Новые правила взыскания налога за счет имущества налогоплательщика и признания недоимки безнадежной
Летом 2010 г. принят Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ), которым внесены многочисленные поправки в общие положения Налогового кодекса РФ (НК РФ), касающиеся прав и обязанностей налогоплательщиков (налоговых агентов), проведения проверок и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. В данной статье с учетом данных изменений, а также сложившейся ранее правоприменительной практики рассмотрены положения ст. 47 и 59 НК РФ, регулирующие порядок взыскания налога за счет имущества налогоплательщика и признания недоимки безнадежной.
В соответствии с п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" по общему правилу, закрепленному в ст. 46 и 47 НК РФ, принудительное взыскание налога и пеней с налогоплательщика осуществляется во внесудебном порядке.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных ст. 47 НК РФ.
Пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.1999 г. N 41 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъясняет, что взыскание налога может производиться в том числе за счет имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке.
Определением Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 г. N 138-О установлено, что в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено в п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1).
Необходимо отметить, в ст. 31 НК РФ установлено право налоговых органов предъявлять в суд иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения, а в ст. 7 Закона N 943-1 - право предъявлять в суд иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
Статьей 47 НК РФ закреплено, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пунктом 4 ст. 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Таким образом, взыскание недоимки за счет денежных средств или за счет имущества налогоплательщика должно осуществляться только после истечения срока, который был указан в требовании, направленном налогоплательщику. В противном случае налогоплательщик лишается права на добровольное исполнение требования.
Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.03.2005 г. N 13592/04 суд указал на то, что направление требования является составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
Суды указывают, что принятие налоговым органом решения о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика до истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налога является существенным нарушением процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, влекущим признание такого решения недействительным (см., например, постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.09.2008 г. N А57-22547/07, от 30.04.2008 г. N А57-2811/07).
Таким образом, решение налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, принятое в пределах срока, предоставленного налогоплательщику для исполнения требования об уплате налога, служит основанием для отмены такого решения.
Законом N 229-ФЗ с 02.09.2010 г. нормы ст. 47 НК РФ дополнены еще одним важным положением, служащим гарантией прав налогоплательщиков (налоговых агентов). Установлено, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения 1-летнего срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение 2 лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания, закрепленный в ст. 59 НК РФ, Законом N 229-ФЗ с 02.09.2010 г. изложен по-новому.
Прежде всего, Закон N 229-ФЗ признает безнадежными к взысканию не только недоимку, т.е. согласно п. 2 ст. 11 НК РФ сумму налога или сумму сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок, но и задолженность по пеням и штрафам.
Пункт 1 ст. 59 НК РФ (в редакции Закона N 229-ФЗ) устанавливает перечень случаев, при которых указанную выше задолженность перед бюджетом следует считать безнадежной.
К этим случаям относится:
- ликвидация организации в соответствии с законодательством РФ - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ;
- признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
- смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность РФ;
- принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах.
При этом Законом N 229-ФЗ закреплена возможность законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований устанавливать дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.
Пример.
Муниципальное образование вправе установить дополнительное основание для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам в части земельного налога, но не вправе - в отношении транспортного налога. В отношении последнего налога дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам могут устанавливаться только субъектом РФ.
Согласно п. 4 ст. 59 НК РФ (в редакции Закона N 229-ФЗ) суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии со ст. 59 НК РФ в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
Как указано в п. 7 ст. 10 Закона N 229-ФЗ, положения п. 4 ст. 59 НК РФ (в редакции Закона N 229-ФЗ) применяются также к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленным банками в бюджетную систему РФ до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 229-ФЗ признается безнадежной к взысканию недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 01.01.2010 г. за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, установленным Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и не находятся в процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), и в отношении которых судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания указанных недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427