведенных мероприятиях по контролю (п. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
В нем указывается следующая обязательная информация: дата, время и место составления акта, наименование проверяющего органа, дата и номер приказа (распоряжения), на основании которого проведено мероприятие по контролю, фамилия, имя, отчество и должность лица, его осуществлявшего, наименование проверяемой организации, должность его представителя, присутствовавшего при данном процессе, продолжительность проверки. Кроме этого, в акте должны быть перечислены выявленные в ходе проверки результаты, в том числе нарушения, их характер, лица, на которых возложена ответственность за совершение этих нарушений.
При отказе ознакомиться с актом представителя организации, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, об этом делается запись в акте. Акт подписывается лицом, проводившим проверку. К акту о проведении пожарной проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследования объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, и другие документы (копии), связанные с результатами мероприятий по контролю. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю организации (его заместителю, представителю) под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.
Права организации при проведении проверки
Закон N 294-ФЗ устанавливает следующие права руководителя, иного должностного лицо или уполномоченного представителя при проведении проверки:
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от органа государственного или муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
- ознакомиться с результатами проверки и указать в акте проверки, что ознакомлен с результатами проверки, согласен или не согласен с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного или муниципального контроля;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного или муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в вышестоящий орган пожарного надзора либо в судебном порядке;
- получить возмещение вреда, причиненного юридическому лицу вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного или муниципального контроля, если такое действие (бездействие) признано в установленном законодательством РФ порядке неправомерным.
В заключение
Отметим, что нарушение правил пожарной безопасности в организации влечет за собой административную и уголовную ответственность. Она возлагается на руководителя организации, а также лиц, ответственных за пожарную безопасность, и должностных лиц в пределах их компетенции. Так, ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрены санкции от наложения административного штрафа вплоть до приостановления деятельности организации. А статья 219 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, которое повлекло причинение тяжкого вреда здоровью или смерть, - от штрафа до лишения свободы сроком до семи лет.
Соблюдение организациями правил пожарной безопасности проверяется органами пожарного надзора не так уж редко - наверное, не напрасно, поскольку последствия пожара могут быть необратимыми. Но если подойти ответственно и соблюдать все меры по обеспечению пожарной безопасности, все требования законодательства - бояться нечего.
А.С. Велес,
эксперт журнала "Отдел кадров бюджетного учреждения"
"Отдел кадров бюджетного учреждения", N 12, декабрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробно эта тема была рассмотрена в статье "Обучаем работников пожарной безопасности" N 8, 2010.
*(2) "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности".
*(3) Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"