Финансирование капитального строительства для нужд Минобороны
Ежегодно из федерального бюджета выделяются денежные средства на финансирование государственных капитальных вложений и капитального ремонта зданий и сооружений, в том числе для нужд Минобороны. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в редакции от 17.06.2010) (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) ранее государство инвестировало указанные средства на основании ежегодного перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет бюджетных ассигнований*(1). Согласно новой редакции данного пункта (от 23.07.2010) теперь государство принимает прямое участие в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем ежегодного формирования федеральной адресной инвестиционной программы (далее - Программа). О порядке формирования и реализации Программы, а также об особенностях ее составления в отношении капитального строительства для нужд Минобороны расскажем в данной статье.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 11 Федерального закона N 39-ФЗ, ст. 179.1 БК РФ Программа формируется и реализуется в порядке, установленном Правительством РФ. Во исполнение указанных норм законодательства Правительство РФ Постановлением от 13.09.2010 N 716 утвердило Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы (далее - Правила N 716).
Программа - это документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств федерального бюджета (далее - главные распорядители) бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) осуществление на территории РФ иных капитальных вложений (п. 2 Правил N 716):
- по объектам капитального строительства, строительство, реконструкцию или техническое перевооружение которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета (далее - объекты капстроительства);
- по иным приобретаемым для нужд федеральных органов исполнительной власти и (или) их территориальных органов объектам, включая жилье, приобретение которого осуществляется во исполнение законодательных актов РФ (далее - объекты недвижимости);
- по мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), которые могут включать в различном сочетании строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов капстроительства, приобретение объектов недвижимости и осуществление иных капитальных вложений (далее - мероприятия).
Распределение бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета федеральным государственным учреждениям на приобретение оборудования, не входящего в сметы строек, в состав Программы не включается.
Информационный ресурс
Помимо формирования и реализации самой Программы, Правила N 716 определяют порядок формирования и ведения информационного ресурса федеральной адресной инвестиционной программы.
Информационный ресурс адресной программы (далее - информационный ресурс) представляет собой совокупность сведений об объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), объектах недвижимости, подлежащих включению (включенных) в программу на основании нормативных правовых актов и решений, на весь период реализации инвестиционных проектов (п. 3 Правил N 716).
Согласно п. 43 Правил N 716 информационный ресурс формируется и ведется:
- военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ в отношении объектов капстроительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, включенных в программу и предназначенных для нужд обороны и безопасности РФ;
- Минэкономразвития в отношении иных объектов капстроительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, включенных в программу.
Сведения, содержащиеся в информационном ресурсе, используются для (п. 45 Правил N 716):
а) разработки:
- прогнозов и программ социально-экономического развития РФ;
- отраслевых доктрин;
- концепций и стратегий развития на среднесрочный и долгосрочный периоды;
- государственной программы вооружения;
- планов и программ военного строительства;
- государственного оборонного заказа;
- схем территориального планирования;
- проектов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
б) принятия решений о предоставлении бюджетных инвестиций, субсидий;
в) составления реестра расходных обязательств Российской Федерации;
г) иных целей, не противоречащих законодательству РФ.
Включение в информационный реестр сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне. Предоставляться указанные сведения из реестра могут лишь по запросам военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ и Минэкономразвития.
Формирование программы
Программа формируется (утверждается) на финансовый год и действует с 1 января по 31 декабря (п. 8 Правил N 716).
Согласно п. 4 Правил N 716 бюджетные ассигнования, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период для реализации инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) и для приобретения объектов недвижимости, включенных в государственный оборонный заказ, учитываются в адресной программе одной строкой и подлежат детализации в государственном оборонном заказе.
Исключением являются бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию мероприятий по строительству и приобретению жилья для военнослужащих и иных категорий лиц по основаниям, установленным законодательством РФ. Они отражаются в программе с разбивкой по главным распорядителям.
