Годовая отчетность - 2010. Что нового?
После новогодних праздников бухгалтерам предстоит сдача годовой отчетности. В какие формы будут внесены изменения? Этот вопрос волнует все финансовые службы силовых министерств и ведомств. На сайте Минфина представлен Приказ от 10.12.2010 N 164н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2008 г. N 128н", который на момент написания статьи был направлен на регистрацию в Минюст (далее - Приказ Минфина РФ N 164н). О том, какие изменения подготовило главное финансовое ведомство, мы расскажем в статье.
Несколько слов о составе отчетных форм
Состав отчетных форм для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета определен в п. 11.1 Инструкции N 128н*(1). Он включает в себя следующие формы отчетов:
- баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) (далее - баланс (ф. 0503130));
- справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) (далее - справка (ф. 0503125));
- справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) (далее - справка (ф. 0503110));
- отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) (далее - отчет (ф. 0503127));
- отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137) (далее - отчет (ф. 0503137));
- отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) (далее - отчет (ф. 0503121));
- пояснительная записка (ф. 0503160);
- разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230);
- справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184) (далее - справка (ф. 0503184));
- отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128) (далее - отчет (ф. 0503128));
- отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138) (далее - отчет (ф. 0503138)).
До предполагаемых изменений все вышеперечисленные субъекты бюджетной отчетности представляли все формы, определенные Инструкцией N 128н. Согласно поправкам, которые содержит Приказ Минфина РФ N 164н, если все показатели формы не имеют числового значения, такая форма не составляется. При этом в разделе 5 "Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности" текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160, 0503360) делается соответствующая запись с указанием причин.
Основные формы отчетности: баланс (ф. 0503130) и отчет (ф. 0503121)
Баланс (ф. 0503130) является основной формой отчетности, поскольку содержит данные о стоимости активов, обязательств и финансовом результате. С 2010 года в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ*(2) все организации, производящие выплаты физическим лицам, перешли на уплату страховых взносов, в связи с чем Приказом Минфина РФ N 152н*(3) в Инструкции N 148н*(4) были скорректированы названия счетов, на которых отражались начисление и уплата страховых взносов. Это изменение коснулось отражения показателей по счету 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджет" в форме баланса (ф. 0503130). Так, в частности, в разделе III "Обязательства" указанной отчетной формы скорректирована строка 512, по которой показывается остаток по данному счету. При этом в Приказе Минфина РФ N 164н уточняется, что в случае, если остаток дебетовый, его следует отражать по данной строке со знаком "минус".
Следует отметить, что к балансу (ф. 0503130) субъекты бюджетной отчетности составляют справку о наличии имущества и обязательств, которая является его своеобразным приложением. Она формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных на забалансовых счетах. На сегодняшний день справка не имеет строки, по которой отражались бы данные по забалансовому счету 21 "Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации", поэтому Приказом N 164н введены указанные данные в состав показателей приложения.
Отчет (ф. 0503121) содержит данные о финансовых результатах деятельности учреждения в разрезе кодов КОСГУ по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Одним из изменений, внесенных Приказом Минфина РФ N 152н в Инструкцию N 148н, стало изменение наименования счета 1 401 01 160 - "Доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование".
В Приказе Минфина РФ N 164н это изменение учтено, и по строке 080 графы 4 рассматриваемого отчета следует отражать сумму по данным счета 1 401 01 160 "Доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование" (ранее - "Доходы от взносов и отчислений на социальные нужды").
Кроме того, в Приказе Минфина РФ N 164н уточнено, что графа 5 "Приносящая доход деятельность" консолидированного отчета (ф. 0503121) формируется аналогично графе 4 "Бюджетная деятельность".
Отчетная форма о принятых бюджетных обязательствах
Отчет (ф. 0503128) является отчетной формой, в которой отражаются принятые бюджетные обязательства. Все сведения в данном отчете распределены по двум основным разделам:
1) бюджетные обязательства по расходам;
2) бюджетные обязательства по выплатам источников финансирования дефицита бюджета.
При заполнении первого раздела следует учитывать разъяснения, которые ранее были доведены до субъектов бюджетной отчетности Письмом Федерального казначейства от 30.06.2010 N 42-7.4-05/2.2-420. Финансовое ведомство планирует внести следующие изменения.
Согласно п. 64.4 Инструкции N 128н при формировании раздела "Бюджетные обязательства по расходам" в графе 6 отражаются показатели данных соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 11 000 "Принятые бюджетные обязательства". В Приказе Минфина РФ N 164н в перечень приведенных аналитических счетов добавлен аналитический счет 1 502 11 261. В этой связи в графе 10 должны будут отражаться данные аналитического счета 1 304 05 261.
В графе 8 раздела "Бюджетные обязательства по расходам" предполагается не учитывать аналитические данные оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 1 210 03 000 "Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств" (в части расходов бюджета).
