Юридический анализ состава преступления незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов
Защита конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств в области правоотношений, связанных с незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, реализуется в конституционном принципе проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии.
Объекты водных биологических ресурсов охраны являются одновременно объектами гражданского права и объектами уголовно-правой охраны. Водные биологические ресурсы одновременно могут быть объектами промысла и частью территории, в которую входят водные объекты. Поскольку флора и фауна - часть экологии планеты, их охрана одновременно является охраной не только природы, но и исполнения обязанности государства по обеспечению благоприятной окружающей среды путем предотвращения незаконного вылова водных биологических ресурсов.
В соответствии со стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. в числе национальных интересов Российской Федерации и стратегических национальных приоритетов определяется экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание, которого достигается за счет сбалансированного потребления*(1).
Шкала ценностей объектов, находящихся под охраной уголовного законодательства, построена на основе международного законодательного опыта и провозглашенных Россией приоритетов, которые можно представить как охрану интересов "личности - общества - государства - мира и безопасности человечества"*(2).
По мнению А.В. Бриллиантова, объектом незаконной добычи (вылова) водных ресурсов являются общественные отношения по рациональному использованию и охране водных живых ресурсов. К водным животным относятся морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, дельфины и др.), ракообразные (раки, крабы, креветки и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы. Водоплавающие птицы и пушные звери (выдра, ондатра, речной бобр, нутрия, выхухоль, белые медведи и др.) к водным животным по смыслу ст. 256 УК РФ не относятся. Их незаконная добыча квалифицируется как незаконная охота*(3).
Охрана общественных отношений от незаконного использования водных животных и растений (водных биоресурсов) установлена в ст. 256 УК РФ "Незаконная добыча водных животных и растений".
В соответствии со ст. 256 УК РФ предусматривается два самостоятельных состава преступления за:
а) незаконную добычу рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений (ч. 1);
б) незаконную добычу котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих (ч. 2).
Исходя из этого, Н.А. Лопашенко выделяет предметом состава преступления по ч. 1 данной статьи следующие биологические ресурсы:
- рыбу;
- морского зверя (котики, морские бобры, моржи, тюлени, киты, белухи, морские львы, дельфины и т.д.);
- иных водных животных (пресноводные млекопитающие: байкальские и ладожские тюлени; водные беспозвоночные животные; моллюски; иглокожие: морские звезды, морские ежи и др.; ракообразные и т.д.*(4);
- промысловые морские растения - в основном водоросли, используемые как продукты питания, лекарственные средства и их компоненты.
Предмет преступления, указанного в ч. 2, - котики, морские бобры, иные морские млекопитающие (моржи, тюлени, киты, белухи морские львы, дельфины и др.).
Общественно опасное деяние выражается исключительно в форме действия и представляет собой "акты поведения человека, заключающиеся в воздействии на окружающую среду", а именно незаконную добычу*(5).
При этом предмет преступления, по мнению А.И. Чучаева, составляют "водные биологические ресурсы"*(6), в состав которых входят не только живые организмы, но и промысловые морские растения.
Из сказанного можно вывести обобщенное определение предмета незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, которым является воздействие на окружающую среду в виде незаконной добычи водных биологических ресурсов в соответствии со ст. 256 УК РФ - водных животных, морских бобров, морских млекопитающих, растений.
Следовательно, объекты уголовно-правовой охраны водных биологических ресурсов, согласно ст. 2 УК РФ, - это:
- защита государственной собственности;
- обеспечение защиты общественного порядка и общественной безопасности;
- охрана окружающей среды;
- защита конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств;
- обеспечение мира и безопасности человечества;
- предупреждение преступлений.
Премьер-министр РФ В.В. Путин полагает, что преступления, связанные с хищническим отношением к водным богатствам и животному миру, являются "биологическим терроризмом". По мнению A.M. Максимова и Л.А. Прохорова, содержание уголовной политики в сфере обеспечения безопасности животного мира, в том числе населяющего моря, реки и озера, исходит из того, что:
1) фауна - это часть экологии, поэтому принимаемые меры направлены на охрану окружающей среды;
2) фауна как составная часть основы экономики государства и меры обеспечения ее безопасности вплетаются в деятельность по обеспечению экономической безопасности России*(7).
Исходя из задач уголовного права, объектами уголовно-правовой охраны, согласно ст. 2 УК РФ, являются:
1) охрана прав и свобод человека и гражданина;
2) защита собственности;
3) обеспечение защиты общественного порядка и общественной безопасности;
4) охрана окружающей среды;
5) защита конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств;
6) обеспечение мира и безопасности человечества;
7) предупреждение преступлений.
Защита государственной собственности.
В соответствии с ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Особенность водных биологических ресурсов состоит в том, что в отношении них действует презумпция государственной собственности: в соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, указанные объекты в принципе не могут признаваться бесхозными*(8) и подлежат государственной охране наравне с остальной государственной собственностью в Российской Федерации.
Обеспечение защиты общественного порядка и общественной безопасности.
