О некоторых проблемах правового регулирования подготовки сержантов в вузах Министерства обороны Российской Федерации по программам среднего профессионального образования
Одним из направлений проводимой в настоящее время военной реформы является планомерная замена офицерского состава наиболее подготовленными сержантами. Задача настоящей статьи - анализ нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять подготовку сержантов в вузах Министерства обороны Российской Федерации.
Порядок комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации сержантами определяется приказом Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами" от 16 января 2001 г. N 30, который устанавливает, что подготовка сержантов осуществляется: а) в учебных воинских частях; б) на практической работе непосредственно в воинских частях из военнослужащих, имеющих соответствующие гражданские специальности и необходимое образование (п. 59).
Солдаты и матросы, проходящие обучение в учебных воинских частях, назначаются на воинскую должность курсанта (п. 61). Обучение проводится по учебным программам, разрабатываемым соответствующими управлениями (отделами) видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации.
Сроки подготовки курсантов в учебных воинских частях и перечни ВУС, по которым проводится их подготовка, устанавливаются приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и директивами Генерального штаба (п. 62).
Пункт 65 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (далее - Руководство) устанавливает, что курсанты учебных воинских частей могут быть отчислены из них по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к обучению (военной службе) по конкретной ВУС, неуспеваемости и недисциплинированности решением начальников главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов военных округов, командующего родами войск Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны.
Решение об отчислении курсантов из учебных воинских частей, обучающихся по расчету Генерального штаба, принимает начальник ГОМУ на основании ходатайств начальников штабов военных округов, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны с представлением именных списков курсантов, которых необходимо отчислить из учебной воинской части.
Из анализа Руководства можно сделать вывод о том, что в нем регулируются только вопросы, связанные с подготовкой сержантов из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Что касается военнослужащих, поступающих на военную службу по контракту, то посвященный этому вопросу раздел Руководства устанавливает только порядок прохождения испытаний и оформления документов для военнослужащих, находящихся в запасе, по поступлении на военную службу по контракту. При этом, вопросы, связанные с подготовкой сержантов-контрактников, не регламентируются.
Таким образом, Руководство в свете принятого решения о подготовке сержантов, уже прошедших военную службу по призыву и даже имеющих воинское звание "сержант" или же соответствующие гражданские специальности и необходимое образование, не позволяет осуществлять правовое регулирование подготовки сержантов в течение установленных 2 лет и 10 месяцев на базе вузов Министерства обороны Российской Федерации.
Еще одним вопросом является вопрос, связанный с установлением возраста, позволяющего гражданину Российской Федерации поступать в вуз Министерства обороны Российской Федерации в целях получения соответствующего образования и возможности стать тем самым "наиболее подготовленным сержантом", который по окончании вуза может получать по 35 тыс. руб. в месяц.
Речь идет о требовании Министра обороны Российской Федерации, устанавливающем нижний возрастной предел, позволяющий гражданину поступить в вуз Министерства обороны Российской Федерации для подготовки в качестве сержанта. Этот предел - 20 лет.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать:
- граждане, не проходившие военную службу, - в возрасте от 16 до 22 лет;
- граждане, прошедшие военную службу, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - до достижения ими возраста 24 лет;
- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором названным Федеральным законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, Министр обороны Российской Федерации вправе определить порядок поступления в подведомственные ему военные образовательные учреждения профессионального образования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе минимальный и предельный возраст поступления. В то же время в отношении граждан, прошедших военную службу по призыву и поступающих в военно-учебное заведение, готовящее сержантов, требование о достижении 20-летнего возраста не представляется обоснованным, как не вытекающее из приведенной выше нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Серьезным препятствием на пути осуществления программы по подготовке сержантов в вузах Министерства обороны Российской Федерации является отсутствие в федеральной программе реформирования системы военного образования в Российской Федерации раздела, посвященного вопросу подготовки сержантов в вузах названного министерства.
