Учтем результат
На счете 90 отражаются выручка и себестоимость товаров, услуг по перевозке грузов и пассажиров, а также транспортно-экспедиционных и погрузочно-разгрузочных операций. Там же учитывается участие в уставных капиталах других организаций. Разберем некоторые нюансы учета финансовых результатов транспортных организаций.
При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 "Продажи" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 "Готовая продукция", 41 "Товары", 44 "Расходы на продажу", 20 "Основное производство" и др. в дебет счета 90 "Продажи".
В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 "Продажи" отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету - их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 "Товары") с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 "Торговая наценка").
К счету 90 "Продажи" могут быть открыты субсчета:
- 90-01 "Выручка";
- 90-02 "Себестоимость продаж";
- 90-03 "Налог на добавленную стоимость"
- 90-04 "Акцизы";
- 90-05 "Экспортные пошлины";
- 90-09 "Прибыль/убыток от продаж".
На субсчете 90-01 "Выручка" учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.
На субсчете 90-02 "Себестоимость продаж" учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-01 "Выручка" признана выручка.
По дебету субсчета 90-02 "Себестоимость" отражаются:
- затраты предприятий в связи с осуществлением ими обычных видов хозяйственной деятельности - в корреспонденции со счетами учета затрат (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу");
- стоимость продукции собственного производства - в корреспонденции со счетом 43 "Готовая продукция";
- стоимость полуфабрикатов собственного производства, реализованных на сторону, - в корреспонденции со счетом 21 "Полуфабрикаты собственного производства";
- учетная стоимость реализованных товаров - в корреспонденции со счетом 41 "Товары";
- списание стоимости отгруженной продукции (товаров) одновременно с признанием выручки от продажи либо при поступлении извещения комиссионера о продаже переданных ему товаров - в корреспонденции со счетом 45 "Товары отгруженные";
- отклонения фактической стоимости продукции от нормативной (если фактическая окажется больше нормативной) - в корреспонденции со счетом 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)".
На субсчете 90-03 "Налог на добавленную стоимость" учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).
На субсчете 90-04 "Акцизы" учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров).
На субсчете 90-05 "Экспортные пошлины" организации учитывают суммы таможенных пошлин, включенных в цену проданной на экспорт продукции (товаров).
Субсчет 90-09 "Прибыль/убыток от продаж" предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 90-01 "Выручка", 90-02 "Себестоимость продаж", 90-03 "Налог на добавленную стоимость", 90-04 "Акцизы", 90-05 "Экспортные пошлины" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-02 "Себестоимость продаж", 90-03 "Налог на добавленную стоимость", 90-04 "Акцизы", 90-05 "Экспортные пошлины" и кредитового оборота по субсчету 90-01 "Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-09 "Прибыль/убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.
Аналитический учет по счету 90 "Продажи" организуется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет можно вести по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.
Счет 90 "Продажи" корреспондирует со счетами:
По дебету | По кредиту |
11 "Животные на выращивании и откорме" | 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" |
20 "Основное производство" | 50 "Касса" |
21 "Полуфабрикаты собственного производства" | 51 "Расчетные счета" |
23 "Вспомогательные производства" | 52 "Валютные счета" |
26 "Общехозяйственные расходы" | 57 "Переводы в пути" |
29 "Обслуживающие производства и хозяйства" | 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" |
40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" | 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" |
41 "Товары" | 79 "Внутрихозяйственные расчеты" |
42 "Торговая наценка" | 98 "Доходы будущих периодов" |
43 "Готовая продукция" | 99 "Прибыли и убытки" |
44 "Расходы на продажу" | |
45 "Товары отгруженные" | |
58 "Финансовые вложения" | |
68 "Расчеты по налогам и сборам" | |
79 "Внутрихозяйственные расчеты" | |
99 "Прибыли и убытки" |
Отметим, что выручка - это сумма средств, которую вы получили или должны получить от покупателей (заказчиков) за проданные им товары (продукцию, выполненные работы, оказанные услуги). Сумма выручки отражается на субсчете 90-1, если она получена от обычных видов деятельности вашей организации, то есть от продажи продукции и товаров, выполнения работ или оказания услуг. Для учета прочих доходов используйте субсчет 91-1 "Прочие доходы" счета 91 "Прочие доходы и расходы".
Как правило, обычные виды деятельности организации указаны в ее уставе (в разделе "Виды деятельности"). Однако часто в этом разделе устава бывает записано, что организация может осуществлять "любую деятельность, не запрещенную законодательством". В таком случае доходы считаются полученными от обычных видов деятельности, если ваша организация получает те или иные доходы регулярно и их сумма превышает 5% от общей суммы выручки за отчетный период.
При отражении в учете выручки от обычных видов деятельности вы должны сделать запись по кредиту субсчета 90-1:
- признана сумма выручки от продажи товаров (продукции, выполнения работ, оказания услуг).
Отразить выручку в учете вы должны сразу после того, как право собственности на продаваемые вашей организацией товары (продукцию) перешло к покупателю (работа принята заказчиком, услуга оказана). Как правило, это происходит в момент отгрузки товаров (продукции) или в момент передачи заказчику результатов выполненных работ (оказанных услуг).
Одновременно с отражением выручки вам следует списать себестоимость проданных товаров (продукции, выполненных работ, оказанных услуг) в дебет субсчета 90-2:
Дебет 90-2 Кредит 41 (43, 45, 20)
- списана себестоимость проданных товаров (продукции выполненных работ, оказанных услуг).
По дебету субсчета 90-2 вы должны указать себестоимость только тех товаров (продукции, работ, услуг), доход от продажи которых учтен по кредиту субсчета 90-1.
В договоре купли-продажи вы можете предусмотреть, что право собственности переходит к покупателю не в момент отгрузки товара, а позже (например, после того, как товар будет оплачен). Договор, в котором содержится такое условие, называют еще договором с особым переходом права собственности. В этом случае вы должны отразить выручку только после получения денег от покупателя. А товары, которые вы передали покупателю по такому договору, до момента их оплаты учитываются на счете 45 "Товары отгруженные". При этом в учете вы должны сделать проводку:
- отгружены товары (готовая продукция) по договору переходом права собственности.
Пример
ООО "Зебра" отгрузило покупателю товар. Согласно договору покупатель приобретает право собственности на товар после его оплаты. Цена товара - 120 000 руб., себестоимость - 60 000 руб. При этом бухгалтер ООО "Зебра" должен сделать проводки:
- 60 000 руб. - отгружен товар покупателю;
- 120 000 руб. - получены деньги от покупателя в оплату товара;
- 120 000 руб. - отражена выручка от продажи;
- 60 000 руб. - списана себестоимость отгруженных товаров.
Существуют также особенности отражения выручки по товарообменным (бартерным) сделкам. Дело в том, что, если иное не предусмотрено договором, то право собственности на товар, который вы передаете по бартерному договору, переходит к покупателю только после того, как вы получите от него имущество, которое он должен передать взамен. До этого момента товар, который вы передали покупателю по бартерному договору, учитывается на счете 45 "Товары отгруженные". При этом сумма выручки по бартерному договору рассчитывается исходя из рыночной стоимости того имущества, которое вы получили взамен.
Пример
ООО "Зебра" и ООО "Буэр" заключили договор мены. ООО "Зебра" передает по договору партию товара. Себестоимость товаров - 10 000 руб. В обычных условиях ООО "Зебра" реализует такую же партию товара за 18 000 руб. В обмен на товары ООО "Зебра" получает от ООО "Буэр" партию материалов. В обычных условиях ООО "Зебра" покупает такую же партию материалов за 18 000 руб. В результате бухгалтер ООО "Зебра" должен сделать проводки:
- 10 000 руб. - списана себестоимость товаров, отгруженных по товарообменному договору;
- 18 000 руб. - оприходованы материалы, полученные по товарообменному договору;
- 18 000 руб. - отражена выручка от продажи товаров;
- 10 000 руб. - учтена в себестоимости продаж себестоимость товаров, ранее отгруженных по товарообменному договору;
- 18 000 руб. - проведен зачет задолженностей.
Отметим, что цена товара в договоре может быть установлена в любой иностранной валюте или условных денежных единицах. Однако на территории России расчеты проводят только в рублях. Поэтому цена, установленная в иностранной валюте или условных единицах, должна пересчитываться в рубли.
Также договор купли-продажи может предусматривать условие, что товар оплачивается в рублях по курсу иностранной валюты на день перечисления денег покупателем. В такой ситуации вы должны:
а) отразить выручку в день перехода права собственности на товары к покупателю (по курсу иностранной валюты, действующему в этот день);
б) скорректировать (увеличить или уменьшить) задолженность покупателя исходя из суммы денежных средств, фактически поступивших от него.
Если курс иностранной валюты на дату оплаты товара будет больше, чем на дату его отгрузки, то возникает положительная курсовая разница. На эту сумму вы должны сделать запись:
- увеличена задолженность на сумму положительной курсовой разницы.
Пример
ООО "Колесо" продает товар (комплект зимней резины), цена которого согласно договору составляет 12 000 долларов США (USD). Оплатить товар покупатель должен в рублях по курсу, действующему на день оплаты. Курс доллара США составил на дату передачи товара покупателю - 30,50 руб./USD, а на дату оплаты товара - 30,60 руб./USD. В результате бухгалтер ООО "Колесо" должен отразить выручку от продажи при помощи проводок:
- 366 000 руб. (12 000 USD х 30,50 руб./USD) - отражена выручка от продажи товара (по курсу на день передачи товара покупателю);
- 367 200 руб. (12 000 USD х 30,60 руб./USD) - поступили деньги от покупателя в оплату товара;
- 1200 руб. (367 200 руб. - 366 000 руб.) - увеличена задолженность покупателя (отражена положительная курсовая разница).
Если же курс иностранной валюты на дату оплаты товара будет меньше, чем на дату его отгрузки, то возникает отрицательная курсовая разница. На эту сумму вам необходимо уменьшить долг покупателя. В учете вы должны сделать проводку:
- уменьшена задолженность покупателя на сумму отрицательной курсовой разницы.
Пример
ООО "Колесо" продает товар (комплект зимней резины), цена которого согласно договору составляет 12 000 долларов США. Оплатить товар покупатель должен в рублях по курсу, действующему на день оплаты. Курс доллара США составил на дату передачи товара покупателю - 30,50 руб./USD, а на дату оплаты товара - 30,30 руб./USD. При этом бухгалтер ООО "Колесо" должен отразить выручку от продажи при помощи проводок:
- 366 000 руб. (12 000 USD х 30,50 руб./USD) - отражена выручка от продажи товара (по курсу на день передачи товара покупателю);
- 363 600 руб. (12 000 USD х 30,30 руб./USD) - поступили деньги от покупателя в оплату товара;
- 2400 руб. (366 000 руб. - 363 600 руб.) - уменьшена задолженность покупателя (отражена отрицательная курсовая разница).
Подчеркнем, что в договоре купли-продажи ваша организация может предусмотреть, что покупателю предоставляется отсрочка или рассрочка платежа за проданные ему товары (иными словами, коммерческий кредит). Обычно при таких условиях договора покупатель должен оплатить как стоимость самого товара, так и проценты за отсрочку его оплаты. Сумма процентов, которую получит ваша компания, увеличивает выручку от продаж. В данной ситуации вы должны:
а) отразить выручку в день перехода права собственности на товары к покупателю;
б) увеличить выручку на сумму процентов, которые покупатель заплатит за отсрочку платежа.
В учете вы должны сделать проводки:
- отражена выручка от продажи товаров;
- увеличена выручка на сумму процентов за отсрочку платежа.
Пример
ООО "Колесо" продает товар (комплект зимней резины), цена которого согласно договору составляет 12 000 руб. По условиям договора покупатель должен оплатить товар через 60 дней после его получения. При этом покупатель должен уплатить 0,1% от стоимости товара за каждый день отсрочки. Общая сумма процентов за отсрочку по оплате товара составит 720 руб. (12 000 руб. х 0,1% х 60 дн.). В результате бухгалтер ООО "Колесо" должен отразить выручку от продажи при помощи проводок:
- 12 000 руб. - отражена выручка от продажи товаров;
- 720 руб. - доначислена выручка от продажи на сумму процентов;
- 12 720 руб. (12 000 руб. + 720 руб.) - поступили деньги от покупателя.
В аналогичном порядке доначисляют выручку, если покупатель товаров выдал вам в их оплату собственный вексель. Только в этом случае выручку увеличивают на сумму процентов, которые вы должны получить по векселю.
Сразу после того, как вы отразили в учете выручку и списали себестоимость проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), необходимо сделать проводки по начислению налогов, являющихся составной частью цены (налога на добавленную стоимость, акцизов).
После того как право собственности на отгруженные товары перешло к покупателю (после того как работы выполнены, услуги оказаны), при начислении НДС сделайте запись в дебет субсчета 90-3:
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- начислен НДС к уплате в бюджет.
Как уже отмечалось, в договоре купли-продажи вы можете предусмотреть условие, что право собственности на товары переходит к покупателю не в момент их отгрузки, а позже (договор с особым порядком перехода права собственности). При этом товары, которые вы передали покупателю по договору с особым порядком перехода права собственности, учитывайте на счете 45 до того момента, когда право собственности на них перейдет к покупателю.
При отгрузке покупателю товаров (готовой продукции) по договору с особым порядком перехода права собственности сделайте проводку:
- отгружены товары (готовая продукция) по договору с особым порядком перехода права собственности.
НДС необходимо начислить в день отгрузки продукции независимо от того, перешло право собственности на нее к покупателю или нет:
Дебет 76 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- начислен НДС к уплате в бюджет.
После получения от покупателя средств в оплату товаров отразите выручку от продажи:
- отражена выручка от продажи товаров (готовой продукции).
Далее спишите фактическую себестоимость товаров (готовой продукции):
- списана себестоимость проданных товаров (готовой продукции).
а затем сделайте проводки:
Дебет 76 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- сторнирован НДС, начисленный к уплате в бюджет при отгрузке товаров;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- начислен НДС с выручки от продажи.
Пример
ООО "Колесо" отгрузило ООО "Буэр" партию товаров. Согласно договору покупатель приобретает право собственности на товары только после их оплаты. Цена товаров - 236 000 руб. (в том числе НДС 36 000 руб.), себестоимость - 120 000 руб. При этом бухгалтер ООО "Колесо" должен сделать следующие проводки в момент отгрузки товаров:
- 120 000 руб. - отгружены товары покупателю;
Дебет 76 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 36 000 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет.
В момент оплаты товаров:
- 236 000 руб. - получены деньги от покупателя в оплату товаров;
- 236 000 руб. - отражена выручка от продажи;
- 120 000 руб. - списана себестоимость отгруженных товаров;
Дебет 76 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 36 000 руб. - сторнирован НДС, начисленный к уплате в бюджет при отгрузке товаров;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 36 000 руб. - начислен НДС.
Далее подчеркнем, что для учета сумм акцизов, которые вы должны получить от покупателей в составе выручки, к счету 90 откройте субсчет 90-4 "Акцизы". В результате при реализации подакцизных товаров начислите акциз проводкой:
Дебет 90-4 Кредит 68 субсчет "Расчеты по акцизам"
- начислен акциз к уплате в бюджет.
Акциз к уплате в бюджет вы должны начислить в день передачи товара покупателю. При передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику сырья акциз начисляют в день составления акта приема-передачи (п. 2 ст. 195 НК РФ).
В целом по окончании каждого месяца вы должны определить финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж. При этом финансовый результат равен разнице между суммой выручки от продаж (кредитовый оборот за отчетный месяц по субсчету 90-1) и себестоимостью продаж (суммарный дебетовый оборот за отчетный месяц по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и 90-5).
Если разница между выручкой (без налогов) и себестоимостью продаж положительная - ваша организация в отчетном месяце получила прибыль. Эту сумму вы должны отразить заключительными оборотами месяца по дебету субсчета 90-9 и кредиту счета 99 "Прибыли и убытки":
- отражена прибыль от продаж.
Если же разница между выручкой (без налогов) и себестоимостью продаж отрицательная, то ваша организация в отчетном месяце получила убыток. Эту сумму вы должны отразить заключительными оборотами месяца по кредиту субсчета 90-9 и дебету счета 99 "Прибыли и убытки":
- отражен убыток от продаж.
Счет 90 на конец каждого месяца иметь сальдо не должен. Однако все субсчета счета 90 в течение года сальдо иметь могут, и их величина будет расти начиная с января отчетного года. При этом субсчет 90-1 в течение года может иметь только кредитовое сальдо, а субсчета 90-2, 90-3, 90-4 и 90-5 - только дебетовое сальдо. Субсчет 90-9 может иметь как дебетовое сальдо (прибыль), так и кредитовое (убыток).
Пример
ООО "Колесо" в январе 2010 года продало товаров на общую сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.). Себестоимость проданных товаров составила 70 000 руб. При этом бухгалтер ООО "Колесо" должен сделать проводки:
- 118 000 руб. - отражена выручка от продажи товаров;
- 70 000 руб. - списана себестоимость проданных товаров;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 18 000 руб. - начислен НДС;
- 118 000 руб. - поступили деньги от покупателей в оплату товаров.
В результате заключительной записью января будет проводка:
- 30 000 руб. (118 000 руб. - 70 000 руб. - 18 000 руб.) - отражена прибыль отчетного месяца.
Таким образом, по состоянию на 1 февраля 2010 года у ООО "Колесо" будут следующие остатки по субсчетам счета 90 "Продажи":
- кредитовое сальдо по субсчету 90-1 - 118 000 руб.;
- дебетовое сальдо по субсчету 90-2 - 70 000 руб.;
- дебетовое сальдо по субсчету 90-3 - 18 000 руб.;
- дебетовое сальдо по субсчету 90-9 - 30 000 руб.
При этом общее сальдо по счету 90 "Продажи" по состоянию на 1 февраля 2010 года равно нулю.
Далее отметим, что 31 декабря (после того, как вы определили финансовый результат за декабрь) все субсчета, открытые к счету 90, вы должны закрыть. Делается это так:
а) кредитовое сальдо субсчета 90-1 закрывается проводкой:
- закрыт субсчет 90-1 по окончании года;
б) дебетовые сальдо субсчетов 90-2, 90-3, 90-4 и 90-5 закрывают проводками:
Дебет 90-9 Кредит 90-2 (90-3, 90-4, 90-5)
- закрыты субсчета 90-2, 90-3, 90-4 и 90-5 по окончании года.
В результате сделанных проводок дебетовые и кредитовые обороты по субсчетам счета 90 будут равны. Таким образом, по состоянию на 1 января следующего года сальдо как по счету 90 в целом, так и по всем открытым к нему субсчетам будет равно нулю.
Пример
У ООО "Колесо" после января и до конца года продаж не было. В результате 31 декабря бухгалтер ООО "Колесо" должен сделать проводки:
- 118 000 руб. - закрыт субсчет 90-1;
- 70 000 руб. - закрыт субсчет 90-2;
- 18 000 руб. - закрыт субсчет 90-3.
Сальдо по счету 90 в целом и по всем открытым к нему субсчетам по состоянию на 1 января 2011 года равно нулю.
Разберем также несколько практических примеров, связанных отражением прочих доходов и расходов.
Пример
ООО "Автобан" сдает в аренду помещение в административном здании. Ежемесячная сумма арендной платы, которую получает ООО "Автобан" согласно договору, составляет 23 600 руб. (в том числе НДС 3600 руб.). Затраты, связанные со сдачей помещения в аренду (соответствующая доля амортизационных отчислений, зарплаты обслуживающего персонала и отчисления на социальное и пенсионное страхование, а также стоимость коммунальных услуг), составляют 10 000 руб. в месяц.
Сдача имущества в аренду не является предметом деятельности ООО "Автобан". В результате бухгалтер ООО "Автобан" ежемесячно делает проводки:
- 23 600 руб. - начислена арендная плата за отчетный период;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 3600 руб. - начислен НДС;
Дебет 91-2 Кредит 02 (70, 69, 23)
- 10 000 руб. - отражены затраты, связанные со сдачей помещения в аренду;
- 23 600 руб. - получена сумма арендной платы.
Если бы сдача имущества в аренду была для ООО "Автобан" обычным видом деятельности (такая деятельность была бы предусмотрена уставом или сумма доходов от аренды превысила бы 5% от общей суммы выручки за отчетный период), то проводки в той же самой ситуации выглядели бы так:
- 23 600 руб. - начислена арендная плата за отчетный период;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 3600 руб. - начислен НДС;
Дебет 20 Кредит 02 (70, 69, 23)
- 10 000 руб. - отражены затраты, связанные со сдачей помещения в аренду;
- 10 000 руб. - списаны затраты по оказанным услугам;
- 23 600 руб. - получена сумма арендной платы.
Пример
ООО "Автобан" в январе 2010 года продало остатки материалов, не использованных при основной деятельности, за 11 800 руб. (в том числе НДС 1800 руб.). Себестоимость материалов - 6000 руб. Расходы, связанные с продажей материалов (зарплата рабочих обслуживающего производства, занятых сортировкой и погрузкой материалов, а также отчислений на социальное и пенсионное страхование), - 3200 руб. В результате бухгалтер ООО "Автобан" должен сделать проводки:
- 11 800 руб. - отражен доход от продажи материалов;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 1800 руб. - начислен НДС;
- 6000 руб. - списана себестоимость проданных материалов;
- 3200 руб. - списаны расходы, связанные с продажей материалов;
- 11 800 руб. - поступили денежные средства от покупателя.
Пример
На валютный счет ООО "Автобан" поступило 2000 долларов США. Эта сумма - аванс, полученный от иностранного партнера под предстоящую поставку продукции. Официальный курс доллара США на дату поступления валюты составил 29,80 руб./USD. При этом бухгалтер ООО "Автобан" должен сделать проводку:
- 59 600 руб. (2000 USD х 29,80 руб./USD).
До конца отчетного периода никаких других операций по валютному счету не было. По состоянию на последний день отчетного периода курс доллара США составил 29,90 руб./USD. На эту дату должны быть переоценены и остаток средств на валютном счете, и кредиторская задолженность в иностранной валюте. При переоценке средств на валютном счете возникает положительная курсовая разница, так как курс валюты вырос и рублевый эквивалент принадлежащих ООО "Автобан" 2000 долларов США увеличился. Положительная курсовая разница составит 200 руб. [(29,90 руб./USD - 29,80 руб./USD) х 2000 USD].
При переоценке Кредиторской задолженности возникает отрицательная курсовая разница. Курс валюты вырос, но пропорционально ему увеличился и рублевый эквивалент задолженности ООО "Автобан" перед иностранным партнером. Отрицательная курсовая разница составит 200 руб. [(29,90 руб./USD - 29,80 руб./USD) х 2000 USD]. В результате бухгалтер ООО "Автобан" сделает проводки:
- 200 руб. - отражена положительная курсовая разница;
- 200 руб. - отражена отрицательная курсовая разница.
М.Ю. Беспалов,
Ю.М. Нехайчук,
эксперты журнала
"Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия"
Специализированный журнал, отражающий всю специфику учета, налогообложения и права хозяйственных операций на АТП как грузовых, так и пассажирских направлений. В каждом номере - изменения в законодательстве, управленческий, кадровый и IT-консалтинг, международные перевозки. Консультации дают известные аудиторы, специалисты Минфина и ФНС России.
Адрес редакции: 125212, г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 34, стр. 4.