О некоторых вопросах, связанных с реализацией права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на денежную компенсацию за проезд к месту проведения отдыха за пределами Российской Федерации и обратно
В наше время, когда отдых за границей даже для "людей в погонах" стал вполне доступным, гораздо интереснее, а иногда и выгоднее в материальном плане, отдохнуть за пределами России. Однако так ли легко убыть на отдых за границу гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, имеющим на это право? Поводом для написания настоящей статьи послужили многочисленные обращения пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации и членов их семей в военные комиссариаты субъектов Российской Федерации с просьбой выплатить им денежную компенсацию за проезд к месту проведения отдыха за границей и обратно.
Приказом Министра обороны Российской Федерации "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации туристских поездок за границу" от 3 октября 2001 г. N 405 предписано соответствующим должностным лицам обеспечить организацию туристских поездок за границу военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, офицеров, прапорщиков, мичманов, уволенных с военной службы, членов их семей и курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на организованный отдых на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации по льготной оплате стоимости путевок, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации через туристические организации.
Граждане льготной категории, уволенные с военной службы, оплачивают 25%, а члены их семей - 50% стоимости путевки, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определены иные условия оплаты. При этом, указанным лицам ежегодно, независимо от приобретения путевки, выплачивается денежная компенсация в размере 600 руб. на самого гражданина, уволенного с военной службы, и в размере 300 руб. на каждого его несовершеннолетнего ребенка и на супругу.
При реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на отдых за границей на практике возникают трудности не только при оформлении туристских путевок с учетом права на их льготную оплату, но и при реализации права на бесплатный проезд.
В п. 2 приказа Министра обороны Российской Федерации 2001 г. N 405 установлено, что лица, направляемые в соответствии с указанным приказом в туристские поездки за границу, оплачивают стоимость проезда в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 300.
Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 300 установлено, что соответствующие руководители органов военного управления, командиры соединений и воинских частей, комиссары обязаны возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества:
- расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу, в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников);
- расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции (пристани, порта) отправления и от станции (пристани, порта) назначения к новому месту проживания на основании документов, подтверждающих перевозку.
В то же время следует учитывать, что указанный приказ был издан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" от 20 апреля 2000 г. N 354 (принято в соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), которым, в свою очередь, предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, при реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных социальных гарантиях родителям военнослужащих" от 26 июня 2008 г. N 996, возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом:
- офицеров, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более независимо от основания увольнения, - на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), а также членов их семей при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год);
- прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, - в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).
Таким образом, системный анализ указанных документов приводит к выводу, что право на бесплатный проезд к месту отдыха за границей, если он (отдых) не сопряжен со стационарным лечением в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или пребыванием в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях, не предусмотрено.
В связи с вышесказанным возникает вопрос: кто должен определять, относится ли указанная в путевке организация, например, к санаторно-курортной или оздоровительной? С учетом того что ответ на этот вопрос непосредственно связан с правом на получение денежной компенсации за проезд, представляется необходимым, чтобы он был решен централизованно, с доведением соответствующего перечня до финансовых органов. Возможно, что это ограничит право пенсионеров на выбор места отдыха, но, несомненно, сбережет их денежные средства.
А.В. Ефремов,
начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики,
подполковник запаса
"Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О некоторых вопросах, связанных с реализацией права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на денежную компенсацию за проезд к месту проведения отдыха за пределами Российской Федерации и обратно
Автор
А.В. Ефремов - начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики, подполковник запаса
"Право в Вооруженных Силах", 2010, N 12