Долговые обязательства в учетной политике в 2011 г.
В настоящее время в своей хозяйственной деятельности компании активно используют "чужие" денежные средства в виде кредитов или займов. Порядок обслуживания долговых обязательств заемщика в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету не содержит строгих правил учета. Это в свою очередь означает, что долговые обязательства должны стать элементом учетной политики организации-заемщика.
Пунктом 7 ПБУ 1/2008 определено, что при формировании учетной политики по конкретному вопросу в части организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых российским законодательством и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. При отсутствии законодательно установленных способов фирма разрабатывает собственную методику ведения учета, основываясь на действующем бухгалтерском законодательстве и МСФО.
Таким образом, в разделе своей учетной политики, посвященном долговым обязательствам, организация должна осветить лишь те моменты, в части которых бухгалтерское законодательство:
- предлагает несколько вариантов учета;
- предписывает организации принять самостоятельное решение;
- не содержит конкретного порядка учета операций, связанных с долговыми обязательствами.
При выборе методов учета долговых обязательств организация должна руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008)", утвержденным приказом Минфина России от 6.10.08 г. N 107н (ред. от 8.11.10 г.).
Анализируя положения ПБУ 15/2008, можно сделать вывод, что в своей учетной политике организация-заемщик должна закрепить следующие положения.
1. Порядок отражения основной суммы долга по полученным кредитам и займам.
Основная сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организацией как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре (п. 2 ПБУ 15/2008). Следовательно, в рабочем плане счетов организации необходимо выделить субсчета, на которых компания будет учитывать основную сумму долга, и сумму начисленных процентов соответственно. О том, что учет основной суммы долга и учет процентов ведутся отдельно, указывает и п. 4 ПБУ 15/2008.
Отметим, что ПБУ 15/2008 не требует подразделять задолженность организации по полученным займам и кредитам на краткосрочную и долгосрочную задолженность.
Однако п. 19 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.07.99 г. N 43н (ред. от 8.11.10 г.), установлено, что в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.
Следовательно, задолженность по кредитам и займам необходимо подразделять на долгосрочную и краткосрочную, несмотря на то что об этом ничего не сказано в ПБУ 15/2008. Поэтому организация должна отразить в своей учетной политике положение о том, осуществляет ли она перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную или учитывает находящиеся в ее распоряжении заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, до истечения указанного срока в составе долгосрочной задолженности.
2. Состав дополнительных затрат по займам и порядок их списания.
В силу п. 3 ПБУ 15/2008 дополнительными расходами по займам являются:
- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;
- суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора);
- иные расходы, непосредственно связанные с получением займов.
Так как перечень дополнительных расходов по займам является открытым, организация во избежание споров с налоговыми органами может в своей учетной политике привести свой состав расходов, которые будут ею учитываться в качестве дополнительных расходов, непосредственно связанных с получением кредитов и займов.
Дополнительные расходы по займам (кредитам) независимо от цели, на которые они получены, включаются в состав прочих расходов (п. 8 ПБУ 15/2008). Причем учитываться они могут как единовременно в периоде, к которому относятся (п. 6 ПБУ 15/2008), так и равномерно в течение срока действия договора (абзац 2 п. 8 ПБУ 15/2008).
Следовательно, организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике порядок включения дополнительных расходов в состав прочих расходов:
- либо относить дополнительные расходы к прочим расходам в том отчетном периоде, в котором они произведены;
- либо предварительно учитывать дополнительные расходы как дебиторскую задолженность, а затем включать их в состав прочих расходов равномерно в течение срока погашения кредита.
3. Порядок отражения расходов по займам и кредитам и признание процентов по кредитам и займам.
Согласно п. 4 ПБУ 15/2008 расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете отдельно от основной суммы обязательства по полученному займу или кредиту.
К расходам, которые связаны с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, относятся, в частности, проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу или кредитору.
В соответствии с п. 6 ПБУ 15/2008 расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому они относятся; они признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008).
В соответствии с п. 8 ПБУ 15/2008 проценты за пользование заемными средствами включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов:
- равномерно;
- исходя из условий предоставления займа (кредита) в том случае, когда такое включение существенно не отличается от равномерного включения.
Исходя из того, что ПБУ 15/2008 содержит несколько вариантов учета процентов, организация должна выбрать свой метод и закрепить его использование в своем нормативном документе.
4. Учет начисленных процентов на вексельную сумму у векселедателя.
В соответствии с п. 15 ПБУ 15/2008 начисленные проценты отражаются в составе прочих расходов:
- в том отчетном периоде, в котором они начислены;
- равномерно в течение предусмотренного векселем срока выплаты полученных взаймы денежных средств.
Так как в части учета процентов на вексельную сумму ПБУ 15/2008 содержит два возможных варианта, организация-векселедатель обязана избрать свой вариант, которым она будет руководствоваться в работе, и закрепить его использование в учетной политике.
В. Семенихин,
эксперт
"Финансовая газета", N 4, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.