Предыдущая программа, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года" от 27 мая 2002 г. N 352 и приказом Министра обороны Российской Федерации "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. N 352 "О федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года" от 20 июня 2002 г. N 236, во-первых, заканчивает свое действие, а во-вторых, не содержит вопросов, связанных с подготовкой сержантов.
Федеральная целевая программа "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009-2015 годы)", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 621, направлена на улучшение условий расквартирования (строительство, реконструкция служебного жилищного фонда, объектов социального и культурно-бытового назначения) матросов плавсостава Военно-Морского Флота, сержантов (старшин) соединений и воинских частей, переводимых на военную службу по контракту в рамках программы, семейных военнослужащих рядового и сержантского состава, переведенных на военную службу по контракту в рамках данной программы, а также на обеспечение привлекательности военной службы по контракту и создание условий для комплектования. Подготовку сержантов указанная программа также не предусматривает.
Вопросы подготовки сержантов в вузах Министерства обороны Российской Федерации должны, по мнению автора настоящей статьи, регулироваться как минимум в рамках подпрограммы.
Как уже было указано, приказ Министра обороны Российской Федерации 2001 г. N 30 не регулирует вопросы подготовки сержантов в вузах Министерства обороны Российской Федерации. Действующий приказ Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации" от 24 апреля 2010 г. N 100 вопросы подготовки сержантов в вузах Министерства обороны Российской Федерации также не регулирует. В Инструкции, утвержденной приказом, лишь имеются нормы о порядке отбора кандидатов для обучения по программам со средней военно-специальной подготовкой. При этом, указывается, что порядок разработки расчетов комплектования в части подготовки сержантов из числа курсантов определяет ГОМУ.
Так, в соответствии с п. 62 Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 г. N 100 (далее - Инструкция), в качестве кандидатов на поступление в военно-учебные заведения для обучения курсантами по программам со средней военно-специальной подготовкой рассматриваются граждане Российской Федерации, имеющие документы государственного образца о среднем (полном) общем, среднем профессиональном образовании или документ государственного образца о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении среднего (полного) общего образования, из числа:
- граждан в возрасте от 16 до 22 лет, не проходивших военную службу;
- граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - до достижения ими возраста 24 лет;
- военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - до достижения ими возраста 30 лет (возраст определяется по состоянию на 1 августа года приема в вуз).
При этом, следует отметить, что из приведенных ранее требований Министра обороны Российской Федерации реально в качестве кандидатов рассматриваются лишь военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в возрасте от 20 до 30 лет, хотя Инструкция такого ограничения не содержит.
Ежегодно, к 1 августа года, предшествующего году приема в вузы, Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба и Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации разрабатываются планы предварительного отбора кандидатов из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, и военнослужащих, не имеющих офицерских званий, для комплектования первых курсов вузов из расчета: три кандидата на одно учебное место - при поступлении для обучения по программам со средней военно-специальной подготовкой.
После проведения предварительного отбора решение о направлении для прохождения профессионального отбора в вузы кандидатов из числа военнослужащих принимается командирами соединений (воинских частей).
Утвержденные списки кандидатов из числа военнослужащих, прошедших предварительный отбор, с указанными выше документами высылаются в вузы к 15 мая года обучения, а кандидаты направляются командиром соединения в вузы для прохождения профессионального отбора - к 10 июня.
Приемная комиссия вуза на основании рассмотрения поступивших документов кандидатов определяет соответствие отобранных кандидатов требованиям пп. 62, 63 Инструкции и принимает решение об их допуске к профессиональному отбору.
После проведения профессионального отбора кандидаты, принятые в вузы приказами Министра обороны Российской Федерации по личному составу, назначаются на воинские должности курсантов приказами начальников вузов с 1 августа года приема в вузы.
Выписки из приказов о зачислении курсантами кандидатов из числа военнослужащих являются основанием для их исключения из списков личного состава воинских частей.
В настоящий момент обучение сержантов осуществляется на базе вузов Министерства обороны Российской Федерации. Правоотношения, возникающие в процессе деятельности лиц постоянного и переменного состава этих учебных заведений, регулируются приказом Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации" от 12 марта 2003 N 80, устанавливающим, что в высшем военно-учебном заведении при наличии соответствующей лицензии могут реализовываться профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (п. 3). Однако в соответствии с п. 16 Руководства, утвержденного указанным приказом, в военных вузах осуществляется подготовка офицеров со средним профессиональным образованием. Срок обучения - три года. Лица, завершившие обучение по указанным образовательным программам и прошедшие итоговую аттестацию, при прохождении военной службы считаются имеющими среднее военно-специальное образование. Им присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании. О подготовке сержантов в приказе Министра обороны Российской Федерации 2003 г. N 80 речи также не идет. В связи с этим усматривается необходимость внесения изменений в указанный приказ.
В настоящее время отсутствует приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, утверждающий порядок реализации государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в военно-учебных заведениях федеральных органов исполнительной власти, в которых, в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта N 53-ФЗ, предусмотрена военная служба. На настоящий момент действует только приказ Министерства образования Российской Федерации "Об утверждении Порядка реализации государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в высших военно-учебных заведениях федеральных органов исполнительной власти, в которых, в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ предусмотрена военная служба" от 28 июня 2000 г. N 1950.
Важным, на взгляд автора настоящей статьи, вопросом, является необходимость четко определить статус военнослужащих, получивших звание "сержант" по освоении программы подготовки сержантов в вузах Министерства обороны Российской Федерации и военнослужащих, получивших звание "сержант" в установленном Положением о порядке прохождения военной службы и приказом Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами" от 16 января 2001 г. N 30 порядке.
В связи с вышесказанным, необходимо установить: а) статус военнослужащих, получивших воинское звание "сержант" после освоения программы подготовки при вузе Министерства обороны Российской Федерации, а также порядок и полномочия должностных лиц по присвоению этой категории военнослужащих звания "сержант"; б) особенности статуса военнослужащих, получивших звание "сержант" без окончания вуза Министерства обороны Российской Федерации, продолжающих службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Есть необходимость внесения изменений в п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", так как в данном пункте не оговорен срок, по истечении которого военнослужащие, закончившие вуз Министерства обороны Российской Федерации по программе подготовки сержантов, могут стать участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Необходимо определить порядок получения военнослужащими, освоившими программу подготовки сержантов при вузах Министерства обороны Российской Федерации, высшего образования в вузах этого министерства в укороченные (в сравнении с остальными военнослужащими, не имеющими высшего или среднего военного профессионального образования) сроки. Это можно сделать посредством внесения изменений в ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Требует внесения изменений и ч. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; эти изменения позволят предоставить военнослужащим, освоившим программу подготовки сержантов при вузах Министерства обороны Российской Федерации (которых планируется приравнять по статусу к прапорщикам), уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).
Далее хотелось бы рассмотреть еще один важный вопрос. Курсанты, обучающиеся в вузах Министерства обороны Российской Федерации по программам подготовки сержантов (СПО), получают денежное довольствие в размере, превышающем размер денежного довольствия курсантов, обучающихся по программам высшего профессионального образования (далее - ВПО).
Понятна позиция Министерства обороны Российской Федерации, пытающегося привлечь граждан для обучения именно по программам СПО, но необходимо обоснование такой позиции, иначе происходит нарушение ст. 37 Конституции Российской Федерации, устанавливающей право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, так как курсанты, обучающиеся по программам ВПО и СПО, за один и тот же труд оцениваются государством по-разному.
Так, курсанты, обучающиеся по программам СПО и ВПО, имеют статусы: а) военнослужащего; б) учащегося (курсанта, осваивающего программу военно-профессионального образования). Несмотря на то что они являются военнослужащими, основной деятельностью для этих курсантов является обучение по установленной программе. Цель этого обучения - возможность занять определенную должность (офицерскую или сержантскую) и исполнять обязанности по этой должности.
