Налоговая политика на 2011-2013 годы
20 мая 2010 г. Правительство РФ одобрило Основные направления налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, которые позволяют определить ориентиры для всех участников налоговых отношений. Хотя данный документ не является нормативным правовым актом, он представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями.
Налоговое стимулирование инновационной деятельности
В целях поддержки инноваций, включая поддержку активности налогоплательщиков в области осуществления научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (НИОКР), предлагается реализовать определенные меры по следующим основным направлениям:
1. Корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
Инструментом поддержки инновационного сектора является снижение на продолжительный период (до 2015 года, а для отдельных категорий - до 2020 года) совокупного тарифа страховых взносов для отдельных категорий плательщиков до 14% в пределах страхуемого годового заработка. При этом уплату взносов по полной ставке за указанных плательщиков предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета.
Прежде всего данная льгота будет предоставлена индивидуальным предпринимателям, имеющим статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящим выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий.
Временное применение пониженной ставки взносов будет распространено и на другие категории плательщиков, осуществляющих деятельность в инновационной сфере. В частности, речь идет об организациях, созданных в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", а также об организациях, которые осуществляют не только экспорт программного обеспечения, но и его поставку на внутренний рынок.
Может быть рассмотрен вопрос и о включении в категорию плательщиков страховых взносов, для которых предусматривается пониженная ставка взносов, проектных (инжиниринговых) организаций.
Кроме того, будет предусмотрен переходный период до 2015 года для уплаты страховых взносов организациями средств массовой информации, в рамках которого в 2011 году сохраняется ставка на уровне 26% с повышением ее в 2012 году до 27% с последующим плавным повышением до общего уровня в 2015 году.
2. Амортизационная политика.
В настоящее время состав амортизационных групп основан на физическом сроке службы того или иного объекта основных средств. Однако не во всех случаях физический срок службы объекта основных средств должен определять скорость отнесения его стоимости на расходы по налогу на прибыль организаций.
Очевидно, что для начисления амортизации важны не только физические сроки службы объектов основных средств, но и иные факторы, в частности, скорость развития технологий, заставляющая обновлять основные средства, выводить их из эксплуатации до истечения физического срока их службы. При этом Правительство РФ вынуждено постоянно менять состав амортизационных групп, что делается как для снижения уровня налоговой нагрузки, так и для учета изменившейся ситуации в той или иной отрасли, однако сами сроки полезного использования для того или иного объекта основных средств перестали быть обоснованными.
Таким образом, предлагается в среднесрочной перспективе пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп.
3. Уточнение порядка учета расходов на НИОКР.
Применяемые в настоящее время нормы НК РФ, регулирующие порядок налогового учета расходов на НИОКР в целях налога на прибыль организаций, не дают возможности однозначного толкования в следующих ситуациях:
порядок учета расходов на НИОКР, завершившихся положительно, но результаты которых начинают использоваться в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг) или оформляются в виде объектов интеллектуальной собственности через некоторое время после завершения НИОКР;
признание расходов на НИОКР, результаты которых организация перестает использовать до истечения срока, установленного законодательством о налогах и сборах на их списание;
момент начала исчисления 12 месяцев, в течение которых учитываются в расходах затраты на НИОКР, не давшие положительного результата.
Кроме того, некоторые нормы НК РФ после внесения изменений, направленных на сближение порядка учета для целей налогообложения расходов на НИОКР вне зависимости от того, завершились ли они положительным результатом, утратили актуальность. Так, отличается определение расходов на НИОКР, давшие положительный результат и не давшие положительного результата, что приводит к сложностям для налогоплательщиков с принятием для целей налогообложения прибыли соответствующих расходов.
Аналогичный вывод можно сделать относительно условия, согласно которому расходы на НИОКР, завершившиеся положительным результатом, принимаются к вычету только после начала использования результатов НИОКР в деятельности организации. Такое условие было актуальным при наличии различного порядка учета для целей налогообложения расходов на НИОКР, в зависимости от их результата. При одинаковом порядке учета расходов на НИОКР (вне зависимости от их результата) это условие представляется избыточным и, более того, устанавливающим для налогоплательщиков неверные стимулы, так как учет расходов на НИОКР, не давших положительного результата, происходит быстрее, чем списание расходов на НИОКР, давших положительный результат, с учетом данного условия.
