Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 апреля 2009 г. N 18-Г09-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.П. Меркулова, судей Т.И. Еременко и О.А. Ксенофонтовой,
при секретаре Н.В. Царевой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Емцева А.И. об оспаривании в части Закона Краснодарского края от 29.04.2008 года N 1457-КЗ "О компенсации расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, некоторым категориям жителей Краснодарского края" по кассационной жалобе Емцева А.И. на решение Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., возражения представителей Администрации Краснодарского края Бурное Е.Н. и Петрика С.Н. на кассационную жалобу, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Власовой Т.А. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Емцев А.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании в части Закона Краснодарского края от 29.04.2008 года N 1457-КЗ "О компенсации расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, некоторым категориям жителей Краснодарского края", ссылаясь на то, что он является инвалидом второй группы вследствие военной травмы.
С 01.12.2002 г. ему производилась выплата ежегодной денежной компенсации на транспортные расходы в размерах, установленных субъектом Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.95 г. N 701 "О назначении и выплате отдельным категориям инвалидов, из числа ветеранов денежных компенсаций, расходов на саноторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание". С 01.01.2005 г. эти выплаты ему не производятся в связи с тем, что оспариваемый им Закон Краснодарского края, а именно ст. 1, п.п. 3, 5 ст. 4 в части слов - пенсии в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, фактически отменили эти меры.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 г. N 321-О-П признана обязанность государства в лице субъектов Российской Федерации обеспечить инвалидам в дальнейшем выплаты денежной компенсации, связанные с эксплуатационными расходами на транспортные средства.
Решением Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2009 года постановлено: отказать в удовлетворении заявления Емцева А.И. об оспаривании в части Закона Краснодарского края от 29.04.2008 г. N 1457-КЗ "О компенсации расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, некоторым категориям жителей Краснодарского края".
Емцев А.И. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено, что Емцев А.И. является инвалидом второй группы вследствие военной травмы, получает пенсию в системе МВД РФ на основании Закона РФ от 12.02.93 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
Денежная компенсация за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним выплачивалась Емцеву А.И. на основании подпункта 22 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.95 г. N 701. Центром пенсионного обслуживания ГУВД по Краснодарскому краю МВД РФ за счет средств Федерального бюджета.
Выплата Емцеву А.И. денежной компенсации расходов, связанных с эксплуатацией транспортного средства были прекращена с 01.01.2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, которым нормы Федерального закона "О ветеранах" и постановление Правительства РФ от 10.07.95 г. N 701 утратили силу.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, судом сделан правильный вывод, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, предоставленных ему федеральным законом при решении данного вопроса, отнесенного к ведению субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Финансирование расходов на осуществление мер социальной поддержки лиц, указанных в ст. 1 оспариваемого заявителем Закона производится за счет средств бюджета Краснодарского края.
Источники финансирования расходов, связанных с выплатой денежной компенсации за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части, лицам, получающим пенсию в системе МВД РФ на основании Закона РФ от 12.02.93 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", федеральным законодательством не определены.
В силу принципа самостоятельности бюджетов (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации) субъекты Российской Федерации обладают правом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
При таких обстоятельствах во исполнение определения Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2007 года N 321-0-П Краснодарский край принял расходное обязательство, связанное с оказанием дополнительных мер социальной поддержки некоторым категориям инвалидов из числа ветеранов, которым Краснодарский край предоставлял за счет средств краевого бюджета указанные выше льготы по состоянию на 31.12.2004 года.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда.
Обязанность субъекта Российской Федерации в предоставлении за счет собственных средств бюджета мер социальной поддержки другим категориям инвалидов из числа ветеранов, которым компенсация по состоянию на 31 декабря 2004 года на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" выплачивалась за счет средств федерального бюджета, федеральным законодательством не установлена.
Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих выводов, которые как указано выше, судебная коллегия считает правильными.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Емцева А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.П. Меркулов |
Судьи |
Т.И. Еременко |
|
О.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 апреля 2009 г. N 18-Г09-6
Текст определения официально опубликован не был