Никто не хотел исполнять
...ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ "Об энергоресурсосбережении
и повышении энергетической эффективности", регламентирующую
порядок установки в жилых многоквартирных домах приборов учета
коммунальных ресурсов.
261-ФЗ и последовавшие за ним нормативные акты создали достаточно мощную правовую основу, и определены стимулы для развития деятельности по улучшению энергоэффективности и энергосбережению. Однако, как говорится, гладко было на бумаге - да забыли про овраги, а по ним ходить. Об этом настоящая статья.
На тормозах
Место действия - небольшой подмосковный городок, конкретные адреса и фамилии оставим за скобками нашего повествования. Из 450 домов, некогда составлявших муниципальный жилой фонд, а в 2008 г. поделенных между собой тремя коммерческими управляющими компаниями (частично путем "липового" заочного голосования, частично посредством муниципального конкурса), к концу 2009 г. приборы учета воды и тепла имел только один дом. Проблема!..
Что изменилось в "энергоресурсосберегающем сегменте" жизни "старого города" после вступления в силу закона N 261-ФЗ?
Во-первых, местная администрация начала подготовку муниципальной программы энергоресурсосбережения, будем надеяться, когда-нибудь она ее завершит. Во-вторых, местные "Водоканал" и "Теплоцентраль" (как нетрудно догадаться, каждый в своей сфере предприятия - монополисты) исполнили п. 10 ст. 13 261-го закона, разослав летом в адрес управляющих компаний предложения по оснащению домов приборами учета. На специально разработанных областным МинЖКХ форменных бланках. И - все, до начала октября, до пуска тепла, стороны согласовывали техусловия на установку домовых счетчиков. И, судя по всему, еще долго будут этим заниматься.
...И без тормозов
В-третьих (и это оказалось самым сильным "возмущением" сложившегося статус-кво), управляющие компании перестали сдерживать "напор" горожан, желающих поставить в свои квартиры индивидуальные водосчетчики. Тех, у кого прописаны трое-четверо, а реально живет один, и то полгода на даче. Раньше управдомы подобные инициативы всячески тормозили, ибо пока в доме нет коллективного прибора (а значит, расчеты с "Водоканалом" проводятся исключительно по нормативам), появление каждого из индивидуальных счетчиков влекло для компании прямые убытки, соответствующий денежный "ручеек" становился заметно тоньше. Еще один "геморрой" состоял в том, что "садовые" справки о летних отлучках жильцов "Водоканал" всегда принимал очень неохотно (обычно только под давлением прокурора), тем не менее садоводы не унимались - и скандал следовал за скандалом.
После выхода 261-го закона этот "тормоз" пришлось снять - и "индивидуалы" начали активно оснащать свое жилье расходомерами, а управляющие компании - по требованию жителей - ставить их на коммерческий учет. В домах "старого города" (где, напомним, групповых водосчетчиков нет) в некоторых квитанциях появились не нормативные, а вполне реальные кубометры, списанные с квартирных расходомеров. И таких "прорех" в "нормативной сетке" к осени кое-где набралось до 15-20%. Это было уж чувствительно.
Водяная феерия
В двадцатых числах сентября грянул гром: управляющие "старым городом" компании получили от "Водоканала" письма одинакового содержания. В них фирма уведомляла контрагентов, что с 1 сентября перестает принимать оплату за водоснабжение и водоотведение по показаниям квартирных расходомеров в тех домах, где не установлены общедомовые водосчетчики. Отныне все расчеты в них будут производиться, как прежде - по нормативам. Пока не появятся коллективные счетчики.
Директор "Водоканала" мотивировал свой шаг так: "Подписывая договоры с управляющими организациями на рубеже 2007/08 гг., мы оговорили в них установку общедомовых приборов учета. Только с таким условием и согласились принимать оплату от отдельных жителей по показаниям индивидуальных счетчиков. Прошло три года - и что же? Как не было в домах ничего, так и нет до сих пор. Мы не можем больше оплачивать чужие недоработки, течи в худых трубах и прочее..."
Если в трюме течь
Эти претензии небезосновательны: в каждом доме есть потери воды. У них, как у марксизма-ленинизма, есть три основных источника. Два находятся внутри квартир: во-первых, капающие краны и текущие бачки унитазов, во-вторых, гастарбайтеры, живущие вдесятером там, где зарегистрирован один человек. Средство борьбы с этими двумя источниками потерь - индивидуальный счетчик: сколько вылил, столько и оплатил. Третий источник потерь: текущие трубы в подвале, на чердаке, в толще земли на входе в дом и т.д. - расположен в зоне ответственности не жителей, а управляющей компании. Определить его величину можно, вычтя из общего водопотребления дома (см. показания коллективного счетчика) сумму индивидуальных потреблений, включая затраты воды на мытье подъездов, полив газонов и т.д., у цивилизованных людей эти расходы тоже фиксирует отдельный счетчик. Остаток - и есть потери.
Если в доме есть общий счетчик - потери оплачивает управляющая компания, в свою очередь, стараясь потом "размазать" эти деньги по жильцам. Если же в доме общего счетчика нет - все потери ложатся на поставщика ресурса. Его, как мы видим, такое положение устраивать перестало, и он принял свои защитные меры. Правда, тем самым невзначай "прищемив" горожан, которые, не дожидаясь общедомовых счетчиков, подсуетились с индивидуальными расходомерами.
Счетчик "в авторитете"
Как нетрудно догадаться, у этих людей своя правда. Они ведь не для того пошли на затраты и хлопоты по установке счетчиков, чтобы потом их не использовать.
На страже их интересов стоят мощные правовые акты: во-первых, ЖК РФ, во-вторых, действующие "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", в третьих, Федеральный закон N 261-ФЗ "Об энергосбережении...". Во всех этих документах недвусмысленно сказано, что оплата коммунальных услуг производится, в первую очередь, по приборам учета, и уж только во вторую, если по какой-то причине это невозможно, - по нормативам. Принятые в этом году поправки в ЖК РФ лишний раз это подтвердили.
Так что если кто-то из "индивидуалов" упрется и не захочет добровольно оплачивать воду по нормативу - нет такой силы, которая бы его заставила это сделать. И местная власть, и прокуратура, и суд обязаны будут стать на его защиту.
Судьба управдома
А что же управляющие компании, которые оказались между молотом и наковальней? Их реакцию предугадать нетрудно:
"С октября месяца наша компания будет выставлять счета за воду всем одинаково, по нормативам. В том числе тем, у кого есть индивидуальные счетчики. Кто не согласен - пусть судится. А что делать? У нас не благотворительная организация, мы и так многое делаем себе в убыток... Придется ускорить установку счетчиков в домах. А пока, с октября, все квитанции пойдут по нормативам. И доведем эту информацию до сведения жителей: что, дескать, ресурсоснабжающая организация в свете постановления Правительства РФ... У нас этой проблемы нет, все наши дома, кроме двух малоэтажек, приборами учета воды оборудованы. Зато встала другая проблема: как вернуть деньги, затраченные на их установку? Ведь фирма сделала это за свой счет, теперь надо как-то договориться с жителями, чтобы они или оплатили нам эти расходы (тогда приборы учета станут их собственностью), или взяли их в аренду..."
Как видите, управляющие компании самостоятельно, без жителей-собственников, решить вопрос не могут. А договориться... - это трудно. Вопрос-то денежный, здесь липовыми закорючками на бланках-"пустографках" (как это было при выборе способа управления) не обойдешься. Тут надо вести разговор всерьез: сделать коммерческое предложение, обосновать его, показать плюсы и минусы разных вариантов и т.д. А у наших управдомов времени на это нет, все силы ушли на подготовку к зиме. Да и нет такой привычки: вести с собственниками экономические переговоры. Как это звучит в устах героев Достоевского: не обучены-с... Впрочем, к противоположной "договаривающейся стороне" последнее утверждение относится не в меньшей степени. Потому управдомы, следуя инстинкту самосохранения, попробуют по старинке "погнать зайца дальше".
Местная власть думает по этому поводу вот что: "Управляющим компаниям придется или уговорить жителей сделать затраты, или поставить общедомовые счетчики за свои деньги, а потом, уходя, забрать их с собой..." - похоже, сердце замглавы города на стороне жителей. Но средства воздействия его на управляющие компании невелики.
Война, в которой не будет победителей
В общем, "конфликт интересов" налицо, у каждого из "игроков" рынка за пазухой своя правда. А значит, завтра разразятся вполне реальные конфликты - с жалобами в инстанции, судами, всплеском неплатежей, ростом социальной напряженности и т.д. А потом кто-то окажется "крайним"...
Масла в разгорающийся огонь подливает то, что Федеральный закон N 261-ФЗ "Об энергосбережении..." задает такую процедуру установки приборов учета: до 1 января 2012 г. собственники с помощью управляющей компании должны оснастить ими свои дома и квартиры, а если нет - это обязаны будут сделать ресурсоснабжающие организации. До 1 января 2013 г. А потом по суду взыскать все затраты с собственников. С 5-летней рассрочкой, зато с процентами за кредит. Т.е. в конечном итоге самому же "Водоканалу" и придется взяться за установку общедомовых водосчетчиков.
Прокурор против
Что касается отопления - тут события развивались в том же направлении, но совсем по иному сценарию. "Возмутителем спокойствия" выступил прокурор города, который в марте прислал в городскую администрацию предписание - с требованием изменить постановление главы 7-летней давности, которое устанавливало норматив отопления в виде единого по городу значения 0,016 Гкал/кв. м в месяц. Это количество тепла, которое поступает в квартиры некого среднего дома в средний месяц отопительного сезона. Исходя из этой цифры и рассчитывалась плата жителей.
Прокурора прежнее положение перестало устраивать, поскольку в "Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", сказано, что нормативы должны учитывать конкретные особенности каждого дома. И прокурор потребовал: привести в соответствие!
"Среднюю температуру по больнице" из употребления придется убрать
Глава города спорить не стал и выпустил в апреле новое постановление - с нормативами отопления, индивидуальными для каждого дома. В их качестве были использованы расчетные значения тепловых нагрузок, применяемые при проектировании домов. Кошельки горожан должны были почувствовать эти изменения не сразу, а с 1 января 2011 г., когда изменится плата за услуги ЖКХ. Как? Посмотрим на примерах, поделив новые нормативы на старый.
В 1-этажных домах - изменения в обе стороны:
- 0,0317 / 0,016 = 1,98 (т.е. увеличение почти в 2 раза),
- 0,0125 / 0,016 = 0,78 раз (т.е. уменьшение на 22%)
2-этажные дома - почти все в проигрыше:
- 0,0366 / 0,016 = 2,28 раза,
- 0,0317 / 0,016 = 1,4 раза.
5-этажные дома от перемен частично выиграют, частично проиграют:
- 0,0118 / 0,016 = 0,73 на 27% меньше,
- 0,0220 / 0,016 = 1,37 на 37% больше.
9-этажные дома - тоже:
- 0,0124 / 0,016 = 0,76 на 24% меньше,
- 0,0185 / 0,016 = 1,16 на 16% больше.
14-этажные дома - изменения в обе стороны, но небольшие:
- 0,0152 / 0,016 = 0,95 на 5% меньше,
- 0,0174 / 0,016 = 1,09 на 9% больше.