Неопределенность порядка налогового учета расходов на НИОКР в тех или иных ситуациях во многом компенсируется разъяснениями Минфина (Письма от 10.02.2010 г. N 03-03-05/23, от 14.01.2010 г. N 03-02-07/1-13, от 24.12.2009 г. N 03-03-05/251). Однако такие письма не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения, поэтому возникают споры, которые решаются в судебном порядке.
Для устранения перечисленных недостатков предлагается закрепить порядок ведения налогового учета расходов на НИОКР в НК РФ, который не должен содержать неясностей и противоречий, устранив различия в порядке учета в расходах затрат на НИОКР для различных видов работ.
Целесообразно также определить перечень статей расходов (заработная плата персонала, амортизация оборудования и др.), относимых к расходам на НИОКР в целях НК РФ. Этот вопрос представляется особенно актуальным в связи с предоставлением возможности с 1 января 2009 г. применять повышающий коэффициент 1,5 к расходам на НИОКР по направлениям, утверждаемым Правительством РФ. Предоставление налоговой субсидии по таким расходам без четкого определения перечня их статей в законодательстве может привести к злоупотреблениям, выражающимся в отнесении части общепроизводственных и общехозяйственных расходов к расходам на НИОКР.
4. Сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспортных операциях.
В целях совершенствования действующего порядка применения нулевой ставки по НДС будет продолжена работа по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения данной ставки. В частности, предлагается исключить из числа документов, обосновывающих право на применение нулевой ставки, документы, подтверждающие фактическое поступление экспортной выручки на счет налогоплательщика в российском банке, а также оценивать их целесообразность с точки зрения избыточности и других требований к документам (например, требования к контракту на поставку товаров и т.д.).
5. Создание благоприятных условий налогового администрирования.
Создание благоприятных условий налогового администрирования имеет особое значение для инновационных компаний. Оно предполагает внедрение как новых инструментов налогового администрирования (создание специальных инспекций для инновационных организаций, переход к обслуживанию налогоплательщиков в электронной форме, снижение периодичности и сроков проведения проверок, единое окно постановки на учет и подачи деклараций по всем налогам), так и использование неформальных инструментов и регламентов (особый отбор сотрудников, добросовестное исполнение обязанностей по информированию налогоплательщиков о способах исполнения законодательства о налогах и сборах, отсутствие очередей, удобные часы работы инспекций и т.д.).
6. Освобождение от обложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на три года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции.
Вступление в силу Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" создало возможность для классификации оборудования в зависимости от его энергетической эффективности и таким образом для освобождения от уплаты налога на имущество организаций технологического оборудования с высокими классами энергоэффективности.
Введение указанной льготы может способствовать обновлению производственных мощностей в промышленности, а также обеспечивать спрос на продукцию высокотехнологичных производств.
Вместе с тем возникает необходимость определения видов оборудования, относящегося к энергоэффективному, то есть необходимость формирования критериев, позволяющих объективно сформулировать требования к такому оборудованию.
Также целесообразным становится вопрос об освобождении от уплаты налога на имущество, переданного образовательным и научным (инновационным) организациям для создания научно-технической продукции.
7. Передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций субъектам РФ.
В целях обеспечения более широких масштабов использования инвестиционного налогового кредита и уточнения действующих правил изменения сроков уплаты налогов и сборов, в частности, предлагается:
передать полномочия по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций субъектам РФ с последующим администрированием налоговыми органами в уведомительном порядке (то есть сохранение за налоговыми органами полномочий по администрированию процедуры применения кредита, но непринятия решения по факту его предоставления и его сумме);
увеличить размер инвестиционного налогового кредита, предоставляемого организации при проведении НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, с 30 до 100% стоимости приобретенного ею оборудования.
8. Совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях.
Предлагается внести изменения в НК РФ, направленные на установление особого порядка налогообложения некоммерческих организаций, в том числе бюджетных учреждений, налогом на прибыль организаций. Этот порядок предполагает освобождение доходов указанных организаций, получаемых в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, от обложения налогом на прибыль при соблюдении ряда ограничений и условий, в соответствии с которыми некоммерческие организации должны быть лишены возможности осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, за исключением непосредственно связанных с теми целями, для достижения которых были созданы эти некоммерческие организации.
9. Освобождение от налогообложения доходов в виде остаточной стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта.
В настоящее время, если у организации после окончания действия договора гранта остается имущество, приобретенное (созданное) за счет средств гранта, возникает обязанность увеличить доходы организаций на остаточную стоимость такого имущества на момент окончания договора гранта.
Предлагается освободить от налогообложения доходы в виде стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта, но в пределах 20% первоначальной стоимости такого имущества.
