Саморегулируемой организации в лизинговой отрасли
Создание саморегулируемой организации предполагает, что часть государственных регулятивных функций может быть передана ей. Но в лизинговой отрасли по сравнению с другими существует целый ряд принципиальных отличий, которые должны быть учтены при создании и функционировании саморегулируемой организации в лизинге. Одновременно принадлежность к саморегулируемой организации - это прежде всего знак качества компании.
Создание саморегулируемой организации предполагает, что согласно федеральному закону часть государственных регулятивных функций может быть передана ей. Разумеется, такие функции, как налоговое, таможенное, валютное регулирование, всегда остаются за государством. Но существуют и иные аспекты регулирования, по которым государство не хочет нести бремя расходов. Однако их выполнение необходимо прежде всего с точки зрения безопасности. В лизинговой отрасли, как и в любой другой отрасли национальной экономики - пищевой промышленности или строительстве, - при отсутствии госрегулирования должны существовать отраслевые правила производства продукции или оказания услуг.
Эти правила разрабатывает, утверждает , а также контролирует их выполнение саморегулируемая организация. Предполагается, что, соблюдая правила, компания - член данной саморегулируемой организации, получает некий знак качества.
Идея саморегулируемой организации в лизинге появилась примерно полгода - год назад. По своей сути она не нова. Но в лизинговой отрасли по сравнению с другими существует целый ряд принципиальных отличий, которые должны быть учтены при создании и функционировании саморегулируемой организации в лизинге.
Прежде всего, лизинговая отрасль никогда не регулировалась с точки зрения правил ведения бизнеса. С появлением лизинга в России действовало регулирование в форме выдачи государственных лицензий на лизинговую деятельность. Затем лицензирование отменили. Процесс получения лицензий был скорее формальным. И тем не менее само по себе лицензирование уже устанавливало для лизинговых компаний правила соответствия определенным нормам. Это означало наличие хотя бы условных ограничений для вхождения на лизинговый рынок. Сегодня же лизингом могут заниматься практически все независимо от того, являются они, по сути, лизинговыми компаниями или нет. Это зачастую и дает возможность органам государственного регулирования рассматривать лизинг только как способ налоговой оптимизации, что значительно усложняет ведение бизнеса добросовестным лизинговым компаниям, а значит, приносит непоправимый вред делу, которым они занимаются. А миссия у лизингового бизнеса с точки зрения экономики государства - это обновлять основные фонды. Значение этой задачи вообще очень трудно переоценить. Сегодня отраслевых стандартов ведения бизнеса в лизинге нет. Лизинговые компании привыкли вести бизнес по собственным внутрикорпоративным правилам.
Ситуация складывается так, что большинство компаний все устраивает. Они рассуждают так: зачем нужен еще один хомут в виде нового регулятора - саморегулируемой организации, которая будет им навязывать стандарты? С другой стороны, рано или поздно настанет время, когда без отраслевых стандартов бизнес вести станет уже сложно. Уже сегодня, например, иностранные акционеры российских лизинговых компаний заинтересованы в понятных правилах игры, в устоявшихся формах отчетности, приближенных к международным стандартам.
Многие компании понимают, но договориться между собой пока не могут. Возможно, время еще не пришло. Но факт остается фактом: нет ни одного отраслевого стандарта, вокруг которого компании готовы были бы объединиться. Единственная общая проблема, которая могла бы их объединить, - разработка новых правил бухгалтерского учета. Но бухгалтерский учет лизинговой деятельности - это не уровень саморегулирования. У государства не доходят руки до разработки новых правил бухгалтерского учета для лизинга. Предполагается, что мы сами на уровне отраслевых организаций должны новые правила бухгалтерского учета разработать и способствовать тому, чтобы они были государством приняты. Это единственная общая заинтересованность лизинговых компаний сегодня. Старый бухучет безнадежно устарел, и из-за этого возникают проблемы.
Закономерным становится вопрос о том, какими могли бы быть отраслевые стандарты для лизинга. Такими стандартами могли бы стать, например, норматив о достаточности собственных средств, норматив о ликвидности, норматив максимального размера риска на одного лизингополучателя или группу связанных лизингополучателей. Можно говорить о таких стандартах, как порядок расчета лизинговой компанией величины рыночного риска и порядок формирования резервов на возможные потери по сомнительным долгам. Стандарт об организации внутреннего контроля и стандарт о консолидированной отчетности и методике определения собственных средств.
Конечно, компании на рынке очень разные, и установить общий стандарт сложно. Но проблема даже не в этом. Если говорить о размерах резервов, то следует отметить, что по резервам лизинговые компании принципиально отличаются от банков. В банковской сфере есть государственный регулятор в лице Центробанка, который устанавливает свои нормативы на резервы. Прежде всего он защищает интересы вкладчиков. В случае с лизинговым рынком встает вопрос: а чьи интересы будет защищать такой норматив? У нас нет депозитов и нет вкладчиков. У нас есть лизинговая компания, которая привлекает кредит и передает оборудование в лизинг. Чьи интересы здесь под угрозой? По идее - интересы акционеров. При правильном ведении бизнеса, создавая резервы, они могут защитить свой капитал. То есть в момент кризиса компания будет более устойчивой, а капитал - более защищенным. Однако в период роста рынка акционеры не очень настроены ограничивать себя стандартами. Главный принцип - рост бизнеса, увеличение прибыли. Для акционеров пока неочевидно, нужны ли им отраслевые стандарты. Наиболее заинтересованным лицом в создании СРО становится директор лизинговой компании. Именно он стремится к стабильности компании, к сохранению позиции.
На наш взгляд, крупные лизинговые компании при банках вряд ли будут инициировать разработку отраслевых стандартов. Крупнейшие лизинговые компании, такие, как ЛК "Уралсиб", "Сбербанк Лизинг", "ВТБ-Лизинг", действуют по собственным корпоративным стандартам. Именно внутрикорпоративные правила обусловливают весь их бизнес-процесс, в том числе и финансирование лизинговых операций. И для них не представляет интереса подчиняться другим стандартам.
Конечно, договориться абсолютно разным компаниям, даже об общих принципах ведения бизнеса, сложно. Скажем, крупнейшим, таким, как "Сбербанк Лизинг", и небольшой лизинговой компании из региона. Но не обязательно все компании должны сразу объединяться в одну саморегулируемую организацию. Их может быть несколько. Причем, скорее всего, так и получится. Сначала появятся первые, чисто номинальные саморегулируемые организации, слабые, малоэффективные. Затем, с годами, - другие, которые объединят компании, более или менее схожие. Либо это будут компании с иностранным капиталом, либо компании, обслуживающие одну отрасль, либо, например, сегмент малого-среднего бизнеса, либо будут объединяться по видам предоставляемого в лизинг оборудования.
В любом случае, принадлежность к саморегулируемой организации - это определенный знак качества компании. Саморегулируемая организация должна стремиться к тому, чтобы этот знак качества стал серьезным аргументом для банка, кредитующего лизинговую сделку. Членство в саморегулируемой организации может иметь значение и для взаимоотношений с государственными регулирующими органами. Саморегулируемая организация вносится в государственный реестр саморегулируемых организаций, и все ее стандарты разрабатываются и принимаются во взаимодействии с профильными министерствами и ведомствами.
Сегодня, к примеру, у лизинговых компаний нередко возникают проблемы из-за неоднозначного толкования налогового законодательства, что позволяет налоговикам зачастую принимать спорные решения в отношении лизинговых компаний. Наиболее яркая тому иллюстрация - постоянно возникающая у лизинговых компаний проблема с принятием к зачету или возмещению из бюджета сумм НДС. Конечно, невозможно в Налоговом кодексе прописать правила налогообложения конкретно для лизингового бизнеса. Это и неправильно. Но если в распоряжении сотрудника налоговой инспекции будет некий свод правил и стандартов лизинговой деятельности членов определенной саморегулируемой организации, разработанных и утвержденных во взаимодействии с профильными министерствами и ведомствами, то спорных вопросов, ведущих к нескончаемым арбитражным процессам, станет меньше. Отраслевые правила саморегулируемой организации должны ликвидировать пробелы в отношении лизингового бизнеса, не учтенные в законодательстве.
Например, сегодня, если лизинговая компания начинает судиться или писать претензии в налоговые или другие органы, ей обычно отвечают: если вы считаете себя правыми, идите в суд. С саморегулируемой организацией так не поступишь. Такая организация может представить, допустим, статистику, из которой следует, что за последние полгода 30 компаний, которые состоят в данной саморегулируемой организации, были вынуждены спорить в арбитражных судах с налоговыми органами по одному и тому же вопросу.
Например, возникновение со стороны налоговых органов нового мотива отказа в принятии к зачету и возмещении из бюджета сумм НДС. Все 30 споров в арбитражном суде налоговые органы проиграли. Но компании при этом прошли через все инстанции. В результате арбитражные суды перегружены, отвлекается множество сотрудников. Дополнительно можно посчитать, какой урон при этом нанесен госбюджету. Ни одна лизинговая компания так поставить вопрос перед государством не сможет. А для саморегулируемой организации это и является основной задачей.
Е.М. Царев,
руководитель аппарата подкомитета Торгово-промышленной палаты
Российской Федерации по лизингу, директор НП "Лизинговый союз"
"Лизинг", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Саморегулируемой организации в лизинговой отрасли
Автор
Е.М. Царев - руководитель аппарата подкомитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по лизингу, директор НП "Лизинговый союз"
"Лизинг", 2010, N 12
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru