О правовом значении установления факта истечения срока контракта о прохождении военной службы для правильной квалификации деяний, совершаемых военнослужащими в связи с их уклонением от военной службы
В 2009 г. за уклонения от военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации судами было осуждено 3 844 военнослужащих, в том числе 10 старших офицеров, 87 младших офицеров за самовольное оставление части на срок свыше 10 суток, но не более месяца; 13 старших офицеров, 192 младших офицера за самовольное оставление части на срок свыше месяца; 8 младших офицеров за дезертирство. Среди осужденных есть и военнослужащие, которые были осуждены за уклонение от военной службы после истечения срока контракта о прохождении военной службы. На страницах журнала "Право в Вооруженных Силах" высказывались различные точки зрения по этому поводу. В настоящей статье хотелось бы еще раз вернуться к данной теме, проанализировав действующее законодательство, связанное с истечением срока контракта о прохождении военной службы и его правовыми последствиями.
В п. 2 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", регулирующей вопросы заключения контракта о прохождении военной службы, указано, что в контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
К условиям контракта, согласно п. 3 ст. 32 указанного Закона и пп. 4 и 5 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, относятся: обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части в случае, указанном в ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также в иных случаях, установленных федеральными законами.
При этом следует принимать во внимание положения подп. "е" п. 1 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, срок военной службы устанавливается в соответствии с контрактом о прохождении военной службы, а окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Таким образом, из названных нормативных положений следует, что военнослужащий, заключая контракт о прохождении военной службы, добровольно принимает на себя обязанность в течение установленного контрактом срока подчиняться ограничивающим его права и свободы требованиям закона, в том числе неукоснительно соблюдать воинскую дисциплину, имея при этом в виду возможное применение к нему юридической, в том числе уголовной, ответственности за совершенные правонарушения. Следовательно, установление уголовной ответственности и ее применение в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту и совершившего преступление против военной службы в течение установленного контрактом срока, не затрагивает его конституционное право на труд и не может расцениваться как дискриминационное.
Законом предусмотрено достаточное время для принятия решения командованием в отношении военнослужащего, у которого истекает срок контракта, о заключении с ним нового контракта о прохождении военной службы. Согласно п. 6 ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.
На основании п. 12 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту в условиях, объективно исключающих возможность заключения нового контракта (участие в походах кораблей; нахождение в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком; нахождение в плену, в положении заложника или интернированного и при других обстоятельствах), и желающий продолжить военную службу по истечении срока действующего контракта, продолжает прохождение военной службы по контракту. При прекращении указанных обстоятельств он заключает новый контракт в течение одного месяца после прибытия в воинскую часть или увольняется с военной службы.
Таким образом, действующее законодательство о прохождении военной службы распространяет режим прохождения военной службы по контракту на военнослужащих, у которых истек срок контракта, только при наличии определенных условий:
- нахождение военнослужащего в условиях, объективно исключающих возможность заключения им нового контракта;
- желание военнослужащего продолжить военную службу по окончании срока действующего контракта.
Нормы законодательства Российской Федерации не предусматривают прав федеральных органов исполнительной власти, заключивших контракт о прохождении военной службы с военнослужащим, задерживать его исключение из списков личного состава по иным основаниям, помимо указанных в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которым момент истечения срока контракта о прохождении военной службы и момент исключения военнослужащего из списков личного состава могут не совпадать не только в случаях, в нем перечисленных, но и в иных случаях, указанных в Положении о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 г. N 1237). К их числу относится предусмотренное п. 17 ст. 34 названного нормативного акта положение, согласно которому военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по установленным нормам, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в п. 2 определения "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Францына Валерия Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 4 статьи 32 и пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 30 сентября 2004 г. N 322-О, о том, что "... после истечения срока, указанного в контракте, военнослужащий реализует свое право на труд посредством либо дальнейшего прохождения военной службы - до обеспечения его жилым помещением, либо увольнения с военной службы - с условием его последующего обеспечения жильем по месту будущего проживания. Следовательно, при отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение до улучшения его жилищных условий и при истечении срока, указанного в контракте, такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке только до дня обеспечения жилым помещением", применима для правоотношений, связанных с истечением срока контракта у военнослужащих, достигших предельного возраста пребывания на военной службе. Это обусловлено дискреционным полномочием (усмотрением) командования на заключение с такими военнослужащими контракта о прохождении военной службы сверх предельного возраста, которое сформулировано в п. 1 ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы как "контракт может быть заключен на срок до 10 лет включительно, но не свыше достижения ими возраста 65 лет".
В отношении военнослужащего, не достигшего предельного возраста пребывания на военной службе, применяются нормы, изложенные в п. 10 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы, в соответствии с которыми военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (п. 1 ст. 51), а также при наличии оснований, указанных в п. 3 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы.
Кроме того, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт при окончании срока предыдущего контракта (подп. "а" п. 1 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы).
В соответствии с п. 11 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не изъявивший желания заключить новый контракт до истечения срока действующего контракта, представляется к увольнению с военной службы и подлежит увольнению с военной службы в соответствии с подп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы", а заключивший контракт до достижения предельного возраста пребывания на военной службе (п. 6 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") подлежит увольнению с военной службы в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 51 указанного Федерального закона.
Таким образом, военнослужащий, не достигший предельного возраста пребывания на военной службе и не подпадающий под ограничения, связанные с невозможностью заключения контракта, изложенные в п. 10 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы, не может проходить военную службу без заключения нового контракта о прохождении военной службы.
Истечение срока контракта о прохождении военной службы, который относится к одному из условий контракта, является юридическим фактом, имеющим значение для правильного исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
При условии соблюдения требований законодательства о прохождении военной службы в обычных условиях (кроме условий, объективно исключающих возможность заключения нового контракта) день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части должен совпадать с днем истечения срока, указанного в контракте о прохождении военной службы. Это требование п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" соотносится с п. 4 ст. 32 указанного Закона.
Норма, изложенная в подп. "а "п. 9 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, которая позволяет расширительно трактовать положение о том, что контракт прекращает свое действие со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при увольнении с военной службы (т.е. и после истечения срока контракта), противоречит требованиям п. 4 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, т.е. вводимые законодателем ограничения должны обеспечивать достижение указанных целей и не быть чрезмерными.
Таким образом, расширительное толкование момента прекращения контракта о прохождении военной службы, обусловленное истечением срока контракта с момента исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, в той части, которая позволяет применять данное положение к военнослужащим, у которых истек срок контракта, изложенное в подп. "а" п. 9 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, противоречит требованиям п. 4 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а следовательно, не служит необходимым и соразмерным средством защиты признаваемых публичных интересов, а также прав и законных интересов других лиц.
С.С. Харитонов,
кандидат юридических наук, доцент
"Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О правовом значении установления факта истечения срока контракта о прохождении военной службы для правильной квалификации деяний, совершаемых военнослужащими в связи с их уклонением от военной службы
Автор
С.С. Харитонов - кандидат юридических наук, доцент
"Право в Вооруженных Силах", 2010, N 12