Основные задачи и принципы деятельности высшего арбитражного суда Российской Федерации
Арбитражные суды, будучи отнесены к федеральным судам, должны осуществлять судопроизводство по федеральным законам*(1). Согласно ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами, образованными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"*(2), путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием. Задачи судопроизводства в арбитражном процессе (ст. 2 АПК РФ) определяются целями судебной деятельности исходя из Конституции РФ, федеральных конституционных законов и международных обязательств нашего государства*(3). В конечном счете все задачи направлены на обеспечение судебной защиты как конечной цели правосудия и результата функционирования судебной системы. Это логично вытекает из ст. 18 Конституции РФ, где правосудие названо как условие, обеспечивающее непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.
Задачи судопроизводства в арбитражных судах:
1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, ее субъектов, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
5) формирование уважительного отношения к закону и суду.
Согласно ст. 5 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", основными задачами арбитражных судов в России при рассмотрении подведомственных им споров являются:
1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приведенные задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в арбитражном процессуальном законодательстве. Для решения этих задач арбитражный суд каждого уровня наделен своими, только ему присущими полномочиями. Так, арбитражные суды субъектов РФ разрешают подведомственные им дела по первой и апелляционной инстанциям, а федеральные арбитражные суды округов осуществляют в кассационном порядке проверку законности решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанциях. Кроме того, указанные арбитражные суды имеют иные полномочия, предоставленные им законом.
Особое место в судебно-арбитражной системе занимает Высший Арбитражный Суд РФ, который одновременно выполняет целый ряд полномочий. Во-первых, Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, поскольку, в силу правил подсудности, ряд категорий дел отнесен к его исключительной компетенции.
Во-вторых, Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, а также пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
В-третьих, Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В-четвертых, Высший Арбитражный Суд РФ разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения; занимается судебной статистикой и организует эту работу в арбитражных судах; принимает меры к созданию условий для судебной деятельности арбитражными судами, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; в пределах своей компетенции решает вопросы, вытекающие из международных договоров РФ, и осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией России и федеральными конституционными законами.
Задачи и полномочия арбитражных судов осуществляют судьи арбитражных судов, назначенные на должность в установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционном законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" порядке. Следует иметь в виду, что организационные функции по обеспечению деятельности арбитражных судов выполняет Высший Арбитражный Суд РФ. Созданный в соответствии с Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", Судебный департамент имеет полномочия по организационному обеспечению деятельности только в отношении судов общей юрисдикции.
Необходимость осуществления Высшим Арбитражным Судом РФ и системой арбитражных судов РФ своих функций потребовала установления их компетенции на самом высоком уровне правового регулирования - на уровне Конституции России и федеральных конституционных законов. В связи с этим на изучении полномочий Высшего Арбитражного Суда РФ надо сосредоточить все внимание, так как речь идет о правовом регулировании принципиально новой ветви в судебной системе Российской Федерации.
Задачи и функции арбитражного суда обусловлены охватываемой им сферой деятельности, в которой он компетентен и для осуществления которой наделен правами и обязанностями. Составными элементами понятия компетенции являются как круг вопросов, связанных с предметом деятельности арбитражного суда, его задачами и функциями, так и совокупность прав и обязанностей, необходимых для их реализации.
Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и нормам Арбитражного процессуального кодекса РФ (ст. 5-11), деятельность арбитражных судов в России строится на основе принципов:
- доступности судебной защиты;
- равенства участников арбитражного процесса (организаций и граждан) перед законом и судом;
- независимости судей и подчинения их только закону;
- состязательности и равноправия сторон;
- гласности разбирательства дел.
Доступ к правосудию актуален в сфере арбитражного процесса по ряду причин. В арбитражные суды за судебной защитой обращаются граждане, имеющие статус предпринимателей, представители так называемого малого бизнеса (небольшие коммерческие организации, являющиеся по большому счету экономически слабой стороной). Им довольно сложно вести дело в суде, когда другой стороной является государство, поскольку многие государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины и они располагают специальными штатами юристов, защищающих интересы государства, либо вести дело против крупных коммерческих организаций.
Принцип доступности судебной защиты прав и законных интересов сформулирован в ст. 46 и 48 Конституции РФ, международно-правовых актах, в частности в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Свою конкретизацию он нашел в ст. 4 АПК РФ, согласно которой всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в порядке, предусмотренном законом, в арбитражный суд за защитой прав и интересов и отстаивать их в судебном процессе. Право на обращение в арбитражный суд сформулировано в виде общего дозволения: любое заинтересованное лицо вправе обратиться за судебной защитой.
В соответствии с данными актами предусмотрена возможность каждого заинтересованного лица обратиться за судебной защитой в компетентный суд, в том числе в арбитражный. Под заинтересованным лицом понимается лицо, утверждающее о нарушении либо оспаривании его прав и законных интересов. Например, согласно ч. 5 ст. 45 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, совершенная с нарушением требований, предусмотренных названной статьей, может быть признана недействительной по иску общества или его участника. Поэтому организация, не участвовавшая в сделке, в совершении которой имеется заинтересованность лиц, названных в законе, не вправе оспаривать эту сделку в судебном порядке*(4).
В этом примере отказом в судебной защите не будут нарушены права истца, поскольку он не имеет заинтересованности в данном деле, что освобождает суды от рассмотрения дел, возбуждаемых лицами, не имеющими юридического интереса в исходе дела. Но поскольку АПК РФ не содержит оснований для отказа в принятии заявления, то в случае отсутствия юридического интереса у истца ему должно быть отказано в удовлетворении иска по существу.
Принцип равенства участников арбитражного процесса сформулирован в ст. 7 АПК РФ и вытекает из ст. 19 Конституции РФ, согласно которой все равны перед законом и судом. В арбитражном суде правосудие должно осуществляться на началах равенства организаций и граждан независимо от каких-либо признаков и критериев (пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств).
В статье 5 АПК РФ установлен принцип независимости судей и подчинения их только закону, отраженный в ст. 120 Конституции РФ. Согласно этому принципу судьи при осуществлении правосудия должны принимать судебные акты без влияния каких-либо других органов и лиц и основываясь исключительно на нормативных актах определенного уровня*(5).
Установленный в ст. 121 Конституции РФ принцип несменяемости судей, во-первых, является одним из основополагающих демократических начал организации и деятельности суда; во-вторых, служит гарантией подлинной независимости и стабильности в работе судей, полномочия которых не ограничены определенным сроком. В части 2 ст. 121 Конституции РФ говорится, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены лишь в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Несменяемость судьи, гарантируемая Конституцией РФ, означает, что любое изменение должного положения судьи могут иметь место только с согласия судьи. Вместе с тем внутри суда судья без его согласия может быть перемещен без изменения должностного положения в состав других коллегий и структурных подразделений суда; может быть изменена его специализация по категориям дел.
Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению квалификационной коллегии судей. Если судья был назначен (избран) на определенный срок или до достижения им определенного возраста, его полномочия считаются прекращенными соответственно по истечении этого срока или достижении им этого возраста*(6). Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или прекращения полномочий судей общих и арбитражных судов дан в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (ст. 13 и 14).
Приостановление полномочий судьи означает временное лишение его властных функций, связанных с занимаемой должностью, а также возможности выполнять иные действия, вытекающие из должностного положения. В период приостановления полномочий у судьи сохраняются права и обязанности, вытекающие из трудового законодательства, а также, за исключением случаев, когда судья привлекается к уголовной ответственности и к нему в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, ему начисляется и выплачивается заработная плата в полном объеме, сохраняется уровень материального обеспечения*(7).
За судьей, чьи полномочия приостановлены, сохраняется право на отставку, на него распространяются гарантии неприкосновенности. При отпадении оснований для приостановления полномочий судьи он подлежит восстановлению в должности. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
2) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;
3) согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;
4) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.
