Я, должностное лицо ФАС России, при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, возбужденного определением от 07.06.2010 в отношении должностного лица Заказчика Б., по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установила:
Заказчиком проводился открытый аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному строительству объектов Заказчика (далее - Аукцион).
Согласно части 2.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик вправе установить участникам размещения заказа также требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион.
В совместном письме от 25.12.2007 N 20320-АП/Д04 Минэкономразвития России, N АЦ/25728 ФАС России, N ВБ-4731/01 Росстрой, N 01-24/11859 Росавтодор "О применении части 2.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" указано, что для определения требований, устанавливаемых в части 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов, целесообразно руководствоваться следующими критериями отнесения работ к соответствующим группам: группа "Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту любых объектов капитального строительства"; подгруппы: "Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства", "Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства (включая уникальные объекты капитального строительства), не отнесенных к особо опасным и технически сложным", "Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)". При этом, отнесение объектов к особо опасным, технически сложным, уникальным объектам капитального строительства, а также отнесение к объектам капитального строительства осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Вместе с тем, в документации об Аукционе Заказчик при установлении требований к участникам размещения заказа, предусмотренных частью 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов, не указал группу, подгруппу объекта строительства, являющегося предметом аукциона, опыт строительства по которым должен подтвердить участник размещения заказа в составе заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, в документации об аукционе Заказчиком фактически не установлено требование о подтверждении выполнения участником размещения заказа за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В соответствии с частью 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов в полномочия Заказчика входит исключительное право принятия решения о применении (неприменении) к участникам размещения заказа требования выполнения работ по строительству объекта капитального строительства за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Таким образом, Заказчик не вправе изменять установленную Законом о размещении заказов величину процентов от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Вместе с тем, в пункте 1.6.3 "Требования, установленные Заказчиком" раздела 1.3 "Информационная карта документации об аукционе" документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа предоставить в составе заявки документ, подтверждающий выполнение участником размещения заказа работ по строительству объекта капитального строительства за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, стоимость которых составляет не менее чем сто процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, изменив установленную Законом о размещении заказов величину процентов от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), Заказчик нарушил часть 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Статья 11 Закона о размещении заказов предусматривает требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов.
Частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов установлен запрет заказчику устанавливать в документации о торгах иные требования к участникам размещения заказа, кроме предусмотренных частями 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, пунктом 1.7 "Привлечение субпоставщиков (субподрядчиков, соисполнителей) к исполнению государственного контракта" раздела 1.3 "Информационная карта документации об аукционе" документации об Аукционе установлено, что привлечение субпоставщиков (субподрядчиков, соисполнителей) к исполнению государственного контракта допускается с согласия Заказчика.
Установление Заказчиком в документации об Аукционе требования о привлечении субпоставщиков (субподрядчиков, соисполнителей) к исполнению государственного контракта с согласия Заказчика нарушает часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о размещении заказов одним из требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов является соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно статье 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно перечню видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2008 N 274 (далее - Перечень), осуществление работ по капитальному строительству объектов требует наличия свидетельства СРО о допуске к таким видам работ.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу, форме заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 2-3 статьи 35 Закона о размещении заказов.
В пункте 19 "Документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе" раздела 1.3 "Информационная карта документации об аукционе" документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа представить копии свидетельств, выданных СРО (с приложениями) на право выполнения работ, предусмотренных контрактом.
Вместе с тем, Заказчиком не установлен перечень тех видов работ, свидетельство о допуске к которым участнику размещения заказа необходимо представить.
Таким образом, Заказчик, не установив в документации об Аукционе требования к составу заявки на участие в Аукционе, а именно, не указав перечень конкретных видов работ, свидетельство о допуске к которым необходимо представить участнику размещения заказа, нарушил пункт 1 части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2.2 статьи 35 Закона о размещении заказов все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа.
Вместе с тем, подпунктом 4.1.4 пункта 4 "Подача заявки на участие в аукционе" раздела 1.2 "Общие условия проведения аукциона" документации об Аукционе установлено, что участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в полном соответствии с формами, приведенными в разделе 1.4 документации об аукционе, с учетом указаний, изложенных в Информационной карте документации об аукционе. Формы должны быть заполнены по всем пунктам, подписаны участником размещения заказа или лицом (лицами), должным образом уполномоченным (и) действовать по поручению участника размещения заказа, с указанием должности и расшифровкой (инициалы, фамилия), скреплены печатью участника размещения заказа - юридического лица (в случае наличия печати).
Установление Заказчиком требования к участникам размещения заказа подписывать формы и скреплять их печатью участника размещения заказа является нарушением части 2.2 статьи 35 Закона о размещении заказов.
Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность должностного лица государственного Заказчика за утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Документация об аукционе утверждена должностным лицом Заказчика - Б.
Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика - Б, выразившихся в утверждении документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Местом совершения административного правонарушения является место нахождения Заказчика. <...>
Временем совершения административного правонарушения является дата утверждения документации об Аукционе - 17.10.2008.
На рассмотрении дела об административном правонарушении N К-73/10/АК349-10 защитник Б. по доверенности Н. поддержала доводы, изложенные в объяснениях в протоколе по делу об административном правонарушении N К-73/10/АК349-10 от 06.07.2010, а именно согласилась с вменяемым административным правонарушением.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП, является формальным и предусматривает наступление ответственности за совершение правонарушения вне зависимости от наступления последствий, выразившихся и нарушении прав и законных интересов участников размещения заказа.
Вина должностного лица Заказчика Б. состоит в том, что он не выполнил установленные требования Закона о размещении заказов и не предпринял зависящих от него мер по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Законом о размещении заказов требований, при рассмотрении дела не установлены.
Вина должностного лица Заказчика Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП, доказана и подтверждается материалами дела.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении, не выявлено.
Таким образом, в действиях должностного лица Заказчика Б., утвердившего документацию об аукционе, не соответствующую требованиям, предусмотренным законодательством о размещении заказов, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Постановила:
1. Признать в действиях должностного лица Заказчика - Б., утвердившего документацию об аукционе, не соответствующую требованиям, предусмотренным законодательством о размещении заказов нарушение части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП за утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере трех тысяч рублей.
2. Наложить на должностное лицо Заказчика - Б. штраф в размере 3000 (трех тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суде в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:
Получатель ИНН 7703516539 КПП 770301001
УФК по г. Москве
(для ФАС России)
КБК 161 1 1633010010000140
ОКАТО 45286575000
Банк получателя Отделение 1 Московского ГТУ
Банка России
г. Москвы
БИК 044583001
Расчетный счет 40101810800000010041.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 20 июля 2010 г. N К-73/10/АК349-10 "О наложении штрафа по делу об административном правонарушении" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 22 июля 2010 г. N 17/23362) (Извлечение)
Текст письма официально опубликован не был