Представительство работодателей в социально-трудовых отношениях
В условиях радикального реформирования системы права, в т.ч. трудового, возникли объективные основания полагать, что сложилась и развивается система представительства в трудовом праве.
Правовое положение объединений работодателей базируется на нормах международного права. Среди них центральное место занимает Конвенция МОТ N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948). В соответствии с ней свобода создавать организации означает установление равных для всех работодателей условий создания организаций, осуществляющих представительство их интересов. Для объединения организациям работодателей и организациям трудящихся не требуется предварительное разрешение органов государственной власти. В соответствии со ст. 4 Конвенции МОТ N 87 они не подлежат роспуску, а также не подлежит временному запрещению их деятельность в административном порядке.
Объединения работодателей (предпринимателей), как отмечают осуществлявшие исследование этого вопроса A.M. и М.В. Лушниковы, - устоявшееся явление в зарубежной практике. Их возникновение совпадает по времени с образованием профсоюзов, т.е. относится к XIX в. Россия конца XIX - начала XX в. не стояла в стороне от этого явления. Бурное развитие предпринимательства в нашей стране, особенно в "золотое десятилетие" 90-х гг. XIX в., поставило вопрос о представительных организациях "третьего сословия", которое со временем стало достаточно широким. Были созданы Московский биржевой комитет, Совет съезда промышленников Юга России, Совет съезда льнопромышленников и др. [1]
Принятые в России Временные правила от 4 марта 1906 г. "О профессиональных обществах, учреждениях для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предприятий" определяли общий порядок правового регулирования деятельности профсоюзов работников и организаций работодателей.
Для современной России характерен процесс возрождения представительных органов предпринимателей. На первом этапе они организовывались для представления своих интересов в законодательных, исполнительных ветвях власти, что характерно для некоторых объединений и в настоящее время. В последующем они усложняли свои функции, что было обусловлено необходимостью достижения стабильности в общественной жизни, трудовых отношениях. Возникали современные общероссийские и отраслевые объединения работодателей: Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс российских деловых кругов, Всероссийская ассоциация приватизируемых и частных предприятий (работодателей), Аграрный союз России, Союз строителей России и др.
27 ноября 2002 г. был принят Федеральный закон "Об объединениях работодателей"*(1) (с изм. и доп.), при разработке которого были учтены положения Конвенции МОТ N 87. В соответствии со ст. 3 Закона объединение работодателей - самостоятельная форма некоммерческой организации, основанной на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц). ТК РФ в ст. 33 продублировал названный закон в той части, что объединения работодателей - некоммерческая организация, определил, что она объединяет на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Практика идет по тому пути, что в некоторых федеральных округах создаются координационные советы объединений промышленников и предпринимателей. Этот опыт может использоваться и в других округах при осуществлении социального партнерства, решении вопросов, охватываемых представительством в социально-трудовых отношениях.
Вопросы проблемного характера возникают при осуществлении представительства в условиях раздробленности некоторых предприятий на отдельные производства с закреплением их за различными собственниками. Отсутствие единого представительного органа таких собственников не способствует развитию социально-трудовых отношений, в котором заинтересованы все работники обособленных производств. Речь идет об охране труда, спортивно-оздоровительной работе, организации общественного питания, разрешении трудовых споров и др.
В соответствии с Федеральным законом "Об объединениях работодателей" создания объединений на локальном уровне закон не предусматривает, низшим уровнем таких объединений является территориальный уровень. Вряд ли можно считать оправданным, когда решение вопросов локального характера выходит за рамки производственного комплекса, включает в свою орбиту органы муниципального управления, органы исполнительной власти без использования внутреннего потенциала. Примером может служить развитие трудового конфликта на Пикалевском глиноземном комбинате [2]. Работники были лишены возможности его разрешения в цивилизованном порядке, в частности, путем обращения в представительный орган собственников отдельных производств. Как известно, они перекрыли федеральную автотрассу, обратились в Правительство РФ. В результате были приняты меры к урегулированию конфликта. Но где гарантии того, что в других аналогичных ситуациях такие способы защиты трудовых прав окажутся действенными?
Члены профсоюзов в указанных ситуациях вправе в соответствии с уставами объединений (ассоциаций) профсоюзов создавать профсоюзные органы, осуществляющие руководство деятельностью профорганизаций, обособленных организаций производственного комплекса. Это вытекает из ст. 3 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". На практике в таких случаях избираются объединенные профсоюзные комитеты. Способствовало бы осуществлению представительства в указанной ситуации расширение видов объединений работодателей, определенных в ст. 4 Федерального закона "Об объединениях работодателей".
По сложившейся на Западе практике предпринимательские организации выполняют три основные функции.
Функция защиты членских организаций
Она реализуется как путем оказания воздействия на правительство (лоббистская деятельность), так и осуществления партнерских отношений с профсоюзами [3]. Например, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), которому в 2007 г. исполнилось 15 лет со дня основания, в составе которого около 100 отраслевых и корпоративных союзов, объединяющих в своих рядах более 320 тыс. членов, определил среднесрочную программу действий. В их числе: отстаивание базовых ценностей предпринимательства, лоббизм, укрепление социально-трудовых отношений. Названный Союз в течение ряда лет является полномочным представителем общероссийских объединений работодателей при заключении генеральных соглашений, являющихся составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства.
Активно занимается лоббистской деятельностью Ассоциация российских банков (АРБ) - негосударственная некоммерческая организация, объединяющая около 80% банковских учреждений России, которым принадлежит более 92% совокупного банковского капитала действующих кредитных организаций. По состоянию на 5 мая 2008 г., АРБ насчитывала 795 членов. XVII съезд Ассоциации принял Программу "Национальная банковская система России 2010-2020", в которой определена среднесрочная стратегия развития банковской системы [4].
В п. 3 ст. 5 Федерального закона "Об объединениях работодателей" указано, что одним из принципов деятельности объединения является взаимодействие во взаимоотношениях с профсоюзами работников и их объединениями, с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере социально-трудовых отношений. В ст. 13 этого документа, посвященного правам работодателей, характер указанной работы изложен более конкретно и заключается в отстаивании интересов и защите прав своих членов при взаимодействии с профсоюзами и их объединениями.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об объединениях работодателей" эти объединения имеют право:
- формировать согласованную позицию членов объединения по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;
- согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;
- отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;
- выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений и др.
Закон Московской области "О деятельности объединений работодателей в сфере социального партнерства в Московской области" от 12.04.2000 г. (с изм. и доп. от 23.11.2007 г.) осуществил более многоплановый подход по сравнению с российским законом с аналогичным названием к определению прав объединений работодателей (ст. 1). Они в соответствии с названным законом наделены правом:
- разрабатывать и вносить предложения к проектам законодательных актов, планов, программ, нормативных правовых актов Московской области и органов местного самоуправления в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
- участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Московского областного собрания (ст. 2)*(2).
Закон позволяет названным объединениям определять свою позицию в социально-трудовых отношениях и активно отстаивать ее. Для сравнения можно отметить, что Закон РФ "Об объединениях работодателей" наделяет такие объединения более узким кругом полномочий. В частности, в соответствии с п. 6 ст. 13 этого закона они наделены правом внесения предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающие права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке.
В первом случае речь идет о разработке и внесении предложений по проектам не только законов и иных нормативных правовых актов, но и других документов правового характера, участии в их рассмотрении. При этом не обязательно, чтобы они непосредственно затрагивали права и законные интересы работодателей. Во втором случае - о внесении предложений о принятии законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы работодателей.
В настоящее время практика развития нормотворчества свидетельствует о расширении форм участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в различных сферах деятельности. Так, утвержденные постановлением Правительства от 24.12.2008 г. РФ N 1015 "Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования" определили широкий спектр вопросов, в решении которых принимают участие общероссийские, отраслевые (межотраслевые), межрегиональные, региональные, территориальные объединения работодателей.
Эти представительные органы:
- вносят в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования законодательной базы и нормативно-правовому обеспечению развития профессионального образования;
- участвуют в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах путем предоставления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, предложений по объему и структуре приема граждан в образовательные учреждения профессионального образования;
- участвуют в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов и др.*(3).
По нашему мнению, ст. 13. Федерального закона "Об объединениях работодателей" следует дополнить следующими положениями, направленными на расширение прав работодателей и предусматривающими:
- внесение в федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ, осуществляющих управление предприятиями соответствующих отраслей, предложений по оптимизации управления;
- разработку и внесение предложений к проектам законодательных актов, планов, программ, нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере социально-трудовых отношений.
Нельзя не отметить, что в соответствии со ст. 33 ТК РФ особенности правового положения объединений работодателей устанавливаются федеральным законом, принятие законов о них, как и законов о социальном партнерстве на уровне субъектов Федерации, является проблематичным. Это связано с тем, что в соответствии со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений.
Представляется, что к числу обязанностей работодателей, объединений работодателей в определенных ситуациях следует отнести и отстаивание интересов работников. В данном случае не будет смешения функций. Речь может идти о следующих направлениях в этой работе. Во-первых, о разработке и соблюдении социальных стандартов в отношении работников. Во-вторых, речь может идти о ситуациях, когда представители работников в силу закона или других обстоятельств не могут осуществлять защиту или ее осуществление не может быть результативным.
В качестве примера хотелось бы сослаться на следующее. Челябинское региональное отделение (ЧРО) Фонда социального страхования РФ (ФСС) отказало в предоставлении санаторно-курортных путевок работникам Аргаяшской ТЭЦ, поскольку эта организация не застрахована в качестве страхователя в филиале N 15 ЧРО ФСС. ОАО "Челябэнерго" обратилось в арбитражный суд Челябинской области с иском о признании недействительным решения об отказе. Заявление было мотивировано тем, что ОАО "Челябэнерго" зарегистрировано в качестве страхователя в филиале N 15 ЧРО ФСС со всеми структурными подразделениями, в том числе и с Аргаяшской ТЭЦ, поэтому в дополнительной регистрации филиала ОАО необходимости не было. Суд согласился с доводами истца, удовлетворил исковые требования. Если бы с иском обратился представительный орган работников, то он мог быть признан ненадлежащим истцом.
Функция представительства интересов предпринимателей
Эта функция осуществляется в одних странах (США, Япония) в рамках политических структур, например, путем дачи советов правительству, оказания экспертной помощи правительственным органам. В других странах (Франция, Бельгия, Италия, ФРГ и др.) организации предпринимателей, наряду с политической активностью, выступают стороной в коллективных договорах.
В соответствии с принятым в Польше в 1991 г. Законом о правовом положении организаций предпринимателей организация предпринимателей может быть учреждена, по крайней мере, десятью предпринимателями. Ее устав подлежит обязательной регистрации в течение 30 дней после создания организации. Они имеют право определять свою позицию по проектам законов и подзаконных актов по вопросам, входящим в их компетенцию. Государственные органы обязаны рассматривать заключения и предложения предпринимательских организаций наравне с теми, которые направляются профсоюзами [3].
ТК РФ определил сферы деятельности объединений работодателей, указал в ст. 33, что при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
У работодателей, помимо их объединений, могут быть и иные представители. Ст. 25 ТК РФ предусматривает возможность участия в системе социального партнерства органов государственной власти и местного самоуправления. Они являются сторонами социального партнерства в случаях, когда выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
В последнее время стали использоваться новые формы представительства, для осуществления которых применяются новые представительные органы. В качестве примера можно сослаться на приказ от 12.05.2006 г. N 32 (с изм. и доп.) по Торгово-промышленной палате РФ "Об образовании коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации". В соответствии с приказом образована Коллегия посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате РФ, утвержден Регламент по проведению примирительных процедур с участием посредника. Примирительная процедура с участием посредника является альтернативным (внесудебным) способом разрешения конфликтов, разногласий в сфере коммерческих отношений. Институт посредничества может стать действенным механизмом разрешения трудовых споров. Посредники могут договориться со сторонами трудового договора об урегулировании возникших разногласий, подготовить проект приказа или локального нормативного правового акта. В настоящее время в Государственной Думе находится законопроект о примирительных процедурах, подготовленный по поручению Президента РФ [5].
Информационная, образовательная и консультативная функция
Организации предпринимателей проводят обследования, опросы, готовят статистические сборники, издают информационные материалы для менеджеров, организуют обучение бизнесу и менеджменту, проводят консультации и экспертизы, оказывают предпринимателям юридическую помощь [3]. Оказание информационной, консультативной, правовой помощи участникам объединений относится к их основным уставным задачам. Это отражено в Уставах Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий*(4), Ассоциации российских банков*(5) и др.
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что в условиях радикального реформирования системы права, в т.ч. трудового, возникли объективные основания полагать, что сложилась и развивается система представительства в трудовом праве. Ее образуют основанные на единых принципах, взаимосвязанных правовых нормах представительство работников (объединений работников) и представительство работодателей (объединений работодателей) при реализации их прав и интересов в социально-трудовых отношениях. Эти отношения осуществляются на международном, отраслевом (межотраслевом), межрегиональном, региональном, территориальном, локальном уровнях.
Акцент на правах человека, доминирующей в современных условиях в анализе большинства социальных проблем, усиливает актуальность дальнейшего развития названной системы.
Литература
1. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: учебник в двух томах. Т. 1. М., 2003-2004. 328-329.
2. Володин И. Жадность, амбиции и непрофессионализм // Аргументы и факты. 2009. С. 11 - 16 июня.
3. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. Учебник для вузов. М.: Дело, 1999. С. 416-418.
4. Ассоциация российских банков (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.arb.ru/site/abaut.
5. Куликов В. Идите с миром // "Российская газета". 2009. 9 апр.
6. http://www.misd.nsc.ru.
В. Васильев,
доцент кафедры "Трудовое и социальное право"
(Южно-Уральский государственный университет.
Челябинский институт Уральской
академии государственной службы),
заслуженный юрист РФ, канд. юрид. наук
"Вопросы трудового права", N 12, декабрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741.
*(2) Вестник Московской областной думы. 2000. N 7.
*(3) СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 145.
*(4) См.: http://www.labarint.ru.
*(5) См.: http://www.misd.nsc.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы трудового права"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-18249 от 30 августа 2004 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru