Ошибки в отчете по страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР
Прошел год с того момента, когда организации вместо ЕСН перешли на уплату страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Контролировать правильность расчета страховых взносов, полноту и своевременность их уплаты в государственные внебюджетные фонды поручено Пенсионному фонду и Фонду социального страхования (п. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ). В статье мы рассмотрели ошибки, которые были выявлены органами контроля при заполнении отчета, представляемого в Пенсионный фонд.
Сроки представления расчета по форме РСВ-1 ПФР и порядок его заполнения
Ежеквартально страхователи представляют в Пенсионный фонд расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (п. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
Расчет составляется по форме РСВ-1 ПФР, которая утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 N 894н. Его следует представлять в Пенсионный фонд по месту регистрации организации до первого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, то есть не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября. Пунктом 7 ст. 4 Закона N 212-ФЗ установлено, что в случае, когда последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Подпунктом "б" п. 5 ст. 1 Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ внесены поправки в п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ. Согласно этим поправкам расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (форма РСВ-1 ПФР) нужно будет представлять в Пенсионный фонд не позднее 15-го числа второго календарного месяца.
Следовательно, последний день представления расчета по форме РСВ-1 ПФР за 2010 год - не позднее 15 февраля 2011 года.
Обратите внимание! Вместе с расчетом по форме РСВ-1 ПФР плательщики страховых взносов должны представить сведения персонифицированного учета о каждом работающем у них застрахованном лице (пп. 1 п. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
Начиная с 2011 года подобные сведения необходимо будет представлять также не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Такие изменения внесены в п. 2 ст. 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
На сегодняшний день не существует официального документа, который регламентировал бы порядок заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР. Поэтому работодатели пользуются теми рекомендациями, которые разместил на своем web-сайте Пенсионный фонд (www.pfrf.ru) в разделе "Работодателям". В частности, в данном разделе рядом с электронной версией формы РСВ-1 ПФР представлен Рекомендуемый порядок заполнения расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - Рекомендуемый порядок заполнения расчета). Названный порядок могут использовать плательщики страховых взносов, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Ошибки в расчете по форме РСВ-1 ПФР
При заполнении этого расчета организации допускают различные ошибки, которые приводят к тому, что либо сотрудники отделения ПФР не принимают его, либо страхователям приходится представлять уточненные расчеты по форме РСВ-1 ПФР.
Специалисты отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области попытались проанализировать и обобщить ошибки, которые допускают страхователи при заполнении формы РСВ-1 ПФР.
В Письме от 25.08.2010 N 5 они привели типичные ошибки, которые были выявлены после проверки расчетов, представленных за первое полугодие 2010 года.
Если специалисты Пенсионного фонда встречают подобные ошибки в расчете по форме РСВ-1 ПФР, то они его не принимают. В этом случае организация должна переделать расчет и вновь представить его в отделение ПФР.
Ошибки в реквизитах платежного поручения на уплату страховых взносов
При перечислении страховых взносов страхователь может допустить ошибку, заполняя платежное поручение.
Код бюджетной классификации, который указывают при перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части (39210202010061000160), всего лишь на одну цифру отличается от КБК, который указывают при перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части (39210202020061000160).
Если неверно указан код бюджетной классификации (КБК), то страховые взносы вместо накопительной части трудовой пенсии могут попасть на страховую часть или наоборот. Кроме того, в некоторых случаях платеж вообще может не дойти до Пенсионного фонда.
Если страхователь указывает в форме РСВ-1 ПФР сведения о платежах на основании собственных данных, они будут расходиться с данными, которые имеются в распоряжении ПФР. В результате расчет по страховым взносам отделением Пенсионного фонда не будет принят.
Для того чтобы избежать такой ситуации, страхователю необходимо до начала отчетной кампании провести сверку поступивших платежей.
Как правило, сверка проводится как по инициативе органа контроля, так и по инициативе страхователя. Результаты такой сверки оформляются актом, который подписывают орган контроля за уплатой страховых взносов и плательщик страховых взносов (п. 4 ст. 26 Закона N 212-ФЗ). Форма акта совместной сверки по страховым взносам, пеням и штрафам (форма 21-ПФР) утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.12.2009 N 979н.
Ошибки, допущенные при заполнении расчета по форме РСВ-1 ПФР
Начинать заполнение расчета по форме РСВ-1 ПФР целесообразно с разделов 3 и 4. И только потом вносятся сведения в разделы 2, 1 и заполняется титульный лист.
Именно в такой последовательности мы и рассмотрим типичные ошибки, которые допускают работодатели при заполнении расчета по форме РСВ-1 ПФР.
Раздел 3. Другая ошибка, которую допускают страхователи при заполнении формы РСВ-1 ПФР, связана с внесением данных в раздел 3 "Расчет страховых взносов по пониженному тарифу в отношении отдельных работников".
Этот раздел следует заполнять только в том случае, если страхователь осуществляет выплаты в пользу инвалидов I, II или III группы. Если же таких работников в организации нет, то раздел 3 не заполняется, а по строкам таблицы этого раздела проставляют прочерки.
Раздел 4. Если организация осуществляет выплаты в пользу физических лиц, то помимо раздела 3 ей необходимо заполнить раздел 4 "Основания для применения пониженного тарифа".
В таблице 4.1 раздела 4 страхователь должен указать дату начала и дату окончания действия медицинской справки учреждения МСЭК. В том случае, если окончание срока действия справки не установлено, страхователи, как правило, указывают в графе "Дата окончания действия справки" - "Бессрочно". Это ошибка.
Если справка выдана бессрочно, то нужно указывать дату 31.12.2010.
Раздел 2. При составлении расчета по форме РСВ-1 ПФР некоторые страхователи не заполняют строки 200-218 раздела 2, а указывают только базу для начисления страховых взносов (строки 220, 221).
Напомним, что в этих строках отражается:
- сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц (строки 200-202);
- суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, указанные в ст. 9 Закона N 212-ФЗ (строки 210-215);
- суммы, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов (строки 216, 217).
Страхователи пропускают указанные строки, поскольку достоверно отразить в них информацию достаточно сложно. Дело в том, что в перечень выплат, которые не учитываются при расчете страховых взносов во внебюджетные фонды, включаются те из них, которые в бухгалтерском учете на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" не отражаются.
Например, командировочные расходы, которые страхователь обязан включать в общую сумму выплат и вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам (строки 200-202), отражаются на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Поскольку суммы командировочных расходов не облагаются страховыми взносами, организации-страхователи обязаны отразить их по строкам 210-212.
Другие выплаты сотрудникам, которые не связаны с оплатой труда, организации учитывают на счете 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". Среди них есть и такие, которые не облагаются страховыми взносами, например:
- суммы единовременной материальной помощи (пп. 4 и 11 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ);
- стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пп. 7 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ);
- суммы, которые организация уплачивает работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения (пп. 13 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Расчеты с физическим лицом по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, отражаются на счете 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами". Там же учитываются отдельные выплаты, которые не облагаются страховыми взносами:
- суммы компенсации расходов физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера (ч. "ж" пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ);
- суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, по договорам добровольного медицинского страхования работников, по договорам на оказание медицинских услуг работникам, по договорам добровольного личного страхования работников, а также суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (пп. 5 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ);
- взносы работодателя, уплаченные в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (пп. 6 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ);
- суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников, перечисленные по договору с образовательным учреждением (пп. 12 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Для заполнения раздела 2 расчета по форме РСВ-1 ПФР организация должна сначала просуммировать эти выплаты и отразить их в составе выплат по строкам 200-202, а затем указать по строкам 210-212 и вычесть из общей суммы выплат. Поскольку такой порядок требует дополнительных трудозатрат, работники бухгалтерии считают эти показатели лишними. Поэтому строки 200-212 не заполняют.
По мнению специалистов Пенсионного фонда, это недопустимо. И дополнительные трудозатраты не являются оправданием для страхователей, которые указывают по строкам 200-212 неверные показатели либо вовсе их не заполняют.
Обратите внимание! Действующим законодательством не предусмотрена ответственность за неверное заполнение расчета по форме РСВ-1 ПФР. Если расчет, в котором правильно рассчитана база для начисления страховых взносов, был принят Пенсионным фондом, то организацию оштрафовать нельзя, даже если по строкам 200-212 она не отразила выплаты физическим лицам, которые не облагаются страховыми взносами во внебюджетные фонды.
Отдельные выплаты, которые не облагаются страховыми взносами, страхователи указывают по строкам 214-215 раздела 2. При этом они забывают, что по этим срокам следует отражать только суммы денежного содержания и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями федеральных судов и мировыми судьями. Названные выплаты не облагаются страховыми взносами на основании пп. 1 п. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Довольно часто организации допускают ошибки при распределении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование между страховой и накопительной частями трудовой пенсии в зависимости от возраста работников (ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Раздел 1. По строке 100 раздела 1 страхователи указывают задолженность организации по страховым взносам в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования на начало 2010 года.
Довольно часто страхователи путают эти сведения и по строке 100 указывают задолженность, которая возникла по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в 2009 году. На самом деле по этой строке абсолютно все страхователи обязаны проставить нули.
А задолженность на начало 2010 года по страховым взносам в Пенсионный фонд, которые организации уплачивали в составе ЕСН, следует указывать по строке 510 раздела 5.
При заполнении этого раздела страхователи допускают ошибки. Они забывают о том, что в строку 510 переносятся данные из итоговой строки задолженности ведомости уплаты страховых взносов на ОПС (форма АДВ-11) за 2009 год (за периоды 2002-2009 годов).
Титульный лист. Все ячейки титульного листа формы РСВ-1 ПФР подлежат обязательному заполнению. На титульном листе страхователю следует указать ОГРН, ИНН или КПП. Если эти сведения на титульном листе отсутствуют, то Пенсионный фонд расчет по форме РСВ-1 ПФР не принимает.
Особое внимание страхователи должны уделить коду тарифа на титульном листе, поскольку они либо забывают заполнить это поле, либо неверно его заполняют.
В том случае, если в отчетном периоде применялся только один тариф, то в ячейках, отведенных для заполнения показателя "Код тарифа", указывается код тарифа, установленный по плательщику в целом согласно приложению к Рекомендуемому порядку заполнения расчета.
Например, организации, которые уплачивают страховые взносы по основному тарифу, указывают код тарифа "01", а организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения, - код тарифа "05".
Если же в отчетном периоде применялось более одного тарифа, в упомянутых ячейках проставляется "00". Такая ситуация возможна в случае, если в течение 2010 года организация, находящаяся на УСНО, утратила право на применение специального налогового режима.
В этом случае страхователю необходимо заполнить два раздела 2. В одном из них проставляется код тарифа "05" и рассчитываются страховые взносы по тарифам, установленным для организаций-"упрощенцев". В другом разделе 2 указывается код тарифа "01", а страховые взносы рассчитываются по основному тарифу.
Ошибки при передаче расчета по форме РСВ-1 ПФР по электронным каналам связи
При передаче расчета РСВ-1 ПФР по электронным каналам связи у организации могут возникнуть проблемы.
Специалисты Пенсионного фонда подчеркивают, что форма РСВ-1 ПФР принимается в случае, если ошибки выявлены при форматно-логическом контроле и не влияют на базу для начисления страховых взносов.
Для того чтобы избежать проблем с представлением формы РСВ-1 ПФР в электронном виде, организация может воспользоваться специальной программой, разработанной специалистами отделения ПФР, которая размещена по адресу www.pfrf.ru/ot_peter в разделе "Работодателям региона", подраздел "Программное обеспечение" (ПК "PU_RSV"), версия 1.5 от 01.07.2010.
