Создание, реорганизация, изменение типа и ликвидация федеральных государственных учреждений
С 1 января 2011 года начался процесс перехода государственных (муниципальных) учреждений в новый правовой статус путем их преобразования в казенные, бюджетные или автономные. В целях реализации данного процесса Правительством РФ разработаны процедуры создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, которые будут созданы (планируется создать) на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Об этих процедурах и пойдет речь в данной статье.
Общие положения
В соответствии со ст. 13, 16 и 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции Федерального закона N 83-ФЗ*(1)) создание, реорганизация и ликвидация бюджетного или казенного учреждения, изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения или изменение типа казенного учреждения в целях создания бюджетного учреждения осуществляются в порядке, устанавливаемом:
- Правительством РФ - для федеральных бюджетных или казенных учреждений;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для бюджетных или казенных учреждений субъектов РФ;
- местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Что касается создания на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономного учреждения, то согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" в редакции Федерального закона N 83-ФЗ (далее - Закон об автономных учреждениях) соответствующее решение принимается Правительством РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента РФ. В свою очередь, порядок принятия решения о ликвидации автономного учреждения в соответствии с п. 15 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ устанавливается:
- Правительством РФ - в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
- местной администрацией муниципального образования - в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Правительством РФ во исполнение данных норм Постановлением от 26.07.2010 N 539 утвержден Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений (далее - Порядок N 539). Рассмотрим данный порядок.
Создание федерального учреждения
Федеральное учреждение может быть создано путем его учреждения или изменения типа существующего федерального учреждения (п. 2 Порядка N 539). Рассмотрим эти случаи.
Создание путем учреждения (разд. II Порядка N 539). Решение о создании федерального учреждения путем его учреждения принимается Правительством РФ в форме распоряжения, которое должно содержать:
- наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
- основные цели деятельности создаваемого федерального учреждения (определяются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами);
- наименование федерального органа исполнительной власти, который будет осуществлять функции и полномочия учредителя создаваемого федерального учреждения;
- сведения о недвижимом имуществе (в том числе земельных участках), которое планируется закрепить (предоставить в постоянное (бессрочное) пользование) за создаваемым федеральным учреждением;
- предельную штатную численность работников (при создании казенного учреждения);
- перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.
Проект распоряжения Правительства РФ о создании федерального учреждения подготавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (далее - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя) в отношении федеральных государственных учреждений, которые будут находиться в ведении этого органа или подведомственных этому органу федеральных служб и агентств, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития. Подготовленный проект предоставляется в Правительство РФ одновременно с пояснительной запиской, в которой содержится обоснование целесообразности создания федерального учреждения.
В случае создания казенного федерального учреждения в пояснительную записку также включается информация о предоставлении создаваемому учреждению права на выполнение государственных функций.
Обратите внимание! После издания распоряжения Правительства РФ о создании федерального учреждения правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя создаваемого учреждения, утверждается устав этого федерального учреждения в соответствии с разд. VI Порядка N 539 (п. 7 Порядка N 539).
Создание федерального учреждения путем изменения его типа (разд IV Порядка N 539). Решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального казенного учреждения принимается Правительством РФ в форме распоряжения, а решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального бюджетного (автономного) учреждения - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя данного учреждения. Указанные распоряжение Правительства РФ и решение федерального органа исполнительной власти должны содержать:
- наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;
- наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
- наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;
- перечень мероприятий по созданию федерального учреждения (казенного, бюджетного, автономного) с указанием сроков их проведения.
Кроме вышеперечисленных показателей, в распоряжение Правительства РФ и решение федерального органа исполнительной власти должна быть включена следующая информация:
- об изменении (сохранении) штатной численности (при создании казенного учреждения);
- об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения (при создании казенного и бюджетного учреждения);
- об имуществе, закрепляемом за федеральным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества (при создании автономного учреждения).
Проект распоряжения Правительства РФ об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального казенного учреждения разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя данного учреждения, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития. Подготовленный проект представляется в Правительство РФ одновременно с пояснительной запиской, содержащей обоснование целесообразности изменения типа федерального учреждения и информацию о кредиторской задолженности данного учреждения (в том числе просроченной).
Обратите внимание! Изменение типа федерального учреждения не является его реорганизацией (п. 14 Порядка N 359).
Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального бюджетного учреждения, а также предложение о создании федерального автономного учреждения путем изменения типа федерального бюджетного или казенного учреждения подготавливаются:
- в отношении учреждения, находящегося в ведении федеральной службы или федерального агентства, подведомственных вышеназванному федеральному органу исполнительной власти, - указанной службой или агентством;
- в отношении учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия его учредителя, - этим федеральным органом исполнительной власти.
Изменение типа федерального казенного учреждения может привести к невозможности осуществления вновь создаваемым федеральным учреждением государственных функций или полномочий федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. В этом случае в пояснительной записке необходимо указать информацию о том, кому данные государственные функции или полномочия будут переданы.
После принятия правового акта об изменении типа федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, утверждает изменения, вносимые в устав этого федерального учреждения в соответствии с разд. VI Порядка N 539. Порядок утверждения устава рассмотрим чуть позже.
К сведению. Принятие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального бюджетного или автономного учреждения при сохранении объема государственных услуг (работ), подлежащих оказанию (выполнению) находящимися в его ведении федеральными учреждениями, не может являться основанием для сокращения объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, выделяемых данному федеральному органу исполнительной власти как главному распорядителю средств федерального бюджета на оказание государственных услуг (выполнение работ) (п. 24 Порядка N 539).
Реорганизация федерального учреждения
Реорганизация федерального учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения (п. 8 Порядка N 539).
Согласно п. 9 Порядка N 539 решение о реорганизации федерального учреждения принимается Правительством РФ в порядке, аналогичном порядку создания федерального учреждения путем его учреждения:
- в форме разделения, выделения, слияния - если возникшее при слиянии юридическое лицо является федеральным казенным учреждением;
- в форме присоединения - если к казенному учреждению присоединяется федеральное бюджетное или автономное учреждение.
В других случаях решение о реорганизации федерального учреждения в форме слияния или присоединения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя данного учреждения. Такое решение должно содержать (п. 10 Порядка N 539):
- наименование федеральных учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;
- форму реорганизации;
- наименование федерального учреждения (учреждений) после завершения процесса реорганизации;
- наименование федерального органа (органов) исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя реорганизуемого федерального учреждения (учреждений);
- информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности реорганизуемого учреждения (учреждений);
- информацию об изменении (сохранении) штатной численности (для казенных учреждений);
- перечень мероприятий по реорганизации федерального учреждения с указанием сроков их проведения.
Обратите внимание! Если по результатам реорганизации изменяется подведомственность федерального учреждения (учреждений), решение о реорганизации федерального учреждения (учреждений) принимается Правительством РФ (п. 11 Порядка N 539).
Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, о реорганизации федеральных учреждений, находящихся в ведении федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этому федеральному органу, подготавливается федеральной службой или федеральным агентством, которые будут осуществлять функции и полномочия учредителя реорганизованного учреждения. При этом проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, о реорганизации федеральных учреждений, находящихся в его ведении, подготавливается указанным федеральным органом исполнительной власти, если он будет осуществлять функции и полномочия учредителя данных учреждений (п. 12 Порядка N 539).
К сведению. Принятие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о реорганизации федерального учреждения (учреждений) при сохранении объема государственных услуг (работ), подлежащих оказанию (выполнению) находящимися в его ведении федеральными учреждениями, не может являться основанием для сокращения объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, выделяемых данному федеральному органу исполнительной власти как главному распорядителю средств федерального бюджета на оказание государственных услуг (выполнение работ) (п. 13 Порядка N 539).
Ликвидация федерального учреждения
В соответствии с нормами разд. V Порядка N 539 решение о ликвидации федерального учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя данного учреждения. Это решение должно содержать:
- наименование учреждения с указанием типа;
- наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
- наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за осуществление ликвидационных процедур;
- наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, о ликвидации федерального учреждения, находящегося в ведении федеральной службы или федерального агентства, подведомственных указанному федеральному органу, подготавливается соответствующей службой или агентством. Подготовленный проект правового акта предоставляется ими в федеральный орган исполнительной власти одновременно с пояснительной запиской, содержащей обоснование целесообразности ликвидации учреждения и информацию о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной). Кроме данной информации, в пояснительной записке также отражается:
- если ликвидируется федеральное казенное учреждение, осуществляющее государственные функции, - информация о том, кому указанные государственные функции будут переданы после завершения процесса ликвидации;
- если на ликвидируемое федеральное учреждение возложены полномочия федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, - информация о том, кому указанные полномочия будут переданы после завершения процесса ликвидации.
Обратите внимание! Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, о ликвидации федерального учреждения, находящегося в его ведении, подготавливается указанным федеральным органом самостоятельно (п. 27 Порядка N 539).
После издания правового акта о ликвидации федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя данного учреждения:
- доводит его до сведения регистрирующего органа для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что учреждение находится в процессе ликвидации (в трехдневный срок);
- утверждает состав ликвидационной комиссии соответствующего учреждения (в двухнедельный срок);
- устанавливает порядок и сроки ликвидации указанного учреждения в соответствии с Гражданским кодексом и правовым актом о ликвидации федерального учреждения (в двухнедельный срок).
Ликвидационная комиссия, в свою очередь:
- обеспечивает реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого федерального учреждения в течение всего периода его ликвидации;
- представляет для утверждения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя ликвидируемого учреждения, промежуточный ликвидационный баланс (в десятидневный срок с даты истечения периода, установленного для предъявления требований кредиторами) и ликвидационный баланс (в десятидневный срок после завершения расчетов с кредиторами - в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя);
- осуществляет иные предусмотренные Гражданским кодексом и другими законодательными актами РФ мероприятия по ликвидации федерального учреждения.
Требования кредиторов ликвидируемого федерального учреждения (за исключением казенного учреждения) удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ может быть обращено взыскание. Имущество федерального учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого учреждения, передается ликвидационной комиссией:
- недвижимое - федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом;
- движимое - федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия учредителя ликвидируемого учреждения.
Обратите внимание! При ликвидации федерального казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 30 Порядка N 539).
Утверждение устава федерального учреждения и внесение в него изменений
Согласно положениям разд. VI Порядка N 539 устав федерального учреждения, а также вносимые в него изменения утверждаются правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Данный локальный акт должен содержать следующие разделы:
1) общие положения, устанавливающие:
- наименование федерального учреждения с указанием в наименовании его типа и информации о месте его нахождения;
- наименование учредителя и собственника имущества федерального учреждения;
- наименование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя и собственника федерального учреждения;
2) предмет и цели деятельности учреждения в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом, муниципальным правовым актом, а также исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые федеральное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;
3) раздел об организации деятельности и управлении учреждением, содержащий, в частности, сведения о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов, а также положения об ответственности руководителя учреждения;
4) раздел об имуществе и финансовом обеспечении учреждения, содержащий, в частности:
- порядок распоряжения имуществом, приобретенным федеральным бюджетным учреждением (за исключением имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение такого имущества);
- порядок передачи федеральным бюджетным учреждением некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств, иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества;
- порядок осуществления крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за федеральным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда РФ;
- положения об открытии лицевых счетов федеральному учреждению в органах Федерального казначейства, а также об иных счетах, открываемых федеральному учреждению в соответствии с законодательством РФ;
- положения о ликвидации федерального учреждения по решению собственника имущества и распоряжении собственником имуществом ликвидированного учреждения;
- указание на субсидиарную ответственность Российской Федерации по обязательствам федерального казенного учреждения в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
4) сведения о филиалах и представительствах учреждения.
Кроме вышеперечисленных разделов, в случаях, предусмотренных федеральными законами, устав федерального учреждения может также содержать иные разделы.
Обратите внимание! Содержание устава федерального автономного учреждения должно соответствовать требованиям, установленным Законом об автономных учреждениях (п. 34 Порядка N 539).
В. Лахматова,
главный редактор журнала "Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"