Темперамент, мышление и мотивация персонала
Человеческий фактор во многом определяет успех любой организации, руководители которой ожидают от работников максимальной отдачи. Однако исследования показывают, что в среднем 5% сотрудников всегда работают хорошо, 5-7% всегда работают плохо, а для эффективной работы остальных 88% требуется правильная постановка целей и задач с обязательным контролем их исполнения*(1).
Какие же приемы могут применять руководители для мотивации работников с учетом их личностных потребностей и ценностей? Для выработки и применения подобных приемов ключевым является понятие "мотиватор". С. Иванова предлагает следующее определение: "мотиваторы - это те факторы, которые повышают эффективность работы человека и (или) его удовлетворенность, поскольку соответствуют тем его внутренним потребностям (мотивам), которые в настоящий момент не удовлетворены частично или полностью"*(2).
Индивидуальный набор мотиваторов у сотрудника обуславливается типом его темперамента, стиля мышления, набором уже удовлетворенных потребностей, внешней средой (например, этапом становления организации) и пр.
Проектирование системы мотивации требует учета большого спектра факторов, влияющих на мотивацию. Ниже мы рассмотрим типы темперамента и мышления.
Мотивация в зависимости от темперамента
Н. Самоукина предлагает набор мотиваторов для работников с различным темпераментом*(3) (холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник).
Холерики характеризуются весьма высокими темпоритмами, склонностью к общению, они быстро говорят и действуют, что иногда переходит в суетливость. Нацеленность холериков на активность позволяет руководителям не подгонять их в работе, однако им необходимо быть готовыми к частым перепадам настроения подобных подчиненных.
Мотивировать холерика могут:
Участие в инновационных проектах.
Командировки, интенсивное общение с новыми людьми.
Самостоятельность в работе.
Публичная похвала, корпоративные знаки отличия.
Вертикальная карьера и возможность власти.
Обучение.
Флегматик - спокойный и сдержанный человек, достаточно медлительный, долго усваивает новую информацию, долго думает, принимая решение, и не отступает от него. Флегматичные люди не склонны к общению и не проявляют склонности к лидерству. Они долго воспринимают инновации, консервативны, хорошо работают в условиях монотонности, однообразия, незаменимы там, где требуются выдержка, усидчивость. Характерная особенность флегматиков - накапливать в себе недовольство, поэтому время от времени их надо вынуждать делиться мыслями.
Руководителям лучше подталкивать подобных подчиненных к получению результатов. Хорошим приемом будет постановка перед ними сразу цепочки задач, планирование наперед. Добросовестный флегматик будет стараться выполнить работу, например к 10 ноября, зная, что 15-го числа получит новое задание.
Мотиваторами для флегматика являются:
Стабильность и устойчивость компании на рынке.
Регулярность заработка, не столько высокий его размер, сколько соответствие рынку труда.
Хорошие условия труда.
Уважительное отношение руководства.
Меланхолик имеет весьма чувствительный темперамент, склонен к обидам, часто окружен страхами. Именно страхи и осторожность позволяют меланхоликам развивать способность видеть наперед, быть проницательными и хорошо чувствовать людей.
Страх перед возможными ошибками вынуждает меланхоликов проверять выполненную работу с особой тщательностью, что в ряде случаев верно. Однако новые амбициозные проекты не для них, лучше всего меланхолики выполняют знакомые процедуры.
Мотивировать меланхолика могут:
Похвала от руководителя.
Внимание руководства к личным делам.
Добрые отношения с коллегами.
Регулярный отдых.
Стабильная работа.
Сангвиник - по характеру самостоятельный и независимый человек. Обладает, как и холерик, энергией, однако в большей степени контролирует ее и более вынослив. Любит быть в центре внимания, хороший стратег и политик. Сангвиник с удовольствием берется за новый проект, но нуждается в контроле, так как при возможности переключается на новое дело, не завершив предыдущее. Мотиваторами для него являются:
Заработная плата.
Перспектива карьерного роста.
Возможность повышения профессиональной компетенции.
Престижный офис, имиджевые атрибуты.
Корпоративные мероприятия.
Интенсивная интересная работа с возможностью инноваций.
Мотивация и стиль мышления
А. Алексеев и Л. Громова предлагают классифицировать сотрудников по стилю мышления, определяя аналитиков, прагматиков, реалистов, критиков и идеалистов*(4).
Аналитик - ответственный и дисциплинированный специалист, педантичный и организованный, склонный к профессиональному развитию. Аналитик, выполняя поставленные задачи, нуждается в коррекции руководителя в связи с тем, что иногда чрезмерно ориентирован на теорию, а не на достижение конкретного результата.
Мотивировать аналитика могут:
Положение компании, ее известность на рынке.
Работа в команде признанных профессионалов.
Обучение, повышение квалификации, участие в профессиональных конференциях.
Четкие карьерные перспективы в течение одного - трех лет.
Заработная плата, соответствующая рынку.
Партнерский стиль руководства и самостоятельность в работе.
Обратите внимание! Сотрудники исследовательского отдела одной из крупных производственных компаний "воспарили духом" и стали полностью отдаваться работе после того, как по настоянию директора компании их непосредственный начальник был выдвинут на участие в федеральном конкурсе лучшего в профессии.
Прагматик - инноватор и борец. Предлагает рисковые проекты с выдающимися перспективами, однако мало внимания уделяет деталям. В беседах открыт, проявляет свою позицию, конфликтен и недостаточно гибок. "На коротких дистанциях" за счет упорства и жесткости он эффективен, однако "на длинных" из-за нехватки терпения может проиграть.
Хороший мотиватор для прагматика - постановка новаторской задачи, например открытие нового филиала.
Также эффективна постановка четких задач с результатами, достигаемыми в ближайшей перспективе. Если прагматик оказывается включенным в долгосрочный проект, полезно будет составить для него список промежуточных целей, соотнеся каждую из них с измеримыми результатами. Если прагматик не будет видеть позитивной динамики и успеха своих действий, его интерес к проекту существенно уменьшится.
Рутина и однообразие демотивируют прагматика, поэтому даже в рамках одного проекта может быть полезным некоторое изменение его функционала.
Реалисты сочетают в себе живость, активность, работоспособность и открытость в дискуссиях прагматиков, но в отличие от них больше ценят факты и цифры, законы и инструкции. Дисциплинированны и методичны в работе, чем напоминают аналитиков.
Главный мотиватор реалиста - вертикальная карьера. Эффективными будут также:
Допуск к руководству.
Бонусы и социальный пакет.
Участие в общении с партнерами, подтверждающее статус сотрудника.
Обратите внимание! Руководство производственной компании, обратив внимание на демотивированность одного из инженеров, ответственного за определенный производственный участок, приняло решение приглашать его наряду с директором по производству на переговоры с поставщиками оборудования, включив в круг высшего руководства и продемонстрировав тем самым его значимость для компании.
Необходимость присутствия в коллективе критика - дискуссионный вопрос. На наш взгляд, конструктивный критик полезен в эпоху кризиса и оценки рисков новых проектов. В период стабильности и устойчивости присутствие критика в команде одобряется далеко не всеми руководителями.
Мотивировать критика могут:
Поддержка и лояльность руководства.
Устойчивая бесконфликтная атмосфера в команде.
Идеалист - работник, разряжающий атмосферу, смягчающий работу критика. Он избегает конфликтов и может сдать позиции для сохранения отношений. С одной стороны, идеалист способен проводить эффективные переговоры, он вызывает доверие у партнеров, с другой - его мягкость должна находиться под контролем.
Идеалиста мотивируют хорошая атмосфера в коллективе и поддержка руководства, для него особенно важна позитивная, а не карательная мотивация.
Стоит помнить, что один и тот же мотивационный фактор можно использовать по-разному. С. Иванова приводит следующий пример: "Предположим, у нас появилась возможность предоставить сотруднику новое оборудование для работы. Мы можем просто выдать ему все это, а можем превратить в способ поощрения. Если его (сотрудника) мотиватор - признание, похвала, то мы можем отметить, что ему предоставили такую возможность как... успешному сотруднику. Если его мотиваторы связаны с достижениями или профессиональным ростом, следует подчеркнуть, что новое оборудование позволит ему добиться еще больших успехов"*(5).
П.А. Жегин,
ведущий специалист отдела планирования
и подбора персонала Россельхозбанка
"Руководитель бюджетной организации", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Клочков, A. KPI и мотивация персонала / А. Клочков. - М., 2010. Стр. 9.
*(2) Иванова, С. Мотивация на 100%: а где же у него кнопка? / С. Иванова. - М., 2009. Стр. 10.
*(3) Самоукина, Н. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах / Н. Самоукина. - М., 2010. Стр. 140-159.
*(4) Алексеев, А., Громова, Л. Поймите меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / А. Алексеев, Л. Громова. - СПб, 1993.
*(5) Иванова, С. Указ. соч. Стр. 84.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"