Основной вид деятельности нашей компании - транспортные перевозки. Стоимость ГСМ для целей налогообложения мы списываем исходя из фактического расхода топлива с учетом пробега автомобилей.
Однако недавно при проверке инспекторы указали, что мы должны ориентироваться на нормативы Минтранса России, и доначислили нам налог на прибыль. Насколько законны требования налоговиков?
Незаконны. Очевидно, инспекторы ориентировались на разъяснения Минфина России. Скажем, в письме от 3 сентября 2010 N 03-03-06/2/57 было сказано, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебных автомобилей налогоплательщик учитывает "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте". Эти методические рекомендации были введены в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р.
Однако на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Нормирование расходов на ГСМ налоговым законодательством не предусмотрено. Арбитражная практика подтверждает такой подход, указывая, что "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденные Минтрансом России, носят рекомендательный характер. Пример, постановление ФАС Центрального округа от 4 апреля 2008 г. по делу N А09-3658/07-29 (Определением ВАС РФ от 14 августа 2008 г. N 9586/08 по делу N А09-3658/07-29 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).
Справедливости ради отметим, что столичные чиновники указывали, что для целей налогообложения прибыли принимаются затраты организации на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы автомобиля исходя из фактического пробега с учетом фактического расхода топлива в производственных целях и цен на его приобретение. Смотрите письмо УФНС России по г. Москве от 12 апреля 2006 г. N 20-12/29007. Поэтому если вы не готовы судиться, то можно избежать санкций по налогу на прибыль. Ведь пени и штрафы не начисляются на сумму недоимки, которая образовалась в результате выполнения письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции. Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа (п. 8 ст. 75 и подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
И.С. Немчинов,
аудитор
1 ноября 2010 г.
"Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия"
Специализированный журнал, отражающий всю специфику учета, налогообложения и права хозяйственных операций на АТП как грузовых, так и пассажирских направлений. В каждом номере - изменения в законодательстве, управленческий, кадровый и IT-консалтинг, международные перевозки. Консультации дают известные аудиторы, специалисты Минфина и ФНС России.
Адрес редакции: 125212, г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 34, стр. 4.