"Интеллектуальные" изменения
Предполагаемые изменения Гражданского кодекса РФ должны коснуться и вступившего в силу только 1 января 2008 г. раздела, регулирующего оборот объектов интеллектуальной собственности. Что планируют изменить?
Регулирование интеллектуальной собственности в России сегодня находится, образно говоря, в младенческом возрасте. Тем не менее к настоящему времени сложилась определенная, а в некоторых случаях и неоднозначная практика применения соответствующих гражданско-правовых норм судами. Этим, по-видимому, и объясняется появление поправок в ту часть ГК РФ, которая касается прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Как показывает анализ предложенных Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства изменений в раздел VII ГК РФ, проект не вносит в данный раздел столь радикальных новшеств, какие, например, внесены в нормы, регулирующие вещные права или касающиеся юридических лиц. Тем не менее, по нашему мнению, эти изменения стоят того, чтобы на них остановиться подробнее.
Проект выводит из сферы правовой охраны в качестве промышленного образца или средства индивидуализации объекты*(1), включающие, воспроизводящие или имитирующие:
1. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
2. сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки;
3. официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.
Одновременно с этим устанавливается, что такие официальные символы и отличительные знаки или их имитации могут быть включены в промышленный образец или средство индивидуализации в качестве неохраняемого элемента только при наличии согласия соответствующего государственного органа, органа международной или межправительственной организации.
Вводится, например, и возможность безвозмездного использования результата интеллектуальной собственности неопределенным кругом лиц в случае, если правообладатель сделал об этом публичное заявление, указав срок и условия такого использования*(2). В течение названного срока данные условия не могут изменяться, а само заявление не подлежит отзыву. Если же срок правообладателем не указан, то считается, что он составляет пять лет.
Проект изменений ГК РФ (далее - Проект) содержит и прямой запрет как на безвозмездное отчуждение исключительного права*(3), так и на безвозмездное предоставление на условиях исключительной лицензии права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации*(4) в отношениях между коммерческими организациями.
Одновременно с этим лицензиар лишается права использовать объект интеллектуальной собственности в случае передачи права использования данного объекта на условии исключительной лицензии другому лицу, если соответствующим договором не предусмотрено иное*(5).
Урегулирован в Проекте и вопрос о том, кто имеет преимущество в случае, если средство индивидуализации и промышленный образец оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства потребители и (или) контрагенты могут быть введены в заблуждение. Вопрос решается в пользу объекта, исключительное право на который возникло ранее, а в случаях установления конвенционного, выставочного или иного приоритета - имеющего более ранний приоритет*(6).
Интерес может представлять и положение, согласно которому минимальные ставки вознаграждения за служебные результаты интеллектуальной деятельности, а также условия и порядок их выплаты устанавливаются Правительством РФ*(7).
В случае принятия Проекта с 15 до 5 лет уменьшится срок действия исключительного права на промышленный образец*(8).
Разработчики Проекта сочли необходимым также уточнить и правоотношения, возникающие при приобретении пользователем так называемых коробочных программных продуктов. Согласно положениям Проекта в таких случаях имеет место договор присоединения, условия которого могут быть изложены либо в самом экземпляре программы, либо на соответствующей упаковке. Начало использования программы или базы данных в соответствии с этими условиями означает согласие на заключение лицензионного договора, а письменная форма сделки считается соблюденной*(9).
В случае если в подобном лицензионном договоре срок его действия не определен, этот договор прекращается с момента передачи экземпляра программы или базы данных новому пользователю.
Коснутся изменения и перехода прав на объекты интеллектуальной собственности по наследству. В частности, Проект предусматривает, что в случае смерти одного из соавторов исключительное право на произведение прекращается в части принадлежащего ему права, если произведение состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. В случае если произведение образует неразрывное целое, доля умершего соавтора в исключительном праве переходит ко всем пережившим соавторам в равных долях.
Следует, однако, признать, что особое внимание разработчики Проекта уделили Всемирной паутине и обороту объектов интеллектуальных прав в ней. В частности, в Проекте содержится понятие интернет-сайта*(10), согласно которому под сайтом понимается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть размещены в сети Интернет. Одновременно наибольшая ясность вносится в вопросы ответственности провайдеров, осуществляющих передачу материала или его размещение в сети Интернет. Согласно предлагаемым изменениям*(11) интернет-провайдер не несет ответственности за нарушения интеллектуальных прав, произошедшие в результате передачи материала, а в качестве освобождающих от ответственности условий указано следующее:
- провайдером после получения материала не было внесено в него изменений, кроме тех, которые необходимы непосредственно для передачи материала;
- провайдер не знал и не должен был знать о том, что неправомерно само использование объекта интеллектуальной собственности передавшим в Сеть лицом.
Кроме того, провайдер, оказывающий услуги по размещению материалов в сети Интернет, не несет ответственности за нарушения интеллектуальных прав, если он:
- не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации является неправомерным;
- в случае получения письменного заявления третьего лица о том, что размещение материала в сети Интернет нарушает интеллектуальные права, своевременно принял меры, направленные на устранение последствий нарушения интеллектуальных прав, предусмотренные федеральным законом об Интернет-провайдерах.
Разумеется, в статье перечислены не все предлагаемые изменения, но можно предположить, что принятие поправок обеспечит единый подход судов к разрешению споров, связанных с интеллектуальной собственностью.
В. Быканов,
"эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 50, декабрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья 1231 Проекта.
*(2) Пункт 6 ст. 1233 Проекта.
*(3) Пункт 4 ст. 1234 Проекта.
*(4) Пункт 6 ст. 1235 Проекта.
*(5) Пункт 2 ст. 1236 Проекта.
*(6) Пункт 6 ст. 1252 Проекта.
*(7) Пункт 1 ст. 1246 Проекта.
*(8) Статья 1363 Проекта.
*(9) Пункт 4 ст. 1286 Проекта.
*(10) Пункт 2 ст. 1260 Проекта.
*(11) Статья 1253 Проекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru