Налоговый орган не контролирует использование субсидий, выделенных автономному учреждению учредителем на выполнение задания, по назначению. Данная обязанность возложена на учредителя. В то же время в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщики, получающие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Распространяется ли данное требование на автономные учреждения, получающие субсидии на выполнение задания учредителя? Чем чревато для АУ отсутствие указанного раздельного учета?
Согласно п. 2 ст. 4 Закона об автономных учреждениях*(1) учредитель устанавливает задание для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Основной деятельностью АУ признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано (п. 1 указанной статьи). Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляет также учредитель путем выделения субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Таким образом, полученная автономным учреждением субсидия должна быть использована на выполнение задания учредителя. Контроль за поступлением и расходованием субсидии осуществляет учредитель.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде субсидий автономным учреждениям.
Не учитываются в целях налогообложения прибыли и расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, в том числе за счет субсидий, выделенных автономному учреждению. Подтверждение - п. 17 ст. 270 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
В то же время в Налоговом кодексе (пп. 14 п. 1 ст. 251) зафиксировано: налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
По сути, данный раздельный учет нужен для того, чтобы учитывать указанные доходы (расходы) обособленно от доходов (расходов), которые возникают при осуществлении приносящей доход деятельности (предпринимательской деятельности) и которые можно учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В случае его отсутствия (раздельного учета доходов и (или) расходов) в состав налоговых доходов подлежит включению вся сумма доходов, в том числе и та, которую можно было бы не учитывать при наличии соответствующего раздельного учета. Обратите внимание: это необходимо сделать и в случае, если автономное учреждение организовало раздельный учет доходов, но не ведет раздельный учет расходов. Если доходы учитываются в составе налоговых доходов, то и расходы, соответственно, тоже (при условии, что эти расходы являются обоснованными и документально подтвержденными (п. 1 ст. 252 НК РФ)).
Отсюда следует: если автономное учреждение не только получает субсидии на выполнение задания учредителя, но имеет и другие источники получения доходов, оно должно вести раздельный учет указанных доходов и расходов, осуществленных за счет этих средств. В противном случае в состав доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, подлежат включению все полученные автономным учреждением доходы и соответствующие им расходы. (Аналогичные разъяснения также приведены в Письме Минфина РФ от 01.11.2010 N 03-03-06/4/102.)
О. Давыдова,
эксперт журнала "Автономные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 января 2011 г.
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"