Раздел IX УК РФ, описывающий преступления против общественного порядка и общественной безопасности, включает гл. 26 "Экологические преступления" и ст. 256 УК РФ. Согласно словарю-справочнику В.Ф. Пилипенко, общественная безопасность - неотъемлемая часть национальной безопасности, охватывающая те общественные отношения, которые связаны с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества*(9). Общественной безопасностью в соответствии с Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" является совокупность защищенности жизненно важных интересов общества - потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития общества. Объекты охраны жизненно важных интересов общества, их признаки и классификация - деятельность, осуществляемая в целях обеспечения состояния защищенности охраняемых объектов*(10). По мнению С.А. Шаронова, В.М. Мелихова и И.В. Гай-дым, объекты охраны жизненно важных интересов общества можно классифицировать по следующим основаниям:
1) живой организм - физическое тело;
2) недвижимое имущество, к которому следует отнести предприятия, жилые и нежилые помещения, территории (лес, водные объекты, землю);
3) опасный производственный объект;
4) движимое имущество;
5) порядок как совокупность мероприятий и правил, обязательных для всех субъектов, находящихся на объекте охраны*(11).
Таким образом, объекты водных биологических ресурсов охраны являются одновременно объектами гражданского права и уголовно-правой охраны. Водные биологические ресурсы одновременно могут являться объектами промысла и частью территории, в которую входят водные объекты.
Охрана окружающей среды.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
- земли, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иная растительность, животные и другие организмы и их - генетический фонд;
- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство*(12).
Однако, несмотря на то, что водные биологические ресурсы являются частью поверхностных вод, их охрана призвана выполнять экологическую функцию. Академик и эколог Н.Н. Моисеев по этому поводу писал: "Человек порожден биосферой"*(13). В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Нормы экологического права обязывают государство обеспечивать благоприятную окружающую среду. Так как флора и фауна являются частью экологии, их охрана одновременно является охраной не только природы, но и исполнения обязанности государства по обеспечению благоприятной окружающей среды путем предотвращения незаконного вылова водных биологических ресурсов.
Защита конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств.
Государство осуществляет защиту основ конституционного строя и безопасности государства от преступных посягательств*(14). Так как "государство не имеет собственных целей, его деятельность заключается в том, чтобы обеспечить благо индивида"*(15). Правительство РФ в соответствии со ст. 114. п. "в" Конституции РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии. Раздел IX УК РФ, описывающий преступления против общественного порядка и общественной безопасности, включает гл. 26 "Экологические преступления" и ст. 256 УК РФ, регулирующую ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Можно сделать вывод, что защита конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств в области правоотношений, связанных с незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, реализуется в конституционном принципе проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии.
В предмет ст. 256 УК РФ были включены такие понятия, как "водные животные", "морские бобры", "морские млекопитающие", "растения", - определения, данные учеными и цивилистами, но не законодателем. В части 1 ст. 256 УК РФ не конкретизируется место совершения преступного деяния, поэтому можно предположить, что незаконная добыча водных животных и растений может быть осуществлена как во внутренних водах и территориальном море, так и на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне, открытом море, конвенционных районах, территориальном море иностранных государств и прилегающих к нему морских районах*(16).
Предмет преступления традиционно относят к признакам, характеризующим определенную систему, - общественным отношениям, которые при совершении преступления становятся объектом преступления, в то время как предметы материального мира, изготовление которых характеризует процесс совершения преступления, не могут быть частью этой системы*(17). Поэтому включенные в предмет виды водной флоры и фауны (водные животные, морские бобры, морские млекопитающие, растения) являются лишь составной частью общественных отношений по поводу незаконного вылова биологических ресурсов.
М. Омаев
"Право и жизнь", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
*(2) См.: Аминов Д.И., Беляева Л.И., Боровиков В.Б. и др. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. В.П. Ревина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юстицинформ, 2009. С. 34.
*(3) См.: Бриллиантов А.В., Долженкова Г.Д., Иванова Я.Е. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2010. С. 167.
*(4) См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
*(5) См.: Лопашенко Н.А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 789-794.
*(6) См.: Ашин А.А., Войтович А.Л., Волженкин Б.В. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. 2-е изд., испр., перераб. и доп. М.: Контракт, ИНФРА-М, 2010. С. 32.
*(7) См.: Максимов A.M., Прохоров Л.А. Некоторые правовые и организационные аспекты уголовной политики в сфере обеспечения безопасности животного мира // Российский следователь. 2010. N 9. С. 10-12.
*(8) См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества. 4-е изд., стереотипное. М.: Статут, 2002. Кн. 2. С. 80.
*(9) См.: Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: Словарь-справочник // Автор-сост. профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
*(10) См.: Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769.
*(11) См.: Шаронов С.А., Мелихов В.М., Гайдым И.В. Договорное регулирование услуг частной охранной деятельности: Научно-практ. пособие.
*(12) См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
*(13) См.: Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: МНЭПУ, 1998. С. 70.
*(14) См.: Грудцына Л.Ю. Адвокатское право: Учебно-практическое пособие. М.: Деловой двор, 2009. С. 34.
*(15) См.: Денисов А.Л. Советское государственное право. М., 1947. С. 32.
*(16) См.: Неудахина О.М. Водные животные и растения как предмет преступления, предусмотренного статьей 256 УК РФ // Экологическое право. 2006. N 3. С. 56.
*(17) См.: Винокуров В.Н. Предмет преступления и предмет совершения преступления как признаки объекта и объективной стороны состава преступления // Российский следователь. 2008. N 13. С. 34.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Право и жизнь"
Научный и научно-популярный журнал "Право и жизнь" издается с 1992 года.
Его публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной научной и практической юриспруденции. Журнал выступал инициатором принятия различных нормативных правовых актов, разрабатывал вопросы конституционного, административного, муниципального, финансового, налогового, гражданского и уголовного права, помещал многочисленные материалы по тематике защиты прав человека и гражданина, большое внимание уделял развитию регионального законодательства, институтов местного самоуправления. Особое внимание уделялось вопросам теории права и государства, институциональной политологии.