При формировании раздела "Бюджетные обязательства по выплатам источников финансирования дефицита бюджета" администраторам источников финансирования дефицита бюджета в графе 8 в Приказе Минфина РФ N 164н предусмотрено не показывать аналитические данные оборотов счета 1 210 03 000 "Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств" (в части источников внутреннего финансирования дефицита бюджета).
Отчетные формы об исполнении бюджета и сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности
Отчет (ф. 0503127) составляется на основании данных по исполнению бюджета получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, администраторов доходов бюджета в рамках осуществляемой ими бюджетной деятельности. Согласно изменениям, внесенным Приказом Минфина РФ N 164н, за 2010 год данную отчетную форму необходимо составлять и по дополнительным источникам бюджетного финансирования учреждениям, находящимся за пределами РФ. При этом главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджета при отражении показателей в графах 5, 6, 7 раздела "Источники финансирования дефицита бюджета" по строкам 520, 620 в годовой форме отражают обобщенные показатели исполнения по строкам, содержащим утвержденные на финансовый год плановые показатели по группировочным кодам классификации источников финансирования бюджета (ранее - по группировочным кодам БК РФ).
Отчет (ф. 0503137) является аналогом отчета (ф. 0503127), который составляется получателем бюджетных средств на основании данных по кассовому исполнению бюджета сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
В соответствии с п. 69 Инструкции N 128н в отчете (ф. 0503137) в графе 9 "Неисполненные назначения" на отчетную дату отражается разница соответственно по разделам "Доходы", "Расходы", "Источники финансирования дефицита" между графами 4 и 8. В Приказе Минина РФ N 164н разъяснено, что по строкам, не содержащим данные в графе 4, графа 9 не заполняется. При этом показатель графы 9 по строкам 010, 200, 520 определяется как сумма неисполненных назначений по разделу. Таким образом, согласно внесенным изменениям графа 9 по строке 450 не должна заполняться.
Пояснительная записка к годовой бюджетной отчетности
При составлении годовой отчетности пояснительная записка (ф. 0503160) заполняется всеми субъектами бюджетной отчетности. При ее заполнении следует руководствоваться разъяснениями, которые ранее были доведены Письмом Федерального казначейства от 31.12.2009 N 42-7.4-05/2.4-788.
Далее отметим изменения, касающиеся заполнения форм и таблиц, входящих в ее состав, которые внесены Приказом Минфина РФ N 164н в Инструкцию N 128н.
Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168). Из пункта 150 Инструкции N 128н исключены абзацы, регулирующие особенности формирования строк графы 7 "Наличие на конец года":
- 310 "Движение недвижимого имущества казны" (разность строк 320 и 330);
- 350 "Движение движимого имущества в составе имущества казны (разность строк 360 и 370);
- 410 "Движение нематериальных активов в составе имущества казны (разность строк 420 и 430).
Таким образом, при составлении отчета за 2010 год их заполнять не придется.
Отметим, что из порядка заполнения Минфин исключил ряд абзацев, которые содержали особенности отражения в отчете показателей увеличения и уменьшения групп нефинансовых активов. Это операции по централизованным поставкам, безвозмездному получению нефинансовых активов, прочие операции по поступлению нефинансовых активов, реализации имущества получателем бюджетных средств.
Сведения о финансовых вложениях получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503171). Согласно Приказу Минфина РФ N 164н при заполнении граф 1, 2 данной формы в них должны указываться номера соответствующих аналитических счетов счета 0 204 00 000 "Финансовые вложения", по которым на отчетную дату отражены остатки финансовых вложений и суммы финансовых вложений, числящихся по указанным счетам.
Сведения о государственном (муниципальном) долге (ф. 0503172). В Приказе Минфина РФ N 164н уточнено, что в графе 2 данной формы следует указывать суммы государственного (муниципального) долга, а также суммы предоставленных государственных (муниципальных) гарантий.
Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173). Согласно внесенным изменениям в приложении по разделам "Счета актива баланса", "Счета пассива баланса" в графе 1 следует указывать коды счетов бюджетного учета, содержащих в 22-23 разрядах номера счета плана счетов бюджетного учета коды аналитического счета, по которым остаток на начало отчетного финансового года не равен остатку на конец предыдущего отчетного финансового года.
Сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177). Данная форма претерпела значительные изменения. Согласно поправкам, внесенным Приказом Минфина РФ N 164н, это приложение формируется в части показателей исполнения бюджета.
Графа 3 формы, где указывался код расходов по БК РФ, по которому были осуществлены мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий, исключена из отчета.
