Видеоконференцсвязь для профессионалов
Едва ли существуют организации, обходящиеся без взаимодействия с другими структурами и компаниями: вышестоящими, нижестоящими, удаленными подразделениями, поставщиками, подрядчиками, партнерами и пр. Каким образом поддерживать темп больших проектов, вовремя получать важную информацию и экспертные оценки, вырабатывать компромиссные решения?
Зачастую без непосредственного общения участников процесса не обойтись. Значит, собираем чемодан и отправляемся в командировку? В наше время это далеко не оптимальное решение, ведь оно требует значительных финансовых и, главное, временных затрат. В большинстве случаев более эффективным будет использование видеоконференций, позволяющих собрать необходимый кворум в виртуальной переговорной быстро и без накладных расходов. Однако к вопросу, нужна ли вашей организации видеоконференцсвязь (сокращенно - ВКС), стоит подойти творчески и индивидуально.
Малые проблемы - малой кровью
Начиная реализацию любого технически сложного проекта, первым делом стоит четко оценить свои потребности - иначе, вложив в него значительные средства, вы, например, с неудовольствием обнаружите, что можете использовать развернутую систему не более чем на 10%. Или, что хуже, поймете: результат вовсе не удовлетворяет вашим требованиям.
Итак, с кем и в каком формате вам предстоит общаться? Если речь идет о неформальных (хотя и служебных) разговорах "с глазу на глаз" или в небольшой компании, то, возможно, вам удастся обойтись вообще без закупки специального оборудования. Функциональность видеозвонка имеют сейчас многие даже неспециализированные программы, например интернет-мессенджеры типа ICQ. Если же говорить о специализированных программах, то здесь на первом месте, несомненно, Skype - средство мультимедийного общения посредством Интернета. Существуют и другие аналогичные сервисы.
В чем достоинство такого подхода? Прежде всего, в его дешевизне. Инвестиции минимальны - необходимы лишь web-камера для трансляции видео и микрофон. Кстати, во многие ноутбуки и то, и другое уже встроено. Данные программные решения позволяют организовать как двусторонние, так и многосторонние видеоконференции, что вполне достаточно для решения большинства несложных "житейских" задач. Однако для профессионального применения, возможно, вам хотелось бы найти средства более надежные, безопасные с точки зрения конфиденциальности, более приспособленные для решения серьезных задач. Если есть ощущение, что примитивные решения для вас недостаточны, нужно переходить на следующий уровень сложности - аппаратные средства ВКС.
Профессионально и дорого
Итак, для проведения видеоконференций необходимы микрофон, видеокамера, монитор, а также софт, который всем управляет. Этот набор можно купить по отдельности. А можно приобрести все вместе, ну, или почти все. Получается специализированный, практически готовый к использованию комплекс ВКС. Исполнение его бывает разным.
Индивидуальное рабочее место оснащается системой ВКС в виде ЖК-дисплея со встроенной камерой и микрофоном. Дисплей может работать и в режиме компьютерного монитора, и как терминал ВКС, переключаясь между ними автоматически. Такой системе самое место, например, в кабинете руководителя или в небольшом удаленном подразделении. Применяется она и как портативное решение, вывозимое, скажем, на удаленный объект, в командировку рабочей группой или просто в необорудованное помещение для быстрого развертывания связи. Есть и компактные носимые, защищенные решения для наиболее экстремальных условий.
Если требуется привлечь к общению группу товарищей, то и монитор, и камера должны быть помощнее. Обычно в таком случае дисплей заказывается отдельно исходя из потребностей, а устройство ВКС включает в себя камеру, микрофон и необходимое дополнительное оборудование. Внешне оно выглядит как "нахлобучка", надеваемая на монитор (такой форм-фактор называют set-top). Данный вариант подходит для оборудования небольшой специализированной конференц-комнаты на несколько человек.
Если же речь идет о чем-то более масштабном и пафосном (оснащении большой комнаты, проведении каких-либо массовых мероприятий), то здесь потребуются уже компонентные системы, состоящие из необходимого количества микрофонов, камер и устройств вывода изображения (ЖК-мониторов, плазменных панелей, цифровых проекторов).
Комплексные системы ВКС производятся несколькими компаниями, самые известные - Tandberg, Polycom, Sony. В чем их привлекательность с точки зрения профессионального пользователя? Прежде всего в использовании фирменных технологий, повышающих качество обслуживания и надежность системы. На первый взгляд, в механизме их работы нет ничего сложного: система ВКС передает свой видео- и аудиопоток и принимает потоки со стороны собеседника. Однако на самом деле нюансов, не видных пользователю, здесь предостаточно. Например, каким образом распределить скорости потоков от пользователей в том случае, если скорость их подключения к Интернету существенно различается? Каким образом реагировать на разрыв соединения с пользователем, как быстро восстановить картинку, как нивелировать пропадание части данных? Как передать картинку высокого разрешения (а для больших экранов видео должно быть очень качественным), используя как можно меньшую полосу канала в Интернете? Все эти задачи каждую секунду трансляции решает интеллектуальное ядро системы ВКС. У небольших систем для решения простых задач оно встроено в общий корпус, у крупных - вынесено в отдельный модуль, цена которого составляет значительную часть стоимости всего комплекса.
Комплексы ВКС не только хорошо выполняют базовые функции видеосвязи, но и предлагают большой набор дополнительных, подчас весьма полезных. Например, в некоторых случаях обязательно протоколирование конференции, запись ее в каком-либо формате для последующего хранения и просмотра. Достаточно часто при обсуждении документов, эскизов, чертежей требуется подключение документ-камеры высокого разрешения. Или, скажем, необходимо, чтобы наряду с картинкой участников видеоконференции в отдельном окне транслировалась чья-либо презентация, видимая всем. А может быть, сторонам общения требуется передавать друг другу файлы во время переговоров? Все эти потребности можно удовлетворить с помощью аппаратных систем ВКС.
Всем хороши комплексные решения ВКС: надежны, функциональны, интеллектуальны. Но все-таки они не лишены недостатков. Во-первых, требуют высококвалифицированного персонала для настройки и обслуживания. Лучше обратиться к сертифицированным поставщикам того или иного производителя на этапе проектирования, чтобы получить набор совместимого между собой оборудования, полностью удовлетворяющего вашим запросам. Им же следует поручить и ввод оборудования в эксплуатацию. Ну, и, во-вторых, стоимость такого решения будет отнюдь не символической. Скажем, одно индивидуальное рабочее место можно оценить в несколько тысяч долларов, групповое - от 10 000. Инфраструктура из нескольких конференц-комнат, специализированного сервера конференц-связи и дополнительных аксессуаров легко "выскочит" из бюджета в 100 000 долларов. Можно ли найти компромиссное решение, более функциональное, чем бесплатные варианты, но не такое дорогое, как аппаратное? Да, такие решения есть.
Сервис, живущий в сети
Старый принцип "то, что невыгодно покупать, возьмите в аренду" полностью справедлив и для случая видеоконференций. Наверное, можно арендовать и готовую инфраструктуру ВКС, но сейчас речь идет немного о другом. Передача аудио и видео осуществляется через Интернет. В нем есть сервисы, готовые предложить свои услуги в этой области, причем различного свойства.
В идее создать интернет-сервис более специализированный, чем Skype, на видеоконференциях нет ничего оригинального. Наверное, поэтому их существует предостаточно - и в российском сегменте сети, и за рубежом. В качестве примера рассмотрим сервис ooVoo, рекомендованный автору статьи несколькими профессиональными пользователями. Как в случае со Skype, каждому собеседнику понадобятся лишь камера, микрофон и персональный компьютер с быстрым подключением к Интернету. Стоимость годовой подписки на пять рабочих мест составляет 1 650 долларов. Что вы получите за эти деньги? Возможность проводить видеоконференции высокого разрешения прямо из окна браузера, без установки дополнительного программного обеспечения, совместное использование рабочего стола, хранение записей переговоров прямо в хранилище сервиса (с доступом через Интернет), текстовые чаты, пересылку файлов. Не так уж и мало, а ведь никаких затрат, кроме абонентской платы, не предвидится - ни на персонал (интерфейс сервиса ориентирован на неопытного пользователя), ни по большому счету на оборудование (покупку web-камер и микрофонов позвольте затратами не считать).
К задаче обеспечения ВКС есть и другой подход. Функционал видеозвонков постепенно становится базовым для сервисов VoIP, не только глобальных, таких как Skype, но и местных, работающих на российском рынке, в том числе продвигаемых крупными коммуникационными холдингами и операторами фиксированной связи как дополнительный способ привлечения клиентов, а следовательно, и получения дохода. Применяемое ими оборудование и программное обеспечение VoIP позволяют предоставлять большое количество дополнительных функций - их список не меньше, чем у вышеприведенного ooVoo. Автор статьи принимал участие в тестировании видеосервиса одного из крупных российских операторов связи (в коммерческую эксплуатацию сервис пока не запущен). Тестирование проводилось с помощью программного телефона, устанавливаемого на персональный компьютер; в набор его функций, помимо стандартных, входили обмен файлами и мгновенными сообщениями, совместное использование "белой доски" для рисования и буфера обмена, совместный просмотр web-страниц. Возможности интеллектуального ядра системы позволяют "развернуть" и другие дополнительные услуги в случае их востребованности.
Несмотря на то что услуги ДВО (дополнительные виды обслуживания), в число которых входит и ВКС, у операторов связи в настоящий момент развиты не так, как у специализированных сервисов, профессиональным клиентам в силу некоторых причин они могут показаться более предпочтительными для использования. В первую очередь речь идет о корпоративной информационной безопасности. Работая с интернет-сервисами, тем более зарубежными, вы должны отдавать себе отчет в том, что не имеете возможности проследить за судьбой вашей видеоинформации и характером ее использования третьими лицами. С российским оператором юридически проще установить взаимообязывающие отношения и проследить за выполнением всех договоренностей. Кроме того, полноценный корпоративный характер взаимоотношений позволит более гибко настроить инфраструктуру оператора под потребности конкретного заказчика, то есть вас, согласовать сроки и характер реакции на возникающие у вас затруднения и т.д.
В этой статье было рассмотрено три подхода ко внедрению ВКС для профессиональных нужд организации. Возможно, кто-то решит попробовать их все, чтобы самому оценить плюсы и минусы каждого для конкретной ситуации. А кто-то из руководителей, возможно, сразу сделает свой выбор. В любом случае хотелось бы закончить повествование тем же, с чего оно начиналось. Тема ВКС слишком сложна и многообразна, чтобы принимать решение на основе одной статьи. За исчерпывающими разъяснениями и эскизами проектов внедрения рекомендуем обратиться к профессионалам!
В.Б. Сорокин,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 1, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"