Новое в законодательстве о пенсионном обеспечении граждан, уволенных с военной службы
В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находятся на рассмотрении законопроекты N 439776-5 "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" и N 439780-5 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Законопроектами предлагается установить механизм конвертации пенсионных прав военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и уволенных с военной службы без права на военную пенсию, в расчетный пенсионный капитал для назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Указанные законопроекты внесены Правительством Российской Федерации, но в обсуждении концепции указанных законопроектов и их разработке участвовали представители всех ветвей власти.
Комитет Государственной Думы по обороне заявил о необходимости решения данной проблемы в 2009 г. в рамках проекта федерального закона N 195774-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования" (Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) путем внесения в него соответствующей поправки, которая была согласована с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и поддержана ими.
Однако при подготовке к рассмотрению во втором чтении законопроекта N 195774-5 было принято решение о разработке самостоятельного проекта федерального закона, направленного на решение проблемы реализации гражданами, уволенными с военной службы без права на военную пенсию, в полном объеме права на трудовую пенсию по старости.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях подчеркивал, что действующее законодательство не предусматривает перевод из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации средств, рассчитываемых исходя из получаемого в период военной службы денежного содержания (довольствия) и установленных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. N 563-О).
Таким образом, попытка решения проблемы, возникшей с 1 января 2002 г., со дня начала в Российской Федерации пенсионной реформы и дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), получила конкретные очертания в виде проектов федеральных законов.
Отдельно хотелось бы остановиться на сути проблемы.
Пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы без права на военную пенсию, осуществляется по нормам Федерального закона N 173-ФЗ.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости состоит из страховой и накопительной частей (накопительная часть - для лиц, родившихся до 1967 г.), а ее размер зависит от суммы расчетного пенсионного капитала и суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, которые формируются за счет страховых взносов работодателя в Пенсионный фонд Российской Федерации с первых дней работы застрахованного лица в рамках системы обязательного пенсионного страхования.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений застрахованному лицу за календарный год, но не более 415 000 руб. в год с 2010 г.
Военнослужащие не являются гражданами, застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования, страховые взносы за них в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплачиваются, а периоды военной службы учитываются в системе обязательного пенсионного страхования как нестраховые периоды, которые позволяют при наличии не менее пяти лет военной службы получить право только на фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (2 562 руб. на 2010 г.).
Указанная ситуация не позволит гражданам, уволенным с военной службы после 1 января 2002 г. без права на военную пенсию, реализовать в полном объеме свои права на трудовую пенсию по старости, что ставит их в неравное положение по сравнению с застрахованными гражданами. Особую актуальность этот вопрос приобретает в условиях сокращения Вооруженных Сил Российской Федерации в рамках проводимой реформы.
Кроме того, указанная проблема в будущем не позволит военным пенсионерам, основные периоды службы которых проходили после 1 января 2002 г., реализовать свое право на выбор трудовой пенсии по старости вместо военной пенсии.
Рассмотрим, как Правительство Российской Федерации предлагает решить данную проблему.
В соответствии с внесенными в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроектами предлагается гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявшим деятельность, в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование (далее - служба), уволенным со службы начиная с 1 января 2002 г. и не приобретшим права на пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности), финансируемую за счет средств федерального бюджета, устанавливать трудовую пенсию по старости (в том числе досрочную) или трудовую пенсию по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом N 173-ФЗ, с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.
Определение размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) указанным лицам предлагается производить с учетом выделяемой Пенсионному фонду Российской Федерации суммы средств федерального бюджета за периоды службы, имевшей место не ранее чем с 1 января 2002 г., подлежащей включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета.
Сумму выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета, подлежащую включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета, предлагается рассчитывать путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) стоимости страхового года на продолжительность периодов службы.
Следует отметить, что стоимость страхового года определяется в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ и представляет из себя произведение минимального размера оплаты труда (4 330 руб. в 2010 г.) на тариф страхового взноса, умноженное на 12 месяцев (4 330 х 26% х 12 месяцев).
Если внимательно изучить предложенный Правительством Российской Федерации механизм решения проблемы, то мы увидим, что такой механизм компенсации нестраховых периодов уже существует в Федеральном законе "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ для периодов прохождения военной службы по призыву, периодов ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, периодов ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, периодов проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, периодов проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
Как видно, такой механизм применяется для компенсации социально значимых нестраховых периодов в течение которых граждане не получают заработную плату (периоды ухода, периоды проживания, периоды военной службы по призыву (денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, составляет от 330 до 605 руб. в месяц и не может рассматриваться как заработная плата так как они находятся на полном государственном обеспечении).
В то же время применение такого механизма к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, особенно к бывшим офицерам, вызывает много вопросов, так как получаемое ими денежное довольствие является полноценной заработной платой и источником средств к существованию.
Законопроектами также не решается вопрос накопительной части трудовой пенсии по старости для лиц 1967 года рождения и моложе, которая формируется за счет страховых взносов работодателя и может быть по желанию застрахованного лица переведена в негосударственный пенсионный фонд в целях получения более высокого инвестиционного дохода и, как следствие, увеличения размера трудовой пенсии по старости.
В соответствии с действующим законодательством военнослужащий 1967 года рождения и моложе при достижении общего пенсионного возраста (60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин) будет иметь право на накопительную часть трудовой пенсии по старости дополнительно к пенсии, назначаемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. При этом, военнослужащему она будет назначаться, если он самостоятельно платил взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в период военной службы или до поступления на военную службу (после ее окончания) и имел страховой стаж, в период которого уплачивались страховые взносы. К сожалению, Министерство обороны Российской Федерации и другие силовые ведомства за военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел 1967 года рождения и моложе страховые взносы и на накопительную часть трудовой пенсии по старости не платят.
Однако, несмотря на все недостатки, внесение рассматриваемых законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации является важным шагом, направленным на законодательное урегулирование проблем, возникающих в связи с реализацией права на трудовую пенсию по старости граждан, уволенных с военной службы без права на военную пенсию.
Решить все проблемы на данном этапе не позволяет, в частности, отсутствие в Министерстве обороны Российской Федерации единой электронной базы учета граждан, уволенных с военной службы без права на военную пенсию, и периодов их военной службы, хотя такие данные в рамках воинского учета существуют разрозненно и в бумажном виде.
При этом, существующая электронная база учета военных пенсионеров безнадежно устарела и не позволяет получать необходимые аналитические данные в целом по Российской Федерации или по отдельным регионам, что в условиях функционирования современной мировой экономики и развития информационных систем, позволяющих осуществлять учет и хранение данных любых объемов и с любой степенью защиты, является "каменным веком" в условиях современной инновационной экономики.
В.Н. Мартынюк,
ведущий консультант аппарата Комитета Государственной Думы по обороне
"Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Новое в законодательстве о пенсионном обеспечении граждан, уволенных с военной службы
Автор
В.Н. Мартынюк - ведущий консультант аппарата Комитета Государственной Думы по обороне
"Право в Вооруженных Силах", 2010, N 12