Судья, полномочия которого приостановлены в соответствии с одним из двух последних пунктов или которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в тот же срок.
Прекращение полномочий судьи означает полное прекращение трудовых отношений с судом, в котором он работал. Закон о статусе судей предусматривает два вида прекращения полномочий: дающее право на отставку и сохранение в составе судейского сообщества и лишающее этих прав. Право на отставку судья получает в случае:
1) если им подано письменное заявление об отставке;
2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;
3) истечения срока полномочий судьи;
4) увольнения судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
5) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
6) отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
Право на отставку является одной из гарантий независимости судьи, она может быть прекращена только в предусмотренных федеральным законом случаях. Основаниями для прекращения полномочий судьи являются также:
1) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
2) прекращение гражданства Российской Федерации;
3) занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;
4) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
5) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;
6) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим*(8).
В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы. Таким образом, другие ветви государственной власти не могут влиять на приостановление или прекращение полномочий судей, что обеспечивает объективность и беспристрастность суда*(9).
Большинство судей выполняют свой служебный долг должным образом. Вместе с тем тревогу вызывают участившиеся суждения председателей судов о том, что некоторые судьи подрывают авторитет судов своим поведением, весьма своеобразно истолковывают свою независимость*(10). Закон предъявляет к судьям ряд требований, перечень которых установлен в ст. 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации":
1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы.
2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
3. Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Судья, пребывающий в отставке, вправе также работать в сфере правосудия.
Правовые гарантии деятельности судей арбитражных судов содержатся и в иных нормативных актах РФ. Например, Федеральный закон от 22 марта 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" указывает, что среди лиц, подлежащих государственной защите, находятся и судьи арбитражных судов, и предусматривает различные меры и способы этой защиты (ст. 2, 5 и 20).
Н. Кондратенко,
кандидат юридических наук
"Право и жизнь", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Так, в Республике Башкортостан в свое время принимался собственный АПК, однако, принятый с превышением нормотворческой компетенции субъекта РФ, он не мог быть отнесен к числу источников арбитражного процессуального законодательства РФ.
*(2) См.: СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.
*(3) По сравнению с задачами правосудия, определенными в ст. 5 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ст. 2 АПК 1995 г., в данной статье круг задач существенно расширен.
*(4) См.: Пункт 17 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 марта 2001 г. N 62 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность" // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7. С. 82.
*(5) Данный принцип имеет международно-правовые источники, поскольку закреплен в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
*(6) См.: Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", ст. 15.
*(7) Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации". М., 1998. С. 57.
*(8) Прекращение полномочий судьи по другим основаниям права на отставку судье не дает, и, следовательно, он не получает права на материальное и социальное обеспечение, положенное судье в отставке.
*(9) Например, за 1998 год 50 судей арбитражных судов были освобождены от своей должности по разным причинам; из них 24 - по собственному желанию в связи с отставкой, шестеро судей перешли на другую работу, полномочия двух были прекращены за совершение проступков, несовместимых со званием судьи, 18 судей ушли по иным причинам. Всего начиная с 1993 г. освобождены от занимаемой должности 214 судей, из них 11 - за совершение проступков, несовместимых со званием судьи.
*(10) Судья независим в одном - при вынесении решения по конкретному делу, но он весьма зависит от законов, трудового законодательства, правил внутреннего распорядка и обязан им подчиняться.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Право и жизнь"
Научный и научно-популярный журнал "Право и жизнь" издается с 1992 года.
Его публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной научной и практической юриспруденции. Журнал выступал инициатором принятия различных нормативных правовых актов, разрабатывал вопросы конституционного, административного, муниципального, финансового, налогового, гражданского и уголовного права, помещал многочисленные материалы по тематике защиты прав человека и гражданина, большое внимание уделял развитию регионального законодательства, институтов местного самоуправления. Особое внимание уделялось вопросам теории права и государства, институциональной политологии.