Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 2010 г. N ВАС-14054/10
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В.
рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области (ул.Петрова, д.3, г. Рязань, 390000) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Рязанской области от 29.12.2009 по делу N А54-4421/2009-С16, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.07.2010 по тому же делу по иску Лесновского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (далее - предприятие) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании (с учетом уточнения) 77 707 рублей 97 копеек перерасчета по уплате коммунальных платежей инвалидам за период с 21.08.1996 по 30.09.2007.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Рязанская область в лице Министерства социальной защиты населения Рязанской области и в лице Министерства финансов Рязанской области.
Суд установил:
решением суда первой инстанции от 29.12.2009, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковое требование удовлетворено: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 77 707 рублей 97 копеек.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что между предприятием и Управлением труда и социальной защиты населения Рязанской области (далее - управление соцзащиты) заключены следующие договоры:
- договор на возмещение расходов при предоставлении льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства от 18.03.2005 N 125;
- договоры на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки некоторых категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг от 26.01.2006 N 45, от 10.01.2007 N 245, от 09.01.2008 N 353.
По условиям названных договоров предприятие приняло на себя обязательства по предоставлению списка льготных категорий граждан, имеющих право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", управление соцзащиты обязалось перечислять денежные средства на возмещение текущих расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате оказанных услуг в пределах выделенных ассигнований по мере их поступлений из федерального и регионального бюджетов.
В период с 01.05.2005 по 30.09.2007 предприятие предоставляло льготы по оплате коммунальных услуг некоторым категориям инвалидов в меньшем размере, чем было установлено Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в связи с чем в конце 2007 года предприятие произвело получателям данной льготы за период с 21.08.2006 по 30.09.2007 соответствующий перерасчет, уменьшив суммы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг некоторым категориям инвалидов, излишне уплатившим указанные суммы.
В адрес предприятия 09.10.2007 поступило письмо управления соцзащиты от 20.09.2007 N 5353-20 с приложенным письмом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (далее - агентство) от 28.08.2007 N 10-11/08-9709, в котором разъяснено применение статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Кроме того, в письме агентство просило считать недействительными его предыдущие разъяснения, данные на основании ранее принятой по данному вопросу позиции Минздравсоцразвития России.
В 2008 году в адрес предприятия стали поступать заявления от инвалидов о перерасчете льгот по оплате коммунальных услуг за предыдущие годы.
Предприятие направило в управление соцзащиты письмо от 29.09.2008 N 541 с просьбой о разрешении включить в список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", за октябрь 2008 года сумму льгот в размере 25 769 рублей 43 копеек и произведенных перерасчетов льгот на основании заявлений инвалидов, проживающих в пос.Лесной Шиловского района Рязанской области.
Управление соцзащиты в письме от 21.11.2008 N 7318-22 указало, что финансовые средства федерального бюджета выделяются для оплаты расходов текущего года и перечисление денежных средств за прошедший период будет являться нецелевым использованием бюджетных ассигнований.
Предприятие 06.07.2009 направило в адрес управления соцзащиты претензию N 268, в которой просило возместить льготы по оплате отопления и электроэнергии за период с 01.03.2008 по 30.09.2007 по произведенному перерасчету в сумме 115 358 рублей 10 копеек в срок 31.07.2009.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Доказательств, опровергающих представленные обществом сведения об объеме предоставленных льгот и подтверждающие выделение Рязанской области денежных средств из федерального бюджета в размере, достаточном для возмещения расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, не представлено. Также отсутствуют доказательства о целевом использовании субъектом Российской Федерации - Рязанской областью - полученных из федерального бюджета средств на возмещение расходов организации, предоставляющей льготы.
Удовлетворяя исковое требование за счет казны Российской Федерации, суды руководствовались Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Довод Минфина России о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, был предметом рассмотрения судами и отклонен как ошибочный. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Наличие остатка неиспользованных субвенций по итогам отчетного финансового года у Рязанской области не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска предприятию, оказавшему услуги населению по льготным ценам, и не освобождает ответчика от обязательств, возложенных на него Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Доводы Минфина России о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств спора, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд определил:
в передаче дела N А54-4421/2009-С16 Арбитражного суда Рязанской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 29.12.2009, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.07.2010 отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
И.М. Марамышкина |
Судья |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.