Золотые гигакалории
Как нетрудно догадаться, после этого шага в городской администрации с душевным трепетом стали ждать 2011 г. Ведь в памяти еще свежи следы "коммунальных скандалов", разразившихся в некоторых уголках нашей Родины в начале этого года после очередного "большого скачка" оплаты услуг ЖКХ. Кое-где он вызвал эффект разорвавшейся бомбы, ибо стоимость услуг (в основном - тепла) выросла в разы, если не ошибаюсь, для жителей 2-этажного дома в г. Биробиджане это вылилось в 2,5-кратный "скачок" платы за отопление. В результате люди просто выбросили новые квитанции в мусорное ведро.
Федеральные власти тогда сразу же дали "задний ход", возложив вину за эти "перегибы" на органы местного самоуправления, которые якобы пошли "на поводу" у безответственных коммунальщиков, безбожно "раздувших" - не то тарифы, не то нормативы. По крайней мере, именно эту версию обнародовали центральные российские телеканалы. Правда, есть и другая версия: что на самом деле чиновники на местах просто сделали то, что им было предписано "сверху", т.е. привели старые нормативы в соответствие с требованиями новейшего законодательства. Без раздумий, честно и тупо, и - вот что получилось... Судя по всему, наш подмосковный городок ждала бы та же самая участь. Только годом позже.
Но тут подоспели поправки в ЖК РФ, принятые Госдумой в июле этого года. Одна из поправок, в частности, состояла в том, что отныне нормативы потребления коммунальных услуг должны устанавливать органы государственной власти субъектов Федерации, а не муниципалитеты, как раньше. После этого у "отцов города" от души отлегло: теперь можно отменить "шоковое" постановление и ждать, какой "подарок" к Новому году придет от правительства Московии. Впрочем, скорее всего, область "отрикошетит" в городок уже знакомые нам цифры, взятые из проектных расчетов. Но - отвечать за них будет уже не муниципалитет.
Вместо заключения: кто разрубит "гордиев узел"?
Как сломать неустойчивое "равновесие страха", сложившееся вокруг установки в домах приборов учета? Основные "игроки" рынка услуг ЖКХ: местная власть, управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, собственники жилья - выжидающе смотрят друг на друга, не решаясь сделать первый шаг.
У органа местного самоуправления нет денег, чтобы сделать это за счет бюджета, да вкладывать муниципальные средства в общее имущество частных домов он не имеет права. Заставить сделать это кого-то другого? Нет полномочий.
Управляющие организации? Установив приборы за свой счет, они рискуют остаться "на бобах" - если, к примеру, жители-собственники сразу после окончания работ создадут в доме ТСЖ и заключат договор с другой компанией. Понятно, что и поставщиков ресурсов перспектива: в массовом порядке установить счетчики за свои деньги, а потом "выколачивать" их обратно, судясь чуть ли не со всем взрослым населением города - отнюдь не вдохновляет. Тут попахивает не столько прибылью, сколько банкротством. Что же касается "главного действующего лица": общедолевых собственников помещений в МКД - слишком многие из них воспринимают задачу установки коллективных счетчиков воды и тепла (в отличие от индивидуальных водосчетчиков) просто как очередной денежный "побор", покушение на свой кошелек. И надо сказать, не без оснований. Ведь ст. 13 закона N 261-ФЗ регламентирует установку приборов учета как чисто затратный процесс, никак не связанный с последующей экономией ресурсов, а уж тем более - средств собственников. Закон заставляет жителей МКД делать денежные затраты, но возврата их не гарантирует. Окупятся ли для собственников общедомовые приборы учета? Могут ли собственники быть уверены в том, что, установив в своем доме приборы (а потом и автоматику, оптимизирующую режим потребления воды и тепла), они получат реальную экономию, и эта экономия не будет тут же "съедена" очередным "скачком" платы за коммунальные ресурсы? Без ответа на эти вопросы заставить людей "раскошелиться" можно только с помощью принуждения. Чем это кончится, бог знает...
Ю. Полонский
"Коммунальщик", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Никто не хотел исполнять
Автор
Ю. Полонский
"Коммунальщик", 2010, N 12
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru