О дискриминации военнослужащих женского пола, или об отсутствии права на проезд на безвозмездной основе при нахождении в отпуске по уходу за ребенком
В соответствии с действующим законодательством военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком. Отпуск по уходу за ребенком таким военнослужащим по желанию предоставляется до достижения ребенком возраста трех лет*(1). Однако, как выясняется на практике, многие не знают о том, что, находясь в отпуске по уходу за ребенком, они не имеют права на проезд на безвозмездной основе к месту проведения отпуска и обратно.
Отсутствие указанного права обосновывается следующим.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства, при увольнении с военной службы, при организованной перевозке военнослужащих к месту военной службы и обратно.
При этом, дополнительными отпусками являются и в счет основного отпуска не засчитываются*(2):
а) отпуска учебные, творческие, по болезни, по личным обстоятельствам;
б) отпуска, предоставляемые военнослужащим - ветеранам боевых действий в соответствии с п. 5.1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих";
в) отпуска, установленные для военнослужащих, исполняющих обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
г) отпуска, установленные для военнослужащих Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
д) отпуска, предоставляемые после космического полета.
В п. 48 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Руководство), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 г. N 200, конкретизируется перечень дополнительных отпусков, указанный в п. 15 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, для проезда в которые (к месту проведения отпуска и обратно) выдаются воинские перевозочные документы.
Из содержания п. 1 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 1 ст. 28, п. 15 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы и п. 48 Руководства следует, что отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком не входят в перечень отпусков, проезд в которые (к месту проведения отпуска и обратно) осуществляется на безвозмездной основе.
Таким образом, законодательством не предусмотрено право военнослужащих женского пола, находящихся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком, на проезд на безвозмездной основе к месту проведения отпуска и обратно.
Большинство военнослужащих женского пола недовольны таким положением вещей и считают, что отсутствие у них права на проезд к месту проведения указанного отпуска и обратно на безвозмездной основе является правовой дискриминацией*(3). Попытаемся выяснить, так ли это.
Для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы (п. 1 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Находясь в отпуске по уходу за ребенком, указанные граждане не утрачивают статуса военнослужащих, который, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", приобретается с началом военной службы и утрачивается с ее окончанием.
Как указано в пп. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Помимо сохранения статуса военнослужащих во время отпуска по уходу за ребенком, за военнослужащим женского пола также сохраняется место военной службы и воинская должность (п. 5 ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы).
Правовое положение военнослужащих женского пола, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, ничем не отличается от правового положения военнослужащих, находящихся в основном отпуске или отпуске по личным обстоятельствам, так как занятие воинских должностей, присвоение воинских званий, общая продолжительность военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполнение задач, условия и порядок прохождения военной службы никоим образом не влияют на право военнослужащих на проезд к месту проведения отпуска и обратно на безвозмездной основе.
Таким образом, отсутствие у военнослужащих женского пола права на бесплатный проезд в отпуск по уходу за ребенком ставит их в неравное положение с теми военнослужащими, которые используют это право в иных случаях, например в отпуске по личным обстоятельствам.
Ситуация складывается следующая. Военнослужащим женского пола при нахождении в отпуске по уходу за ребенком воинский перевозочный документ (ВПД) для проезда к месту проведения отпуска и обратно не предоставляется, проезд в денежном эквиваленте не компенсируется, так как в данной ситуации отсутствует право на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно.
Примечательным является тот факт, что когда муж и жена являются военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, или один из супругов проходит военную службу в иных войсках, воинских формированиях или органах, в которых законом предусмотрена военная служба, выдача им воинских перевозочных документов как членам семьи военнослужащего не производится. В данном случае воинские перевозочные документы выдаются на проезд каждому из супругов по месту их военной службы*(4).
Представим другую ситуацию, когда супруга военнослужащего, не имеющая статуса военнослужащего, находится в отпуске по уходу за ребенком. В таком случае нет никаких ограничений для получения женщиной ВПД для проезда к месту проведения отпуска и обратно как члену семьи военнослужащего. Таких ограничений нет и для остальных членов семьи военнослужащего, указанных в п. 37 Руководства*(5).
Таким образом, военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, ограничены в праве на проезд (к месту проведения отпуска и обратно) на безвозмездной основе в качестве члена семьи военнослужащего по сравнению с женщинами, которые не являются военнослужащими.
В то же время согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В целях устранения правовой дискриминации военнослужащих женского пола необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих, которые ограничивают военнослужащих женского пола, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в праве на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно по сравнению с другими гражданами.
В то же время закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и иных мер их социальной защиты, а также правового механизма их реализации является функцией государства и представляет собой правовую защиту (пп. 2, 3 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей также является функцией государства и предусматривает:
- реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
- совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
- охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Будем надеяться, что акцентирование внимания на вопросе, рассмотренном в настоящей статье, принесет положительные результаты.
М.М. Исаев,
капитан юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункты 1, 5 ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(2) Пункт 15 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(3) Дискриминация (от лат. discriminatio - различение) - общеправовой термин, обозначающий обычно ущемление прав государства, юридических или физических лиц (по сравнению с другими государствами, юридическими или физическими лицами). Дискриминация во всех формах запрещается внутренним правом демократических государств, а также международным правом. Термин употребляется в Конституции Российской Федерации, более чем в 20 законах Российской Федерации, в Трудовом кодексе Российской Федерации. Статья 136 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за дискриминацию, т.е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам (Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., 2007. 858 с.).
*(4) Согласно п. 67 Руководства в случаях, когда муж и жена являются военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, или один из супругов проходит военную службу в иных войсках, воинских формированиях или органах, в которых законом предусмотрена военная служба, воинские перевозочные документы выдаются на проезд в случаях, предусмотренных Руководством, каждому из супругов по месту их военной службы. Выдача им воинских перевозочных документов как членам семьи военнослужащего не производится. Воинские перевозочные документы на проезд членов их семьи выдаются по месту военной службы одного из супругов на основании требования (справки, если выдача требований по месту военной службы военнослужащего не предусмотрена), выданного воинской частью по месту военной службы другого супруга, с указанием в нем о том, что по месту военной службы воинские перевозочные документы (денежные средства) на проезд членов семьи не выдавались.
*(5) Согласно п. 37 Руководства к членам семей военнослужащих, имеющим право на проезд и перевозку личного имущества за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, относятся:
- супруга (супруг);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О дискриминации военнослужащих женского пола, или об отсутствии права на проезд на безвозмездной основе при нахождении в отпуске по уходу за ребенком
Автор
М.М. Исаев - капитан юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2010 г.