К сведению. Государственный оборонный заказ - правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности РФ: боевого оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества, комплектующих изделий и материалов, выполнение работ и предоставление услуг, а также экспортно-импортные поставки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами РФ (ст. 1 Федерального закона от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе"). Включение в государственный оборонный заказ объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, а также внесение в него изменений производятся с соблюдением требований, установленных Правилами N 716.
В программу включаются объекты капстроительства, мероприятия, объекты недвижимости, на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение и (или) приобретение) которых бюджетные ассигнования федерального бюджета предусмотрены (п. 5 Правил N 716):
- решениями Правительства РФ об утверждении долгосрочных (федеральных) целевых программ, внесении изменений в утвержденные программы;
- нормативными правовыми актами Правительства РФ о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капстроительства государственной собственности РФ, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы, о внесении изменений в утвержденные нормативные правовые акты;
- решениями федеральных государственных органов о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, о внесении изменений в принятые решения;
- нормативными правовыми актами Правительства РФ и решениями Президента РФ о предоставлении субсидий из федерального бюджета на софинансирование объектов капстроительства государственной собственности субъектов РФ, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ на софинансирование объектов капстроительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, о внесении изменений в утвержденные нормативные правовые акты;
- решениями федеральных органов исполнительной власти о предоставлении (распределении) субсидий, принимаемыми в установленном порядке, о внесении изменений в принятые решения.
Установлено, что при формировании программы на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов основанием для включения объектов капстроительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости в программу являются принимаемые Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период решения об объеме и (или) структуре расходных обязательств РФ на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов в части бюджетных ассигнований федерального бюджета:
а) на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капстроительства государственной собственности РФ;
б) на предоставление субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ;
в) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.
Процесс формирования программы состоит из следующих этапов:
1. Подготовка проекта программы. Данный проект формирует Минэкономразвития. Для этого оно:
- разрабатывает и доводит до субъектов бюджетного планирования методические рекомендации по подготовке предложений по определению бюджетных ассигнований из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в части, касающейся федеральных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты капстроительства, не включенные в федеральные целевые программы, а также предложений о предоставлении субсидий;
- собирает и рассматривает предложения об объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий по объектам капстроительства, мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), объектам недвижимости, предлагаемым для включения в проект адресной программы. Стоит отметить, что все предложения подготавливаются исходя из предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий, после утверждения Правительством РФ основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- принимает решение о включении объектов капстроительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости в проект программы с указанием объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на очередной финансовый год и плановый период, либо отказывает во включении в программу.
Согласно п. 12 Правил N 716 в проекте программы в отношении каждого объекта капстроительства указываются следующие данные:
- наименование объекта капстроительства (в отношении объекта, включенного в долгосрочную (федеральную) целевую программу (проект программы), также указывается наименование соответствующей программы (подпрограммы));
- код классификации расходов федерального бюджета (за исключением кода классификации операций сектора государственного управления);
- код вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, присваиваемый объекту капстроительства в соответствии со сферой деятельности, в которой он будет функционировать после ввода в эксплуатацию;
- государственный заказчик;
- застройщик;
- мощность объекта капитального строительства, подлежащего вводу в эксплуатацию;
- срок ввода в эксплуатацию;
- объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- срок подготовки проектной документации (в случае, если в соответствующем решении или нормативном правовом акте предусмотрены бюджетные ассигнования на разработку проектной документации и проведение инженерных изысканий, необходимых для подготовки такой документации);
- объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, выделяемых на разработку проектной документации и проведение инженерных изысканий (в случае, если в соответствующем нормативном правовом акте или решении предусмотрены бюджетные ассигнования на эти цели).
2. Направление проекта программы в Минфин. Минэкономразвития в установленный срок направляет проект программы (данные по проекту программы) в Минфин для последующего его внесения в Правительство РФ. Данные по проекту программы представляются также в Госдуму Федерального собрания в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 22 Правил N 716).
3. Уточнение проекта программы. В процессе принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период проект программы уточняется. Процесс уточнения осуществляется Минэкономразвития с участием субъектов бюджетного планирования (п. 23 Правил N 716).
