Между правдой и вымыслом
В последнее время на телевидении стали появляться разоблачительные передачи. Когда зритель становится сторонним наблюдателем за чьей-то частной жизнью, это ничем не грозит создателям программы, если на то есть согласие персонажей, но они сильно рискуют, делая это противозаконно.
Что в кадре?
В большинстве случаев герой программы подозревает своего супруга (супругу) или партнера в измене и просит помочь ему узнать правду. При этом лицо человека, которого уличают в измене, не показывают, лицо же обратившегося не засекречивают. Телезрителей, как правило, информируют о том, что сюжет не носит постановочного характера. Для чего делается такое уточнение: с целью придания остроты шоу или отражения реальных событий?
Таким образом, можно предположить, что участниками передачи являются реальные люди и их личная жизнь. За объектом устанавливают наблюдение и прослушивающие устройства как в жилище, так и в автомобиле, осуществляется фото- и видеосъемка, выясняются распорядок дня, привычки, интимные связи - одним словом, пытаются уличить супруга в неверности.
В связи с этим возникает вопрос: нарушаются ли конституционные права лица, в отношении которого ведется расследование?
Институт неприкосновенности
Частная жизнь лица защищается на законодательном уровне. Достаточно привести ст. 23 и 24 Конституции РФ, которые гарантируют право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. В Конституции РФ также закреплено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В жизни каждого человека свобода и личная неприкосновенность являются наиболее значимыми правами, которые он приобретает от рождения. Это означает, что любое лицо независимо от пола, национальности, вероисповедания и т.д. вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь какому-либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было. Институт неприкосновенности включает как физическую неприкосновенность (это сама жизнь, здоровье человека), так и моральную, духовную неприкосновенность (честь, достоинство личности). Право на свободу и личную неприкосновенность - одна из существенных гарантий прав личности. Поэтому ее нарушение может свидетельствовать о несоблюдении прав человека. Уровень реализации права на свободу и личную неприкосновенность гражданина, его защиты и гарантированности нормами права - важный показатель демократизации общества, необходимая предпосылка становления и формирования правового государства.
Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Право на частную жизнь выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных и дружеских связей, интимных и других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий. Образ мыслей, мировоззрение, увлечения и творчество также относятся к проявлениям частной жизни. Право на частную жизнь гарантируется такими конституционными и иными правовыми установлениями, как неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ).
Неприкосновенность жилища означает запрет входить в него против воли проживающих там лиц. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан. Каждый человек имеет право на уединение в занимаемом им и его близкими помещении. Все, что происходит в жилище, не может быть предано гласности без согласия заинтересованных лиц. Неприкосновенность жилища представляет собой одно из проявлений права на неприкосновенность частной жизни.
Таким образом, право на неприкосновенность частной жизни складывается из ряда норм различных отраслей права. Неприкосновенность частной жизни граждан - один из элементов правового статуса гражданина. Основные черты института неприкосновенности частной жизни граждан получили отражение в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств".
Уголовный кодекс - на страже тайны
Уголовное законодательство Российской Федерации в свою очередь установило ответственность за незаконные сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия на распространение этих сведений (ст. 137 УК РФ), за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан (ст. 138 УК РФ).
Уголовно-правовой запрет посягательств на неприкосновенность частной жизни человека, его личные или семейные тайны является одной из гарантий всех перечисленных прав. Так, личную или семейную тайну составляют сведения, не подлежащие, по мнению лица, которого они касаются, оглашению. Личную и семейную тайну не могут составлять сведения, которые были ранее опубликованы либо оглашены иным способом. Нарушение неприкосновенности частной жизни, предусмотренное ст. 137 УК РФ, может выражаться:
а) в незаконном собирании сведений о частной жизни;
б) незаконном их распространении;
в) незаконном их распространении в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
Понятия собирания и распространения сведений хорошо известны уголовному праву и толкуются обычно достаточно широко. Так, собирание сведений может осуществляться любым способом: тайно, открыто, с применением обмана или насилия и т.д. Оно может выражаться в похищении, приобретении, копировании документов или других материальных носителей конфиденциальной информации, в подслушивании, подсматривании, в проведении фото-, видео- или киносъемки, в опросе осведомленных лиц и пр. Незаконность этих действий определяется:
- отсутствием согласия со стороны потерпевшего (о чем прямо говорится в диспозиции статьи);
- совершением их лицом, не уполномоченным на собирание конфиденциальных сведений в данной ситуации;
- использованием при сборе информации средств и методов, запрещенных законом, например путем нарушения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ) либо путем нарушения неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ).
Предметом собирания и распространения в отличие от клеветы также могут быть сведения о частной жизни лица, которые объективно не являются порочащими, но составляют личную или семейную тайну.
Из имеющейся доступной информации следует то, что указанные лица не работают частными детективами, не имеют лицензии на право осуществления частной детективной и охранной деятельности в РФ.
Право быть детективом
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон) частным детективом признается гражданин РФ, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном Законом порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности, а также в данном Законе в ст. 5 указывается, что в ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в ч. 1 ст. 3 Закона. При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ходе осуществления своей деятельности частный детектив обязан соблюдать законодательство РФ в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан.
Наряду с правами, которые указаны в вышеназванном Законе, в ст. 7 перечислены и запреты: "...скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений; выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов; собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц; осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц; прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан; совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан; фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента; разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц; передавать свою лицензию для использования ее другими лицами". Что касается проведения сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, - это также влечет за собой установленную законом ответственность.
Нарушают ли на самом деле рассмотренные телепроекты нормы, закрепленные Конституцией РФ, УК РФ, Законом о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации, Всеобщей декларацией прав человека, или это "театр", постановка, или все участники шоу дали свое согласие на разглашение информации о них?
Т. Гусева,
д.ю.н., профессор кафедры
"Финансовое и предпринимательское право" ФОУ ВПО
"Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс",
г. Орел
Ю. Донцова,
юрист, г. Орел
"эж-ЮРИСТ", N 50, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru