Новый Закон об обязательном медицинском страховании
29 ноября 2010 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"*(1) (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ). В соответствии со ст. 53 данного закона он действует с 1 января 2011 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2012 года. На какие нормы принятого закона необходимо обратить внимание работодателям - мы рассказали в представленном материале.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федеральным законом N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 326-ФЗ).
Предметом регулирования Федерального закона N 326-ФЗ согласно ст. 1 данного нормативно-правового акта являются отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, в том числе этот закон определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Субъекты обязательного медицинского страхования
О том, кто является субъектом и участником ОМС, говорится в гл. 3 Федерального закона N 326-ФЗ, ч. 1 ст. 9 которого, в частности, гласит, что субъектами обязательного медицинского страхования являются:
1) застрахованные лица;
2) страхователи;
3) Федеральный фонд.
Согласно ст. 10 названного закона застрахованными лицами признаются граждане РФ, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах":
1) работающие по трудовому договору или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, а также по договору авторского заказа или лицензионному договору;
2) самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
3) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
4) являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
5) неработающие граждане.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 326-ФЗ для работающих граждан, указанных в ч. 1-4 ст. 10 данного закона, страхователями являются:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты.
Что касается неработающих граждан, то для них страхователи - органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 326-ФЗ).
Страховщиком по ОМС является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.
В части 2 ст. 11 Федерального закона N 326-ФЗ Федеральный фонд определен как некоммерческая организация, созданная РФ в соответствии с данным федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования.
Права и обязанности субъектов ОМС
В связи с принятием Федерального закона N 326-ФЗ работодателям следует обратить внимание на права и обязанности, которые предусмотрены для них как страхователей.
Страхователи имеют право получать информацию от Федерального фонда и территориальных фондов, связанную с регистрацией страхователей и уплатой ими страховых взносов на ОМС (ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 326-ФЗ).
Обязанности страхователя перечислены в ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 326-ФЗ. Согласно правилам данной части страхователь обязан:
1) регистрироваться и сниматься с регистрационного учета в целях обязательного медицинского страхования;
2) своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
К сведению. Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона N 326-ФЗ страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
Частью 1 ст. 22 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что обязанность по уплате страховых взносов на ОМС работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Территориальные органы Пенсионного фонда представляют сведения об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в территориальные фонды в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом (ч. 2 ст. 22 Федерального закона N 326-ФЗ).
Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей
Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей производятся в территориальных органах ПФР. Контроль за регистрацией и снятием с регистрационного учета указанных страхователей осуществляют территориальные органы ПФР, которые представляют соответствующие данные в территориальные фонды в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене между ПФР и Федеральным фондом (ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 326-ФЗ).
Правилами ч. 6 ст. 17 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей осуществляются на основании документов, представленных ими на бумажном или электронном носителе.
Особенности постановки на учет отдельных категорий страхователей и уплаты ими страховых взносов на обязательное медицинское страхование устанавливаются Правительством РФ (ч. 7 ст. 17 Федерального закона N 326-ФЗ).
К сведению. Частью 2 ст. 53 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что ч. 7 ст. 17 данного закона вступает в силу с 1 января 2012 года.
Правовое положение и полномочия фондов ОМС
В главе 6 Федерального закона N 326-ФЗ сказано о правовом положении Федерального и территориального фондов. В частности, согласно ч. 8 ст. 33 "Правовое положение, полномочия и органы управления Федерального фонда" Федеральный фонд:
- получает из органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОМС, необходимую информацию для осуществления ОМС;
- устанавливает формы отчетности и определяет порядок ведения учета и порядок ведения отчетности по оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
- издает нормативные правовые акты и методические указания в соответствии с полномочиями, установленными настоящим федеральным законом;
- осуществляет контроль за соблюдением субъектами и участниками ОМС законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием ими средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии;
- определяет общие принципы построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования;
- ведет единый реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;
- ведет единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;
- ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;
- ведет единый регистр застрахованных лиц;
- вправе обрабатывать данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством РФ;
- в пределах своих полномочий проводит проверку достоверности информации, предоставленной субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования, и проверку соблюдения требований к порядку и условиям ее предоставления, получения и использования;
- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих информацию ограниченного доступа.
Что касается территориального фонда, то в соответствии с положениями п. 7 ст. 34 Федерального закона N 326-ФЗ он:
- получает от органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование, необходимую информацию для осуществления обязательного медицинского страхования;
- вправе предъявлять иск к юридическим или физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание медицинской помощи застрахованному лицу;
- собирает и обрабатывает данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством РФ;
- ведет реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ;
- ведет реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ;
- ведет региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц;
- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих информацию ограниченного доступа.
Персонифицированный учет в сфере ОМС
Федеральным законом N 326-ФЗ введено новое понятие "персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского страхования", которому посвящена гл. 10 данного закона.
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона N 326-ФЗ персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского страхования - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Целями персонифицированного учета являются:
- создание условий для обеспечения гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи надлежащего качества и в соответствующем объеме в рамках программ обязательного медицинского страхования;
- создание условий для осуществления контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования;
- определение потребности в объемах медицинской помощи в целях разработки программ обязательного медицинского страхования.
Персонифицированный учет, сбор, обработка, передача и хранение сведений осуществляются Федеральным фондом и территориальными фондами, Пенсионным фондом и его территориальными органами, страховыми медицинскими организациями, медицинскими организациями и страхователями для неработающих граждан в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом N 326-ФЗ.
Для целей персонифицированного учета Федеральный фонд и территориальные фонды осуществляют информационное взаимодействие со страхователями для неработающих граждан, с ПФР и его территориальными органами, медицинскими организациями, страховыми медицинскими организациями и иными организациями в соответствии с настоящим федеральным законом.
Порядок ведения персонифицированного учета определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В сфере обязательного медицинского страхования ведется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам (ч. 1 ст. 44 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 44 Федерального закона N 326-ФЗ при ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах осуществляются сбор, обработка, передача и хранение следующих сведений о застрахованных лицах:
1) фамилия, имя, отчество;
2) пол;
3) дата рождения;
4) место рождения;
5) гражданство;
6) данные документа, удостоверяющего личность;
7) место жительства;
8) место регистрации;
9) дата регистрации;
10) страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), принятый в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;
11) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;
12) данные о страховой медицинской организации, выбранной застрахованным лицом;
13) дата регистрации в качестве застрахованного лица;
14) статус застрахованного лица (работающий, неработающий).
Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах ведется в форме единого регистра застрахованных лиц, являющегося совокупностью его центрального и региональных сегментов, содержащих сведения о застрахованных лицах.
Сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, перечислены в ч. 4 ст. 44 Федерального закона N 326-ФЗ.
Сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи могут представляться в виде документов как в письменной, так и в электронной форме при наличии гарантии их достоверности (подлинности), защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов подтверждается электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ. Решение о возможности представления информации в электронной форме принимается совместно участниками информационного обмена (ч. 5 ст. 44 Федерального закона N 326-ФЗ).
Полис обязательного медицинского страхования
Частью 1 ст. 45 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что полис ОМС является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории РФ в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования.
Полис ОМС обеспечивается федеральным электронным приложением, содержащимся в универсальной электронной карте, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Единые требования к полису обязательного медицинского страхования устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования.
Порядку выдачи полиса ОМС застрахованному лицу посвящена ст. 46 рассматриваемого закона.
Для получения полиса обязательного медицинского страхования застрахованное лицо лично или через своего представителя подает в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, заявление о выборе страховой медицинской организации, предусмотренное п. 2 ч. 2 ст. 16 названного закона, в страховую медицинскую организацию или при ее отсутствии в территориальный фонд.
В день получения заявления о выборе страховой медицинской организации страховая медицинская организация или при ее отсутствии территориальный фонд выдает застрахованному лицу или его представителю полис обязательного медицинского страхования либо временное свидетельство в случаях и в порядке, которые определяются правилами обязательного медицинского страхования.
К сведению. Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ лица, застрахованные по обязательному медицинскому страхованию до дня вступления в силу данного закона, обладают правами застрахованных лиц, предусмотренными Федеральным законом N 326-ФЗ.
Полисы обязательного медицинского страхования, выданные лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию до дня вступления в силу настоящего федерального закона, являются действующими до замены их на полисы обязательного медицинского страхования единого образца в соответствии с данным федеральным законом. С 1 мая 2011 года до введения на территориях субъектов РФ универсальных электронных карт изготовление полисов обязательного медицинского страхования организуется Федеральным фондом, выдача их застрахованным лицам осуществляется в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования (ч. 2 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ). До 1 мая 2011 года выдача полисов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими выдачу полисов обязательного медицинского страхования и действующими до дня вступления в силу Федерального закона N 326-ФЗ.
В заключение отметим, что со дня вступления в силу рассматриваемого закона будут признаны утратившими силу отдельные законодательные акты (положения законодательных актов) РФ, в частности:
- Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
- статья 1 Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- статья 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования";
- статья 4 Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" (ст. 52 Федерального закона N 326-ФЗ).
Г.И. Демидов,
эксперт журнала
"Оплата труда: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Принят Государственной Думой 19.11.2010, одобрен Советом Федерации 24.11.2010.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)