Медицинское право: проблемы кодификации
Автор статьи аргументирует на принципах кодификации необходимость принятия Медицинского кодекса РФ и окончательного признания медицинского права как самостоятельной отрасли российского права.
Кодификация бесспорно считается особым видом систематизации законодательства, который обеспечивает более четкое и эффективное регулирование общественных отношений. Она способствует уменьшению коллизий и восполнению пробелов. Все привыкли, что есть УК, УПК, ГК и ГПК и другие кодексы. В то же время в ряде субъектов Российской Федерации приняты Библиотечный, Музейный и другие кодексы. Еще в СССР были предложения принять Медицинский кодекс, однако до сих пор его не приняли.
С начала 1990-х годов в России стремительными темпами стало развиваться медицинское право. Казалось бы, что для законодателя очевидна необходимость принятия Медицинского кодекса и признания медицинского права как самостоятельной отрасли российского права. Этому есть много объективных причин:
1) развитие рыночных отношений (частной медицины, медицинского страхования и т.д.), повлекшее изменения правовой системы России;
2) детализация правовой регламентации медицинской деятельности, и появилось много законов, регулирующих общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан и медицинской помощи;
3) возросшие требования населения России к качеству медицинских услуг;
4) в последние десятилетия произошли крупные сдвиги в медицинской науке и биологии, что привело к появлению новых проблем медицинского и этико-правового характера, требующих правового разрешения и регулирования. Новые биомедицинские технологии достигли нового уровня воздействия на организм человека (искусственное оплодотворение, генная инженерия, трансплантация органов и тканей и т.д.), поставив проблемы их правового регулирования.
В силу этого интерес к медицинскому праву в обществе растет. Стоит согласиться с Ю.Д. Сергеевым и А.А. Моховым, которые считают, что уже давно назрела необходимость введения медицинского права "в процесс обучения студентов всех юридических вузов и факультетов в силу все нарастающей потребности юридической практики". Признавать придется не только медицинское право, но и ряд других "комплексных" отраслей права. В юридической науке выделяются такие комплексные отрасли права, как образовательное, предпринимательское, природоохранительное (экологическое), военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, которые соединяют в себе разнородные нормы и институты. В настоящее время с развитием рыночных отношений сформировались новейшие комплексные отрасли права (коммерческое, договорное), а также отрасли вызванные развитием научно-технологического прогресса: космическое право, атомное, компьютерное и другие. Сформированы уже и такие комплексные отрасли права, как медицинское, образовательное, транспортное и др.
Однако в цивилистике и в теории государства и права со "сталинских" времен устоялось мнение, что в основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимаются общественные отношения, все то, что подпадает под действие правовых норм. Это производственные, имущественные, семейные, политические, религиозные и другие социально значимые отношения между людьми. Под методом правового регулирования понимаются приемы, способы и средства воздействия права на общественные отношения. Наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права и не порождает его отраслей, но объективно или субъективно может привести к необходимости урегулирования данных отношений правом.
В юридической науке выделено два основных метода регулирования: императивный и диспозитивный. Императивное регулирование - это детальное регулирование поведения участников общественных отношений на основе предписания по принципу: что предписано, то и следует делать, все остальное за пределами закона. Оно характеризуется неравноправием сторон. Диспозитивное регулирование - это регулирование основных отношений субъектов права, предоставляющее им значительные свободы по принципу "все незапрещенное разрешено". Кроме этих методов выделяют поощрительный и рекомендательный методы. Кроме императивного и диспозитивного методов используют альтернативный и рекомендательный, метод поощрений и наказаний. В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение. Императивный метод применяется главным образом в уголовном и административном праве, а диспозитивный - в гражданском. В административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Метод автономии и равенства сторон типичен в основном для процессуальных отраслей права, гражданского права. При этом необходимо учесть, что для выделения норм в отрасль достаточно и одного предмета правового регулирования. В 1982 г. на страницах журнала "Советское государство и право" были опубликованы материалы дискуссии по данной проблеме. Надо отметить, что были и мнения выделять один отличительный признак отрасли права - предмет правового регулирования, так как он не зависит от субъективного фактора.
В чистом виде каждое регулирование не встречается. На преобладание императивного или диспозитивного регулирования влияют многие факторы: исторические традиции, уровень культуры, менталитет народа, характер правовой системы, особенности регулируемых отношений и т.д. Все нормы права в любом государстве не действуют изолированно друг от друга, а являются взаимосвязанными и составляют единую систему права данного типа. Система права строится в соответствии с системой регулируемых правом общественных отношений, порождается ими и характеризуется единством, так как отражает единую господствующую в данном обществе волю (волю народа, господствующего класса, нации и т.д.). Метод зависит и от предмета. Более того, в каждой отрасли права применяется не один, а несколько методов правового регулирования.