Камеральная проверка расчета по страховым взносам
Даже если сотрудники Пенсионного фонда приняли расчет по форме РСВ-1 ПФР, это вовсе не означает, что в нем не может быть ошибок.
В течение трех месяцев со дня представления расчета по страховым взносам органы Пенсионного фонда проводят камеральную проверку формы РСВ-1 ПФР (п. 2 ст. 34 Закона N 212-ФЗ).
Если же при камеральной проверке специалисты ПФР выявят ошибки в расчете, то об этом они сообщат плательщику страховых взносов с требованием представить необходимые пояснения. Сделать это необходимо в течение пяти рабочих дней.
Ошибки, которые выявлены в ходе камеральной проверки, могут быть арифметическими, когда неверно рассчитаны отдельные показатели. Или же ошибки могут быть связаны с неверным применением действующего законодательства, в том числе тарифов страховых взносов.
В первом случае организации достаточно внести исправления в расчет по форме РСВ-1 ПФР. Для исправления ошибок следует перечеркнуть неверное значение показателя и вписать правильное. Исправления заверяются подписью представителя организации с указанием даты исправления и печатью организации (п. 1.2 Рекомендуемого порядка заполнения расчета).
Ошибки, выявленные самостоятельно
Ошибки, которые были допущены при составлении расчета по форме РСВ-1 ПФР, организация может выявить самостоятельно либо до окончания камеральной проверки представленного расчета, либо уже после ее окончания. При этом на титульном листе уточненного расчета необходимо указать номер корректировки "001"-"999".
Представление уточненного расчета обязательно в случае, если ошибка привела к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате (ст. 17 Закона N 212-ФЗ). Если же ошибка не приводит к занижению суммы страховых взносов, страхователь вправе внести необходимые изменения в расчет по форме РСВ-1 ПФР.
Уточненный расчет следует составлять по форме, которая действовала в том периоде, за который представляется уточненный расчет.
Несмотря на то что уточненный расчет организация подает в Пенсионный фонд позже срока, установленного для представления отчетности по страховым взносам, плательщик страховых взносов освобождается от ответственности (п. 2 ст. 17 Закона N 212-ФЗ), но только при выполнении следующих условий.
Во-первых, до представления уточненного расчета страхователь перечислил в бюджет государственного внебюджетного фонда недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени (пп. 1 п. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ).
Во-вторых, страхователь представил уточненный расчет по форме РСВ-1 ПФР прежде, чем сотрудники Пенсионного фонда обнаружили ошибку в расчете, и прежде, чем руководитель Пенсионного фонда подписал распоряжение о проведении выездной проверки по страховым взносам за период, в котором была допущена ошибка в расчете.
Предположим, что за этот период выездная проверка Пенсионным фондом уже была проведена и проверяющие никаких ошибок не выявили. В этом случае организация может смело представлять в Пенсионный фонд уточненный расчет по форме РСВ-1 ПФР, в котором доначислены страховые взносы (пп. 2 п. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ). Только вряд ли это разумно для страхователя. Период проверен, ошибки не найдены. Зачем же увеличивать страховые взносы к уплате за этот период и платить пени?
Когда исправлять расчет по форме РСВ-1 ПФР не придется
У организации может возникать необходимость удержать с работников выплаты, которые были излишне начислены им в прошлых отчетных (расчетных) периодах, либо доначислить выплаты за прошлые отчетные периоды.
Такие перерасчеты и доначисления, по мнению Минздравсоцразвития, не являются обнаружением ошибки в расчете базы для начисления страховых взносов (Письмо от 28.05.2010 N 1-376-19). Поэтому вносить изменения в расчет по форме РСВ-1 ПФР, представленный ранее, не нужно.
О.А. Курбангалеева,
эксперт журнала
"Оплата труда: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г., "Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)