Увольнение руководителя в связи с превышением предельно допустимой просроченной кредиторской задолженности учреждения
С 2011 года одной из причин увольнения руководителя бюджетного учреждения по инициативе работодателя может стать превышение предельно допустимого значения кредиторской задолженности, возникшей в данном учреждении. Такая мера усиления ответственности руководителя бюджетного учреждения вводится Федеральным законом N 83-ФЗ*(1). Кто и в каком порядке устанавливает предельно допустимую величину кредиторской задолженности? Какова ее величина? Обязаны ли учреждения отчитываться о состоянии кредиторской задолженности (в том числе просроченной) и по каким формам? Кто принимает решение о расторжения трудового договора с руководителем бюджетного учреждения в случае превышения указанной величины? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.
Именно условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, является одним из обязательных условий, предусматриваемых в трудовом договоре, заключаемом с руководителем бюджетного учреждения (пп. 5 п. 27 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ).
Отметим, что с 2011 года данное условие предусматривается органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения при заключении трудового договора как с вновь назначаемым руководителем бюджетного учреждения, так и с действующими руководителями путем внесения в их трудовые договоры соответствующих изменений. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, обязан в письменной форме уведомить об этом руководителя бюджетного учреждения не позднее чем за два месяца до внесения изменений (ст. 74 ТК РФ). Включение новых условий в трудовой договор осуществляется путем составления дополнительного соглашения к нему.
Расторжение трудового договора с руководителем бюджетного учреждения при превышении в учреждении предельной величины просроченной кредиторской задолженности происходит по инициативе работодателя (органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя) на основании п. 3 ст. 278 ТК РФ. Для руководителей бюджетных учреждений культуры и искусства работодателем (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя), выступает Минкультуры.
Предельно допустимая величина просроченной кредиторской задолженности
Помимо включения в трудовой договор с руководителем бюджетного учреждения самого условия о его расторжении в связи с наличием просроченной кредиторской задолженности, в договоре также указывается предельно допустимое ее значение. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 537*(2) порядок определения данного значения обязаны разработать и утвердить до 01.12.2010 федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения. В целях исполнения данного пункта Минкультуры разработало Приказ от 10.09.2010 N 585 "Об утверждении Порядка определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству культуры Российской Федерации, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации" (далее - Порядок), вступающий в силу с 2011 года.
Целью принятия данного нормативного акта является усиление ответственности директоров федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минкультуры, за распоряжение денежными средствами и иным имуществом, закрепленным за учреждением или приобретенным им за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 Порядка при определении предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности учитываются следующие ее виды:
- кредиторская задолженность по налоговым и иным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (кроме начислений доходов от сдачи имущества в аренду недвижимого имущества), срок погашения которой истек;
- кредиторская задолженность по начислениям в бюджеты доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества, срок погашения которой истек;
- кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, срок погашения которой истек;
- общая кредиторская задолженность по всем имеющимся обязательствам, срок погашения которой истек.
Обратите внимание! Срок погашения кредиторской задолженности, как правило, устанавливается законодательством РФ, однако в отдельных случаях такой срок может быть предусмотрен заключенными договорами (например, договором с поставщиком).
Предельно допустимое значение определяется по каждому виду кредиторской задолженности в отдельности. Далее рассмотрим, как эти значения определяются в соответствии с п. 3 Порядка.
Вид кредиторской задолженности | Предельно допустимое значение |
Задолженность по заработной плате | Сумма кредиторской задолженности перед работниками по начислениям по оплате труда, не погашенной в течение двух месяцев со дня, установленного локальными нормативными актами бюджетного учреждения в качестве дня выплаты заработной платы |
Задолженность по налоговым и иным платежам в бюджет и внебюджетные фонды | Сумма кредиторской задолженности по налогам и иным платежам, не погашенной в течение трех месяцев со дня, когда платежи должны были быть осуществлены |
Задолженность по начислениям в бюджет доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества | Сумма кредиторской задолженности перед бюджетом по доходам, начисленным от сдачи имущества в аренду, не погашенная в течение шести месяцев начиная со дня, когда указанные платежи должны были быть осуществлены |
Задолженность перед поставщиками и подрядчиками | Сумма кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, не погашенная в течение шести месяцев начиная со дня, когда платежи должны были быть совершены |
Общая задолженность | Сумма просроченной общей кредиторской задолженности бюджетного учреждения, равная значению величины стоимости активов бюджетного учреждения, не являющихся особо ценным движимым имуществом и недвижимым имуществом бюджетного учреждения, на отчетную дату |
Как уже упоминалось выше, превышение указанных в таблице предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения культуры влечет расторжение трудового договора с его руководителем.
Представление отчетности о состоянии кредиторской задолженности
В соответствии с п. 4 Порядка бюджетное учреждение культуры обязано представить не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Департамент экономики и финансов при Минкультуры следующую отчетность о состоянии кредиторской задолженности, в том числе просроченной:
- Сведения о кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Минкультуры (форма приведена в приложении 2 к Порядку). В данной отчетной форме отражается общая величина кредиторской задолженности, в том числе просроченной, и отдельно по группам задолженности (в руб.), а также указывается срок просроченной кредиторской задолженности (в днях);
- Сведения о просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Минкультуры, и мерах по ее погашению (форма приведена в приложении 3 к Порядку). В этой форме отражаются данные о просроченной кредиторской задолженности по каждому кредитору, а также в разрезе отдельных заключаемых контрактов (договоров) с указанием причин образования такой задолженности и мер, принимаемых по ее погашению;
- Расчет превышения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности (форма приведена в приложении 4 к Порядку). В нем показывается общая величина просроченной кредиторской задолженности на отчетную дату, а также общая стоимость финансовых и нефинансовых активов бюджетного учреждения (за исключением стоимости особо ценного движимого и недвижимого имущества), позволяющие провести сравнение и выявить величину превышения просроченной кредиторской задолженности по всем имеющимся обязательствам над стоимостью активов, обеспечивающих их.
В данном случае в общую стоимость активов включается отраженная в балансе величина денежных средств, в том числе в иностранной валюте, по курсу ЦБ РФ на отчетную дату; сумма дебиторской задолженности (за исключением расчетов с поставщиками, подрядчиками и подотчетными лицами); остаточная стоимость движимого имущества, не относящегося к категории особо ценного; стоимость готовой продукции и товаров; величина иных активов, обеспечивающих исполнение принятых учреждением обязательств; стоимость активов, находящихся под обременением (залог; активы, изъятые из оборота).
Перечисленные формы отчетности заполняются на основании данных бухгалтерского учета и сопровождаются пояснительной запиской, в которой указываются причины возникновения кредиторской задолженности и план ее погашения с указанием конкретных мероприятий и сроков их реализации.
Принятие решения о расторжении трудового договора с руководителем
Ежеквартально Департамент экономики и финансов Минкультуры производит мониторинг кредиторской задолженности бюджетных учреждений культуры на основании представленных ими отчетов о кредиторской задолженности.
Примечание. Мониторинг - непрерывное наблюдение за экономическими объектами, проведение анализа по ним.
Рассматривая представленную отчетность, указанный департамент анализирует причины образования просроченной задолженности и меры, принимаемые бюджетным учреждением по ее погашению. При необходимости он вправе заслушать доклад руководителя учреждения.
Процесс рассмотрения отчетности, в результате которого дается оценка действий руководителя бюджетного учреждения, а также готовится предложение о расторжении с ним трудового договора либо о направлении рекомендаций по урегулированию просроченной кредиторской задолженности, не может длиться более 15 рабочих дней. Данное предложение направляется Министру культуры РФ, который принимает окончательное решение.
Л. Ларцева,
редактор журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(2) Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"