Согласно Приказу Минфина РФ N 164н графа 4 должна заполняться в следующем порядке:
- по строке 010 "Проектирование прикладных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры" - расходы, связанные с проведением предпроектного обследования, разработки (доработки) технических требований, концепции, ФЭО, технического задания, эскизного проекта, технического проекта, топологии инфраструктурных решений, рабочей документации, с оценкой структуры ИКТ и связанных с ней работ, в том числе обеспечение безопасности информации и режимно-секретных мероприятий, разработкой нормативно-правовых актов, проведением исследований и прочих документов;
- по строке 020 "Разработка (доработка) программного обеспечения" - расходы, связанные с разработкой программного обеспечения, приобретение исключительных прав на программное обеспечение, доработка специализированного программного обеспечения прикладных систем, не являющегося собственностью учреждения;
- по строке 030 "Капитальные вложения в объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры" - расходы на работы по строительству специализированных зданий (помещений) для размещения технических средств и персонала, иные капитальные вложения;
- по строке 040 "Приобретение оборудования и предустановленного программного обеспечения" - расходы:
а) на приобретение автоматизированных рабочих мест, транспортно-коммуникационного оборудования, серверного, периферийного оборудования для организации офисной работы, на услуги по доставке и складированию оборудования, не включая расходы по закупке запасных инструментов и принадлежностей (комплектующих), расходы на монтаж сборных конструкций (шкафов и пр.);
б) на монтаж каналов, линий связи, наладкой оборудования, подготовкой и проведением индивидуальных испытаний и комплексного опробования оборудования, на монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, и др.;
- по строке 050 "Приобретение неисключительных прав на программное обеспечение" - расходы на приобретение прикладного и системного программного обеспечения, не предусмотренного в затратах на приобретение оборудования и предустановленного программного обеспечения;
- по строке 060 "Услуги по аренде оборудования" - расходы на аренду автоматизированных рабочих мест, транспортно-коммуникационного оборудования, серверного, периферийного оборудования для организации офисной работы, включая запасные инструменты и принадлежности (комплектующие);
- по строке 070 "Подключение (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам" - расходы на доступ к телефонной сети связи общего пользования; предоставление доступа к услугам междугородной и международной связи, доступ в Интернет по выделенной линии; доступ в Интернет (беспроводное подключение); доступ к VPN-подключению, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных (покупка контента);
- по строке 080 "Эксплуатационные расходы на информационно-коммуникационные технологии" - расходы на обеспечение функционирования и поддержку работоспособности прикладного и системного программного обеспечения, включая услуги по защите информации прикладного и системного программного обеспечения, техническое обслуживание аппаратного обеспечения, включающее контроль технического состояния, (например, чистка, смазывание, замена отдельных составляющих изделий или их регулировка, связанные с исполнением нормативных предписаний по порядку эксплуатации аппаратного обеспечения);
- по строке 090 "Обучение сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий" - расходы на разработку курсов для обучения, обучение пользователей создаваемых прикладных систем (ПО), прочее обучение в области информационно-коммуникационных технологий;
- по строке 100 "Прочие расходы в области информационно-коммуникационных технологий" - расходы, не относимые к другим категориям.
По решению финансового органа показатели расходов на информационно-коммуникационные технологии могут быть детализированы по кодам классификации расходов бюджетов РФ путем указания в графе 3 кодов классификации расходов бюджетов РФ.
Несколько слов о сроках сдачи отчетности
Читателей журнала, без сомнения, волнует вопрос о сроках сдачи годовой отчетности. Федеральным казначейством утвержден Приказ от 25.11.2010 N 19н "О сроках представления и принятия сводной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году" (зарегистрирован в Минюсте 08.12.2010 N 19143).
Информацию о сроках сдачи отчетности, касающуюся главных распорядителей силовых министерств и ведомств, приведем в таблице.
Глава | Наименование министерства или ведомства | За 2010 год | За I квартал 2011 года | За шесть месяцев 2011 года | За девять месяцев 2011 года |
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | 23.03.2011 | 26.04.2011 | 26.07.2011 | 26.10.2011 | |
Министерство обороны | 23.03.2011 | 26.04.2011 | 26.07.2011 | 26.10.2011 | |
Министерство внутренних дел | 23.03.2011 | 26.04.2011 | 26.07.2011 | 26.10.2011 | |
Федеральная служба безопасности | 21.03.2011 | 26.04.2011 | 26.07.2011 | 26.10.2011 | |
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков | 16.03.2011 | 25.04.2011 | 25.07.2011 | 25.10.2011 | |
Федеральная служба исполнения наказаний | 23.03.2011 | 26.04.2011 | 26.07.2011 | 26.10.2011 |
Конкретные сроки сдачи годовой отчетности будут доведены до получателей средств федерального бюджета с учетом дат, установленных главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств.
С. Валова,
эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 13.11.2008 N 128н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(3) Приказ Минфина РФ от 30.12.2009 N 152н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н".
*(4) Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"