Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N ВАС-15230/10
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Марамышкиной И.М., судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П.
рассмотрела в судебном заседании заявление Управления финансов администрации города Ижевска от 07.10.2010 N 13-08 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.01.2010 по делу N А71-14510/2009-Г30, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.08.2010 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Спецавтохозяйство" г. Ижевск (далее - ОАО "Спецавтохозяйство") к муниципальному учреждению "Управление внешнего благоустройства администрации города Ижевска" (далее - МУ "Управление внешнего благоустройства администрации города Ижевска"), Управлению финансов администрации города Ижевска, муниципальному образованию "Город Ижевск" о взыскании 16 287 рублей 52 копеек долга по муниципальному контракту от 01.10.2007 N 214 за выполненные работы по вывозу твердых бытовых отходов и 934 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное унитарное предприятие "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города Ижевска" и Управление имущественных отношений администрации города Ижевска.
Суд установил:
решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.01.2010, оставленным в силе постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.08.2010, с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов за счет казны муниципального образования в пользу ОАО "Спецавтохозяйство" взыскано 16 287 рублей 52 копейки долга. В удовлетворении остальной части иска отказано. В удовлетворении исковых требований к МУ "Управление внешнего благоустройства администрации города Ижевска" отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Управление финансов администрации города Ижевска указывает на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель не согласен с решением суда о взыскании суммы долга с муниципального образования в лице Управления финансов за счет казны муниципального образования, указывая при этом, что является финансовым органом муниципального образования, осуществляющим составление и организацию исполнения местного бюджета, а не исполнителем соответствующей части бюджета.
Изучив материалы надзорного производства, проверив обоснованность изложенных заявителем доводов, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как установлено судом, 01.01.2007 между муниципальным учреждением "Управление благоустройства и транспорта администрации города Ижевска" (заказчик) и МУП "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города Ижевска" (исполнитель) заключен контракт N 214, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства на оказание услуг по вывозу и приему твердых бытовых отходов и мусора в городе Ижевске в срок с 01.10.2007 по 31.12.2007, а заказчик - оплачивать оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта стоимость услуг составляет 100 000 рублей.
Согласно пунктам 4.2, 4.3 контракта заказчик производит оплату путем списания денежных средств со счета бюджета города Ижевска на расчетный счет исполнителя в размере подтвержденного бюджетного обязательства, по мере финансирования и в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
Суды установили, что в декабре 2007 МУП "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города Ижевска" оказало услуги на общую сумму 16 287 рублей 52 копейки, что подтверждается подписанными сторонами актом и счетом-фактурой от 31.12.2007 N 3000001651 на оплату услуг по вывозу отходов.
В нарушение принятых на себя обязательств заказчик не оплатил услуги по указанному контракту.
В 2007 году в отношении МУП "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города Ижевска" возбуждено дело о признании его несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.04.2008 по делу N А71-8344/2007 в отношении заказчика введена процедура внешнего управления.
Во исполнение плана внешнего управления на основании Постановления Администрации города Ижевска от 23.06.2008 N 457/2 в качестве меры по восстановлению платежеспособности МУП "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города Ижевска" произведено замещение активов должника путем создания на базе имущества муниципального предприятия открытого акционерного общества "Спецавтохозяйство" с уставным капиталом 177 378 850 рублей.
01.01.2009 между МУП "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города Ижевска" (цедент) и ОАО "Спецавтохозяйство" (цессионарий) заключен договор уступки прав требования (цессии) N 002, по условиям которого цедент уступил цессионарию право требования дебиторской задолженности, возникшей на основании договоров на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, договоров на оказание услуг по вывозу и откачке жидких отходов.
Список дебиторской задолженности согласован сторонами в приложении N 1 к договору, в передаточном акте от 01.01.2009 N 5. О состоявшейся уступке права требования должник уведомлен письмом от 20.01.2009 N 002.
Постановлением администрации города Ижевска от 25.05.2009 N 432 МУ "Управление благоустройства и транспорта администрации города Ижевска" переименовано в МУ "Управление внешнего благоустройства администрации города Ижевска".
Неисполнение обязанности заказчика по оплате стоимости оказанных услуг явилось основанием для обращения ОАО "Спецавтохозяйство" в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе исследования фактических обстоятельств дела, изучения доводов участвующих в деле лиц, оценки представленных в дело доказательств, анализа норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с учетом руководящих разъяснений арбитражной практики, отраженных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, суды трех инстанций пришли к выводу, что контракт на оказание услуг по вывозу и приему твердых бытовых отходов заключен МУ "Управление благоустройства и транспорта администрации города Ижевска" от имени и в интересах публично-правового образования - муниципального образования "Город "Ижевск".
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства и сведения о выделенных муниципальному заказчику бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) для исполнения обязательств по оплате услуг в рамках названного договора, и ответчиками в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано обратное, суды правомерно признали, что лицом, ответственным за нарушение денежного обязательства является муниципальное образование.
Учитывая изложенное и принимая во внимание отсутствие надлежащих доказательств, позволяющих определить главного распорядителя бюджетных средств применительно к муниципальному заказчику по спорному контракту, руководствуясь статьями 6, 21, 190, 215.1, 219, 226.1, 241.1, 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суды правомерно привлекли к участию в деле в качестве органа, уполномоченного представлять интересы публичного образования, - Управление финансов администрации города Ижевска и удовлетворили требование истца, взыскав сумму долга за счет казны муниципального образования.
Доводы заявителя были предметом изучения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Как отметил суд апелляционной инстанции, ссылаясь на статьи 6, 215.1, 190, 219, 226.1, 241.1, 266 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, финансовый орган обладает рядом ключевых бюджетных полномочий, в том числе отвечает за организацию исполнения бюджета, в установленных законом случаях - праве временно управлять бюджетом, устанавливает порядок исполнения бюджета по расходам и предельные объемы финансирования, управляет средствами на едином счете бюджета, осуществляет финансовый контроль.
При указанных обстоятельствах у судов имелись основания для удовлетворения иска путем взыскания суммы долга с муниципального образования в лице Управления финансов за счет казны муниципального образования.
Неправильного применения норм материального права, влекущего безусловную отмену оспариваемых судебных актов, судами не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил:
в передаче дела N А71-14510/2009-Г30 Арбитражного суда Удмуртской Республики в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 29.01.2010, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.08.2010 отказать.
Председательствующий судья |
И.М. Марамышкина |
Судья |
М.В. Пронина |
Судья |
Н.П. Харчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N ВАС-15230/10
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А71-14510/2009
Истец: ОАО "Спецавтохозяйство"
Ответчик: "Город Ижевск", "Управление внешнего благоустройства Администрации г. Ижевска", МО "Город Ижевск", МУ "Управление внешнего благоустройства Администрации г. Ижевска", Управление благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска, Управление финансов Администрации г. Ижевска, Управление финансов Администрации города Ижевска
Третье лицо: МУП "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города Ижевска", МУП "Спецавтохозяйство", Управление имущественных отношений Администрации г. Ижевска, Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2444/10