Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2010 г. N ВАС-15222/10
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Муриной О.Л., судей Зарубиной Е.Н. и Першутова А.Г.
рассмотрела в судебном заседании заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (пр. Кузнецкий, 11, г. Кемерово, 650992) о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 02.02.2010 по делу N А27-25724/2009 Арбитражного суда Кемеровской области, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.07.2010 по тому же делу по заявлению Кемеровского открытого акционерного общества "АЗОТ" (ул. Грузовая, стр. 1, г. Кемерово, 650021) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово о признании недействительным её письма от 13.11.2009 N 16-06-30/076610.
Суд установил:
Кемеровское открытое акционерное общество "АЗОТ" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным её письма от 13.11.2009 N 16-06-30/076610. Решением суда первой инстанции от 02.02.2010 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 16.07.2010 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда.
В заявлении, поступившем в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекция просит отменить принятые по данному делу судебные акты.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество направило в инспекцию 74 запроса о предоставлении информации о выполнении налоговых обязательств предполагаемых контрагентов, необходимой обществу для исполнения осмотрительности и осторожности в выборе контрагентов, при дальнейшем расчёте расходов и налоговых вычетов.
Инспекция письмом от 13.11.2009 N 16-06-30/076610 сообщила обществу о невозможности предоставить данную информацию, поскольку в соответствии со статьёй 102 Налогового кодекса сведения об исполнении налоговых обязательств являются налоговой тайной.
Не согласившись с данным письмом инспекции, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное обществом требование, суды руководствовались положениями статей 22, 32, 45, 102, 106 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", фактическими обстоятельствами, установленными по делу, и исходили из отсутствия у налогового органа правовых оснований для отказа в предоставлении обществу запрашиваемой информации, поскольку сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной.
Суд кассационной инстанции, проверив законность и обоснованность принятых судебных актов, поддержал выводы арбитражных судов и признал их обоснованными, указав при этом, что судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
При этом суд пришёл к выводу, что при наличии прямого запрета в налоговом законодательстве для представления сведений, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации и не являющихся налоговой тайной для третьих лиц, статьёй 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" налоговый орган имеет право на представление находящихся у него сведений.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемого судебного акта при наличии оснований, установленных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в соответствии со статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
На основании вышеизложенного, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении, а также исходя из содержания оспариваемых судебных актов, не находит названных оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, установленных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемые судебные акты вынесены с учётом фактических обстоятельств дела.
Не может быть принят во внимание довод инспекции о том, что судами не исследован вопрос о том, какую именно информацию запрашивал налогоплательщик, поскольку судами установлено, что общество направило в инспекцию запросы о предоставлении информации о выполнении налоговых обязательств предполагаемых контрагентов.
Ссылка инспекции на несоответствие формулировки резолютивной части решения суда части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также не может быть принята во внимание, поскольку налоговый орган не указал мотивы, которые могли бы привести к принятию неправильного решения.
Таким образом, доводы инспекции не опровергают выводы судов и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что само по себе не является основанием для пересмотра судебных актов в порядке надзора.
Коллегия судей не установила нарушения судами норм права и единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Ссылка инспекции на судебную практику подлежит отклонению, поскольку исходя из содержания указанного инспекцией постановления суда кассационной инстанции от 13.09.2007, налогоплательщиком у инспекции была запрошена иная информация, отказ в представлении которой признан судом не противоречащим положениям налогового законодательства и не ограничивающим права общества в сфере предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 292, 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд определил:
в передаче дела N А27-25724/2009 Арбитражного суда Кемеровской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 02.02.2010, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.07.2010 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.Л. Мурина |
Судья |
Е.Н. Зарубина |
Судья |
А.Г. Першутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2010 г. N ВАС-15222/10
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А27-25724/2009
Истец: Кемеровское ОАО "Азот"
Ответчик: ИФНС по г. Кемерово Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15222/10
01.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15222/10
16.07.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-25724/2009
09.04.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2409/10