4. Утверждение программы. Программа утверждается Минэкономразвития в двухнедельный срок со дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 24 Правил N 716).
Реализация программы
В соответствии с п. 27 Правил N 716 утвержденная программа служит основанием для:
- размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд. При этом стоит отметить, что, если по итогам размещения заказов в отношении объектов капитального строительства (объектов недвижимости) подрядные организации (поставщики товаров и услуг) не определены, указанные объекты могут быть исключены из адресной программы;
- заключения договоров с юридическими лицами, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями, в целях реализации бюджетных инвестиций, а также соглашений с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ о предоставлении субсидий.
Затраты на размещение заказа включаются в сметную стоимость объекта капитального строительства.
Если по итогам размещения заказа стоимость строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капстроительства или приобретения объектов недвижимости была снижена, в программу вносятся соответствующие изменения на основании предоставленных главными распорядителями уточненных сведений по объемам бюджетных ассигнований федерального бюджета и источникам финансирования на весь период осуществления строительства. Внесение изменений в программу производится также в случаях (п. 31 Правил N 716):
- осуществления перераспределения бюджетных ассигнований федерального бюджета между текущим финансовым годом и плановым периодом в пределах предусмотренного программой объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период соответственно по объекту капитального строительства, мероприятию (укрупненному инвестиционному проекту), объекту недвижимости и в пределах лимита бюджетных обязательств в текущем финансовом году и плановом периоде, установленного главному распорядителю на эти цели;
- осуществления перераспределения бюджетных ассигнований федерального бюджета между объектами капитального строительства, мероприятиями (укрупненными инвестиционными проектами), объектами недвижимости одного главного распорядителя в текущем финансовом году в пределах общего объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на текущий финансовый год, предусмотренного этому главному распорядителю, с учетом ограничений по внесению изменений в показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств, установленных бюджетным законодательством РФ;
- изменения состава или полномочий (функций) главных распорядителей (подведомственных им учреждений);
- уменьшения объема бюджетных ассигнований федерального бюджета по результатам размещения заказов в отношении объектов капитального строительства, объектов недвижимости;
- изменения организационно-правовой формы застройщика;
- внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, влияющей на реализацию бюджетных инвестиций и предоставление субсидий.
В несение изменений в программу осуществляется Минэкономразвития по согласованию с Минфином (п. 29 Порядка N 716).
В рамках реализации программы, государственный заказчик исполняет следующие функции (п. 39 Правил N 716):
- несет ответственность за реализацию инвестиционных проектов в отношении объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, включенных в адресную программу;
- обеспечивает размещение заказов в соответствии с законодательством РФ и заключает соответствующие государственные контракты (договоры);
- представляет ежемесячно в территориальный орган Росстата по месту нахождения объектов капстроительства, включенных в адресную программу, отчет о ходе поставки товаров, выполнения работ, а также об оказании услуг в отношении указанных объектов;
- в случае ликвидации или реорганизации застройщика сообщает об этом и о состоянии объектов незавершенного строительства в письменной форме в Минэкономразвития, Росимущество и Росстат;
- в случае возбуждения дела о банкротстве в отношении поставщика товаров (исполнителя работ и услуг), которому был выплачен аванс, сообщает об этом в ФНС для ее участия в представлении в делах о банкротстве требований РФ по денежным обязательствам;
- исполняет иные функции, предусмотренные законодательством РФ.
Информация о ходе реализации программы в отношении включенных в нее объектов капстроительства, объектов недвижимости, мероприятий, предназначенных для нужд Минобороны, представляется главными распорядителями в Военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ ежеквартально, которая впоследствии направляет эту информацию в Минэкономразвития. В отношении иных объектов капстроительства информация представляется напрямую в Минэкономразвития. Последний, в свою очередь, собирает всю представленную информацию, обобщает ее и уже сводную информацию о ходе реализации программы в целом представляет в Правительство РФ.
Л. Ларцева,
эксперт журнала "Силовые
министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 N 714 (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 716 "Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной инвестиционной программы").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"