Широта общественных отношений в сфере медицинской деятельности давно уже является достаточной для выделения такой отрасли права, как медицинское право. Занятие медицинской и фармацевтической деятельностью, частной медицинской практикой имеют не все субъекты права, а специальные, которые не должны прерывно работать по специальности более пяти лет. "Медицинская деятельность - это деятельность, направленная на предупреждение болезней, спасение жизни человека, избавление его от страданий или их облегчение". Медицинское право - совокупность юридических норм, установленных, санкционированных государством, международными организациями, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности (в системе медицинского обеспечения прав на жизнь, здоровье, физической и психической неприкосновенности, по оказанию медицинских услуг, а также действия или деятельность медицинских работников по сохранению, предоставлению последним достоверной информации об их диагнозе, динамике протекания болезни, методах и предполагаемых конечных результатах лечения, врачебной тайны, обязанностях пациента, трансплантации органов и тканей человека, вопросы эвтаназии, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз и т.д.). Многие общественные отношения в сфере медицинских услуг и здравоохранения еще не урегулированы правом. Медицинская деятельность и образование давно заслуживают самостоятельного отраслевого регулирования. При этом многие аспекты правового регулирования в системе медицины и здравоохранения нуждаются в уточнении, конкретизации. Органы и ткани человека, предназначенные для пересадки, в условиях рыночных отношений фактически имеют правовой режим вещей, ограниченных в обороте, право собственности на которые принадлежит гражданину, у которого они изъяты, или его наследникам. Организация медицинской помощи (стационарная и амбулаторно-поликлиническая) должна быть детально регламентирована. Особой регламентации правом требует организация психиатрической помощи гражданам, ее классификация, виды и основания ее оказания. В России в настоящее время психиатрическая и иная помощь оказываются бесплатно без предъявления полиса лишь в строго оговоренных в законах случаях, что не соответствует реальным условиям жизни граждан (низкому уровню и качеству жизни подавляющей массы населения). Это свидетельствует о более высокой гуманности большинства советских нормативно-правовых актов, регулировавших общественные отношения в сфере медицины и здравоохранения. Медицинское право имеет свои специфические институты права: институт сертификации медицинской деятельности, институт медицинского страхования и др. Известные в России исследователи медицинского права считают, что "медицинское право - это система нормативных норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу охраны здоровья граждан и медицинской деятельности, а равно общественные отношения в процессе функционирования и развития сферы здравоохранения".
1. Выделение в качестве универсальных критериев деления норм права на отрасли и институты при помощи таких критериев, как предмет правового регулирования и метод правового регулирования, не выдержали испытания временем, являются формализованными и мешают развитию науки об отраслях права.
2. Необходимо в качестве критериев классификации норм права на отрасли и институты выделять объект (все общественные отношения, регулируемые правом) и предмет правового регулирования (часть общественных отношений, входящих в объект, регулируемых данными нормами). При этом нельзя и отрицать наличие особых субъектов права (участников общественных отношений), методов правового регулирования, принципов, санкций, функций, самостоятельные виды юридической ответственности, которые могут быть факультативными критериями классификации норм права на отрасли и институты.
3. Широта общественных отношений в сфере медицинской деятельности является достаточной для выделения такой отрасли права, как медицинское право.
4. Наличие специальных понятий и категорий.
Медицинское право как отрасль права - это реальность. И не нужно ждать его официального признания всеми юристами. Медицинское законодательство необходимо совершенствовать, систематизировать и кодифицировать. Кодификация законодательства всегда рассматривалась как прогрессивное явление, обеспечивающее его стабильность. Давно уже назрела необходимость принятия Медицинского кодекса, который вобрал бы в себя нормы права, рассредоточенные ныне в гражданском, трудовом, семейном, административном, уголовном и других отраслях права, в Основах законодательства Российской Федерации и других нормативно-правовых актах, что способствовало бы более эффективной и полной реализации норм об охране жизни и здоровья граждан. Это может произойти одновременно с принятием Судебного кодекса, Транспортного кодекса, Образовательного кодекса и других. Медицинский кодекс будет пользоваться спросом в обществе. Кодификация медицинского законодательства возможна на научной основе. Нормативного материала для этой кодификации достаточно.
И.А. Иванников,
доктор юридических наук, доктор политических наук,
профессор Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону)
"Медицинское право", N 5, сентябрь-октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный научно-практический журнал "Медицинское право"
Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Рег. ПИ N 77-12155 от 29.03.2002. Выходит один раз в квартал.
Учредители: Национальная ассоциация медицинского права,
Издательская группа "Юрист"
Основные темы статей: Актуальные проблемы медицинского права, деонтологии и биоэтики. Правовое регулирование медицинской деятельности, медицинского страхования и фармации. Защита прав пациента. Профессиональные и должностные правонарушения в сфере здравоохранения. Судебная практика по "врачебным делам".
Телефон/факс отдела подписки: (495) 953-91-20, 953-77-90
Подписка на сайте: www.lawinfo.ru, www.med-law.ru