Комментарий к письму Минфина РФ от 3 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/688
Минфин России рассматривает вопросы налогового учета расходов на изготовление и распространение рекламных каталогов. По словам финансистов, если рассылка ведется безадресным путем, то расходы можно принять к учету в качестве рекламных. А вот насчет расходов на адресную рассылку финансисты не дали четкого ответа. Постараемся разобраться подробнее в данной проблеме.
Реклама не предполагает конкретных клиентов
Реклама, как известно, - двигатель торговли, поэтому организации используют множество методов, чтобы представить свои товары в выгодном свете для покупателей. В том числе компании распространяют рекламные каталоги среди потенциальных клиентов путем почтовой рассылки. Каталоги могут быть никому не адресованы, а могут предназначаться конкретным клиентам.
Изготовление и распространение рекламных каталогов, естественно, сопряжено с расходами. Ясно, что в целях налоговой оптимизации организации включают данные расходы в базу по налогу на прибыль. Но можно ли так поступать?
Для ответа на вопрос следует рассмотреть понятие "реклама" с законодательной позиции. Минфин России привел определение рекламы, данное в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Ключевая фраза в определении следующая: реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Так что если каталоги предназначаются определенным покупателям, то такая рассылка рекламой не признается.
В случае безадресной рассылки расходы на изготовление и распространение каталогов являются расходами на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ). Причем они не нормируются в зависимости от выручки фирмы, так как специально поименованы в указанном пункте.
Доказываем обоснованность расходов
Перейдем к расходам на адресную рассылку, о которых напрямую в Налоговом кодексе РФ не указано. К сожалению, Минфин России не дал четкого ответа, можно ли их учесть при налогообложении прибыли. В опубликованном письме дана лишь цитата из Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, которой финансисты, кстати, пользуются нередко.
Суть такова: все расходы организации должны быть направлены на деятельность, приносящую прибыль, и только в таком случае их можно включить в базу по налогу на прибыль. Причем связь расходов с предпринимательской деятельностью должна быть объективна.
Единых требований к такой объективности не существует. Ведь налогоплательщик сам решает, какие расходы, не указанные в налоговом законодательстве, можно включить в базу по налогу на прибыль. Налоговый орган может счесть, что те или иные расходы экономически необоснованы и в налоговой базе им не место. Возникают разногласия, нередко приводящие к санкциям и судебным разбирательствам.
По нашему мнению, расходы организации на адресную рассылку рекламных каталогов экономически обоснованы и должны включаться в налоговую базу. Ведь, несмотря на то, что адресная рассылка официально не признается рекламой, она преследует те же цели, что и реклама: привлечение внимания к товарам, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Кроме того, можно сослаться на письмо УФНС России по г. Москве от 18.02.2008 N 20-12/015163. В нем специалисты налогового ведомства высказали мнение, что затраты на изготовление и адресную рассылку каталогов являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Данный подпункт предназначен для всех расходов, не поименованных в налоговом законодательстве, но связанных с производством и реализацией. Так что мы считаем, что расходы на изготовление и адресную рассылку каталогов подлежат налоговому учету, и организации, осуществляющие такие расходы, в случае разногласий с налоговыми органами могут отстоять свою позицию, в том числе в судебном порядке.
И.В. Каргина,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 24, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.