Приказом Министра обороны Российской Федерации "О дополнительных выплатах отдельным категориям курсантов государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова" от 29 октября 2009 г. N 1185 установлено, что с 1 декабря 2009 г. курсантам факультета СПО, в зависимости от результатов прошедшей экзаменационной сессии или вступительных экзаменов, выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы в размере:
- имеющим только отличные оценки - 12 000 руб. в месяц;
- имеющим только хорошие и отличные оценки - 7 000 руб. в месяц.
Если сопоставить денежное довольствие военнослужащих Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (далее - РВВДКУ), выполняющих программу парашютных прыжков, имеющих выслугу от 2 до 5 лет, воинское звание "младший сержант" и 4-й тарифный разряд, а также лейтенанта - командира взвода на факультете СПО, выполняющего программу прыжков и имеющего выслугу от 5 до 10 лет, мы получим следующие цифры:
Должность | Денежное довольствие за один месяц |
Командир отделения в батальоне обеспечения учебного процесса РВВДКУ (уже находящийся на сержантской должности) | 15 939 руб. |
Курсант СПО (обучающийся на "удовл.") | 13 745 руб. |
Курсант ВПО (обучающийся на "удовл.") | 13 745 руб. |
Курсант СПО (обучающийся на "хор.") | 21 090 руб. |
Курсант ВПО (обучающийся на "хор.") | 14 090 руб. |
Курсант СПО (обучающийся на "отл.") | 26 435 руб. |
Курсант ВПО (обучающийся на "отл.") | 14 435 руб. |
Лейтенант (командир взвода на факультете СПО) | 22 276 руб. |
Таким образом, курсант СПО, успевающий на "хорошо", получает на 5 151 руб. больше военнослужащего, реально исполняющего обязанности по сержантской должности, на которую только готовится курсант, а курсант СПО, успевающий на "отлично", - уже на 10 496 руб.
В случае с курсантами ВПО разница в денежном довольствии составляет соответственно уже 7 000 руб. и 12 000 руб.
Даже с офицером (!) (получившим высшее образование и являющимся командиром взвода курсантов факультета СПО) разница составляет: с курсантом СПО, успевающим на "хорошо", - 1 186 руб. (в пользу офицера) и 4 159 руб. (в пользу курсанта СПО, успевающего на "отлично").
В приказе Министра обороны Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 1185 имеется ссылка на п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которой Министру обороны предоставляется право устанавливать надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Однако в соответствии с названным пунктом "указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач". Обоснований сложности, увеличенного объема и важности решаемых курсантами СПО задач (по сравнению с указанными выше категориями военнослужащих РВВДКУ) не представлено.
Напротив, программа подготовки курсантов ВПО больше по объему и сложнее. Что касается важности должностей, на которые готовятся курсанты СПО и ВПО, то низшая должность, которую займет курсант ВПО по окончании вуза Минобороны России, соответствует 10-му тарифному разряду, а должность, которую займет курсант СПО, - 4-му тарифному разряду. При этом, курсант СПО, обучающийся на "хорошо" и "отлично", получает уже больше, чем сержант, реально исполняющий должность командира отделения (а значимость исполнения обязанностей реальной войсковой должности намного выше, чем подготовка к исполнению этой должности). И совсем уже непонятно, как может курсант СПО получать больше офицера, реально исполняющего должность по тарифному разряду, которого у будущего сержанта, даже после окончания обучения, никогда не будет.
Таким образом, правовое регулирование подготовки сержантов в вузах Министерства обороны Российской Федерации на настоящий момент практически отсутствует.
Если исходить из предположения, что подготовка сержантов в вузах Министерства обороны Российской Федерации только эксперимент, то почему сокращаются офицеры, на место которых должны прийти именно эти "наиболее подготовленные сержанты"?
В любом случае необходимо принятие в кратчайшие сроки нормативных правовых актов, регламентирующих подготовку сержантов в вузах Министерства обороны Российской Федерации.
И.Г. Савин,
профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических
дисциплин РВВДКУ (ВИ),
кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О некоторых проблемах правового регулирования подготовки сержантов в вузах Министерства обороны Российской Федерации по программам среднего профессионального образования
Автор
И.Г. Савин - профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин РВВДКУ (ВИ), кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", 2010, N 12