10. Уточнение порядка принятия для целей налогообложения расходов в виде платежей по лицензионным (сублицензионным) договорам.
Пока существует неопределенность в части принятия для целей налогообложения прибыли расходов на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и баз данных по сублицензионным договорам, а также единовременных платежей за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации.
Предлагается уточнить соответствующие положения НК РФ, чтобы указанные расходы при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения принимались при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
11. Разрешение переноса убытков на будущее при совершении операций в рамках договора простого товарищества.
В настоящее время, если организация является участником совместной деятельности (договора простого товарищества) и по такой деятельности получен убыток, организация не может уменьшить облагаемую налогом прибыль на сумму убытка.
Поскольку форма договора простого товарищества является одной из распространенных форм объединения ресурсов для инвестиций в венчурные проекты, предлагается разрешить перенос убытков на будущее при совершении операций в рамках договора простого товарищества.
Возможно принятие норм, в соответствии с которыми, если в рамках совместной деятельности (простого товарищества) был получен убыток, сумма убытка может быть распределена между организациями-участниками в соответствии с заключенным договором. При этом каждая организация-участник получит право уменьшить прибыль будущих периодов в рамках того же договора о совместной деятельности (то есть с тем же составом участников и видами осуществляемой деятельности) на сумму приходящегося на нее убытка.
12. Распространение налогового вычета по НДФЛ на суммы уплаченных процентов по образовательным кредитам.
В настоящее время НК РФ предоставляет право на применение социального налогового вычета по НДФЛ в части перечисленной налогоплательщиком суммы платы за свое обучение.
Предлагается распространить налоговый вычет в том числе на уплату процентов по образовательным кредитам.
Налог на прибыль организаций
В части налога на прибыль организаций помимо уже перечисленных выше изменений, направленных на поддержку инновационной активности, предполагается внести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Сократить возможности минимизации налогообложения, связанные с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний, поскольку отсутствие подобных ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития.
Так, п. 5 ст. 283 НК РФ разрешает правопреемникам реорганизованной организации уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 283 НК РФ, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации. Поэтому необходимо установить особый порядок переноса убытков при реорганизации, предусматривающий ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций.
2. Изменить действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, установленные НК РФ. В частности, в рамках регулирования трансфертного ценообразования необходимо разработать правила определения сопоставимого уровня процентной ставки для их использования при определении рыночного уровня отнесения процентов в отношениях между взаимозависимыми лицами, а также между лицами, сделки между которыми будут признаваться контролируемыми.
3. Изменить показатели, на которых основан расчет предельного уровня процентов по долговым обязательствам, принимаемых к вычету из базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время по долговым обязательствам, оформленным в рублях, в качестве такого показателя применяется ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная в 1,1 раза, а по обязательствам, оформленным в иностранной валюте, используется фиксированная ставка в размере 15% годовых.
При этом необходимо учитывать, что ставка рефинансирования не всегда отражает сложившийся в экономике средний уровень процентной ставки, что может создавать нежелательные искажения, которые либо приводят к излишнему ужесточению налогового законодательства для налогоплательщиков (как это происходит в российской экономике начиная с осени 2009 года), либо предоставляет избыточные возможности для отнесения уплаченных процентов на расходы.
Фиксированный размер предельной величины процентов по долговым обязательствам, оформленным в иностранной валюте, также не отвечает поставленным задачам, поскольку средняя процентная ставка может различаться не только в разные периоды времени, но и определяется валютой, в которой оформлено обязательство.
В целях исправления перечисленных недостатков предлагается изучить возможность использования иных индикаторов для установления предельной величины отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы по налогу на прибыль организаций. При этом уже в ближайшее время в качестве подобного индикатора для процентов по долговым обязательствам, оформленным в иностранной валюте, предлагается использовать ставку рефинансирования Банка России.
4. Поскольку в хозяйственной деятельности нередко встречаются случаи, когда одна организация предоставляет другой организации (не зависящей от нее) беспроцентные займы, векселя, кредиты и т.п., представляется необходимым установить порядок налогообложения экономической выгоды при совершении подобных операций.
5. С 2011 года будет усовершенствован механизм учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов.
В частности, в НК РФ установлен особый порядок признания расходов на освоение природных ресурсов, к которым относятся расходы на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых. При этом расходы на строительство и ликвидацию разведочной скважины на месторождениях нефти и газа, которая оказалась непродуктивной, относятся на расходы, связанные с расходами на освоение природных ресурсов, то есть уменьшают налоговую базу в текущем периоде, не формируя первоначальную стоимость объекта основных средств, которым является такая скважина.
По мнению официальных органов, данный порядок может быть применен только к разведочным скважинам, ликвидированным как выполнившие свое назначение (непродуктивные).
Порядок признания расходов на строительство и ликвидацию иных видов скважин (например, опорных, параметрических, структурных, поисково-оценочных, водозаборных, которые необходимы, в частности, при поиске и оценке месторождений углеводородного сырья) НК РФ не предусмотрен (Письма Минфина от 11.08.2008 г. N 03-03-06/1/460, от 28.03.2008 г. N 03-03-06/1/208).
Однако суды придерживаются другой позиции. Так, по мнению ВАС РФ, из анализа положений НК РФ, а также содержания нормативных правовых актов, регулирующих порядок создания и ликвидации скважин, следует, что действующее законодательство предусматривает возможность признания расходов на освоение природных ресурсов в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль, и включает в себя расходы налогоплательщика на строительство и ликвидацию всех скважин, связанных с проведением геологоразведочных работ (Постановление от 15.12.2009 г. N 10592/09 N А29-6246/2008).
В связи с тем что перечисленные виды скважин прямо не названы в НК РФ, в целях исключения различных трактовок законодательных норм предлагается соответствующим образом уточнить некоторые положения НК РФ, в частности: разрешить налогоплательщикам относить на расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций затраты на освоение природных ресурсов, связанные с подготовкой территории к ведению горных работ, по устройству временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, а также расходов по возмещению комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений в том периоде, в котором данные расходы были осуществлены.
6. Начиная с 2011 года должна быть введена в действие новая редакция положений НК РФ, направленных на уточнение порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств.
Действующая редакция содержит определение объектов обслуживающих производств и хозяйств, не позволяющее однозначно определить виды деятельности, по которым на доходы (убытки) распространяется установленный режим определения налоговой базы. Требуют уточнения и критерии признания убытков обслуживающих производств (хозяйств), установленные НК РФ.
7. Срок полезного использования амортизируемого имущества определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.
Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.
Главой 25 НК РФ предусмотрено применение к норме амортизации повышающих коэффициентов, которые позволяют ускорить признание в расходах по налогу на прибыль организаций затрат на приобретение амортизируемых основных средств.
Учитывая принятые в последнее время решения, в частности, о возможности единовременного списания в расходы не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, корректировке состава амортизационных групп в целях сокращения срока полезного использования отдельных видов основных средств, представляется необходимым провести анализ практики применения повышающих коэффициентов к норме амортизации с целью их дальнейшего использования (речь идет о применении повышающих коэффициентов в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, а также являющихся предметом договора финансовой аренды).
8. Согласно ст. 286 НК РФ организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. Данный размер не пересматривался с момента принятия нормы, то есть с 1 января 2002 г. Учитывая это, предлагается его повышение с трех до 10 миллионов рублей, что позволит снизить нагрузку для налогоплательщиков, прежде всего субъектов малого предпринимательства.
Налог на добавленную стоимость
Требует урегулирования порядок возмещения НДС, чтобы контроль за правомерностью возмещения не создавал излишних препятствий для добросовестных налогоплательщиков. Предлагается:
1. Разрешить оформление счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов при предоставлении скидок.
2. Установить порядок восстановления сумм НДС, ранее правомерно принятых к вычету, по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции) объектов недвижимости, приводящей к изменению их первоначальной стоимости, в случае дальнейшего использования этих объектов для осуществления операций, не подлежащих налогообложению.
3. Установить на законодательном уровне, что при выбытии основных средств в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, несмотря на то что такое выбытие формально не связано с операциями по реализации, не производится восстановление сумм НДС, ранее принятых к вычету по таким товарам. Данная позиция соответствует и судебной практике (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26.11.2009 г. по делу N А53-8721/2009, ФАС Поволжского округа от 06.08.2009 г. N А65-3671/2009, ФАС Центрального округа от 20.07.2005 г. N А64-764/05-22).
4. Внести изменения в НК РФ, предусматривающие порядок применения НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.
5. Установить ставку НДС 0% в отношении реализации товаров (работ, услуг) международным организациям и их представительствам, осуществляющим деятельность на территории РФ, в целях приведения в соответствие норм НК РФ и международных соглашений, предусматривающих льготный порядок обложения НДС указанных операций.
6. Уточнить порядок освобождения от обложения НДС услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий, проводимых организациями физической культуры и спорта.
Так, не ясно, распространяется ли указанная льгота на услуги арендатора спортивных сооружений по предоставлению арендованного имущества в субаренду организации физической культуры и спорта для проведения спортивно-зрелищных мероприятий.
7. Уточнить перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0% при реализации товаров, вывозимых за пределы территории РФ в соответствии с таможенными режимами экспорта и перемещения припасов, в случае поступления выручки от реализации указанных товаров (припасов) от третьих лиц. Данный перечень необходимо оптимизировать по мере осуществления мероприятий по реализации Концепции создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории РФ и контроля правомерности применения ставки 0% по налогу на добавленную стоимость, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 07.03.2008 г. N 288-р, и создания указанной системы.
Акцизное налогообложение
В планируемом периоде предполагается, как и в предыдущие годы, осуществлять ежегодную индексацию ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут проиндексированы ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.
Введение налога на недвижимость
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2010-годах" указано на необходимость скорейшего создания условий для введения местного налога на недвижимость и прежде всего на завершение формирования кадастра объектов недвижимости.
Так, в целях формирования государственного кадастра недвижимости принят федеральный закон, который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
После включения в НК РФ главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах РФ, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.
Налогообложение имущества (в том числе земельных участков)
1. В целях повышения эффективности администрирования налога на имущество организаций и земельного налога представляется целесообразным возложить обязанность по уплате этих налогов в отношении имущества (в том числе земельных участков) паевого инвестиционного фонда на управляющие компании.
2. В настоящее время в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, ставка земельного налога установлена в размере 0,3%.
Учитывая массовые случаи использования земельных участков, отнесенных к такой категории, с нарушением требований в области охраны и использования земель, предлагается рассмотреть вопрос об установлении порядка исчисления суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) с учетом коэффициента.
3. В рамках реализации Бюджетного послания Президента РФ будет продолжена работа по сокращению установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам.
Водный налог
Действующие ставки водного налога не способствуют заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации рационального водопользования (водоемкость производства в России в несколько раз выше в сравнении с промышленно развитыми странами).
В связи с этим для приведения уровня налоговой нагрузки пользователей водными объектами предлагается индексация ставок водного налога.
Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов
Предусмотренные в настоящее время специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения на основе патента и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) нуждаются в реформировании:
1. В рамках совершенствования упрощенной системы налогообложения на основе патента будет уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых данный налоговый режим может применяться, усовершенствован порядок определения размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, используемого для определения стоимости патента.
2. Сфера применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности будет сокращаться, в том числе в целях избежания конкуренции с упрощенной системой налогообложения на основе патента.
В перспективе система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности будет отменена.
Налоговое администрирование
Среди важнейших мер, направленных на дальнейшее совершенствование налогового администрирования и налогового контроля, можно отметить следующие:
внесение в НК РФ изменений, направленных на упрощение порядка учета в налоговых органах организаций (например, постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах филиалов и представительств в порядке, аналогичном порядку, применяемому в отношении юридических лиц).
урегулирование порядка уплаты налогов и сборов с использованием электронных платежных средств;
продолжение последовательного расширения электронного документооборота в налоговой сфере (в том числе создание системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде);
совершенствование положений НК РФ о зачете, возврате сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов и сборов, а также об уточнении налоговых платежей;
совершенствование порядка досудебного урегулирования споров между налоговыми органами и другими участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
совершенствование информационной и разъяснительной работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами;
расширение и повышение результативности взаимодействия российских налоговых органов с налоговыми органами иностранных государств для целей налогового контроля;
установление единого порядка администрирования налогообложения физических лиц (транспортным налогом, земельным налогом, налогом на имущество, НДФЛ), в частности формирование и актуализация электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, развитие онлайновых способов взаимодействия с налогоплательщиками ("электронных сервисов"), интеграция соответствующих систем с целью оплаты налоговых платежей.
Ю. Лермонтов,
консультант Минфина России
"Аудит и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудит и налогообложение"
Учредитель и издатель: ООО "Издательство "Аудит и налогообложение"
Журнал основан 23 мая 1993 г.
Издание зарегистрировано в Росохранкультуре.
Свидетельство о регистрации N ФС77-23885.
Адрес редакции: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 10
Тел.: 8-499-766-9108
Тел./факс: 8-499-766-9221
Подписка по каталогам:
"Роспечать" - 70047, 82447
"Почта России" - 99341, 16720