Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 февраля 2009 г. N 33-Г08-22
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.
судей Борисовой Л.В. и Анишиной В.И.
рассмотрела в судебном заседании кассационное представление участвующего в деле прокурора на решение Ленинградского областного суда от 1 ноября 2008 г., которым заместителю прокурора Ленинградской области отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим распоряжения Правительства Ленинградской области от 3 марта 2008 года N 71-р "О закрытии движения грузового автомобильного транспорта в Кингисеппском районе Ленинградской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Заместитель прокурора Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим с момента его принятия распоряжения Правительства Ленинградской области от 03.03.2008 года N 71-р "О закрытии движения грузового автомобильного транспорта в Кингисеппском районе Ленинградской области", сославшись на то, что оно противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу. В нарушение статьи 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в распоряжении не установлен конкретный срок действия ограничения движения. Указанное в преамбуле распоряжения основание ограничения не соответствует части 1 статьи 30 названного Федерального закона. Пункт 1 не согласуется с пунктом 2 оспариваемого акта. Пункт 3 распоряжения, предусматривающий установку дорожных знаков без согласования с ГИБДД ГУВД по СПБ и ЛО, не соответствует частям 3, 4 статьи 30 указанного Федерального закона. Пункт 4, предусматривающий рекомендацию по осуществлению дежурства сотрудников милиции в местах установки шлагбаумов, не соответствует Положению о ГИБДД МВД РФ. Распоряжение в части, касающейся запрета и ограничения движения, не согласовано с ГИБДД ГУВД СПб и ЛО. Не приняты меры по организации объездных путей, по информированию пользователей автомобильных дорог о вводимых ограничениях.
Решением Ленинградского областного суда от 1 ноября 2008 г. в удовлетворении указанного заявления отказано.
В кассационном представлении участвующий в деле прокурор просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявления, сославшись на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.
Из дела видно, что Правительством Ленинградской области принято распоряжение от 03.03.2008 г. N 71-р "О закрытии движения грузового автомобильного транспорта в Кингисеппском районе Ленинградской области", которым предусмотрено:
1. Закрыть с 3 марта 2008 г. до приведения автомобильных дорог в нормативное состояние движение грузового автомобильного транспорта на следующих участках автомобильных дорог общего пользования в Кингисеппском районе Ленинградской области:
Санкт-Петербург - Ручьи, км 113+650 - км 144+000;
Лужицы - 1 Мая, км 0+00 - км 86+330;
Псков-Гдов-Сланцы-Кингисепп-Краколье, км 220+037 - км 263+456;
Копорье - Ручьи, км 15+00 - км 37 +440;
Петродворец - Кейкино, км 69+593 - км 86 + ООО.
2. Разрешить движение на участках автомобильных дорог, указанных в пункте 1 распоряжения, грузовых транспортных средств, осуществляющих перевозку продуктов питания, сроки хранения которых ограничены, лекарственных препаратов и медикаментов, сельскохозяйственных грузов в целях обеспечения посевной кампании 2008 года и сельскохозяйственного производства непрерывного цикла, грузов для обеспечения работы жилищно-коммунальных служб Ленинградской области (газ, котельно-печное топливо и др.), а также специальной автотранспортной техники для производства аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы. Проезд транспортных средств, указанных в настоящем пункте, по автомобильным дорогам, указанным в пункте 1 распоряжения, осуществляется на основании специального пропуска, выдаваемого государственным учреждением Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области".
3. Комитету по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области обеспечить: установку дорожных знаков 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" на участках автомобильных дорог, указанных в пункте 1 распоряжения; установку шлагбаумов на следующих участках автомобильных дорог: Санкт-Петербург - Ручьи, км 144, Лужицы - 1 Мая, км 1; информирование через средства массовой информации организаций, осуществляющих грузовые автотранспортные перевозки, о сроках закрытия движения на участках автомобильных дорог, указанных в пункте 1 распоряжения.
4. Рекомендовать Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области обеспечить: контроль за исполнением настоящего распоряжения участниками дорожного движения, осуществляющими грузовые автотранспортные перевозки; дежурство сотрудников милиции в местах установки шлагбаумов, указанных в пункте 3 распоряжения, в целях обеспечения безопасности работников дорожных организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая заместителю прокурора Ленинградской области в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что не имеется предусмотренных законом оснований для признания недействующим распоряжения Правительства Ленинградской области от 03.03.2008 г. N 71-р "О закрытии движения грузового автомобильного транспорта в Кингисеппском районе Ленинградской области", указав, что при принятии оспариваемого акта не допущено нарушений федерального законодательства, в том числе тех, на которые имеются ссылки в заявлении прокурора.
Вывод суда, изложенный в решении, основан на законе, подтверждается материалами дела и оснований для признания его неправильным не имеется.
Как следует из преамбулы оспариваемого распоряжения, оно принято в целях обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения на территории Ленинградской области.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с последующими изменениями).
Статьей 6 данного Федерального закона названы полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, пунктом 3 статьи 6 закреплено, что субъекты Российской Федерации вне пределов Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
С приведенным нормативным положением согласуется подпункт 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями), согласно которому решение вопросов дорожной деятельности в отношении дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Вопросы ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах регулируются статьей 14 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", предусматривающей, что указанные мероприятия с целью обеспечения безопасности дорожного движения могут осуществляться, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции (пункт 1). Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения (пункт 2).
Статьей 21 того же Федерального закона предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются с целью повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами исполнительной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), согласно пункту 5 статьи 4 которого органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты в указанной сфере.
В числе полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности статьей 12 вышеуказанного Федерального закона установлены: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог (подпункт 1 пункта 1) и в иных случаях. При этом органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов. В случае принятия таких решений владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничений или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.
Согласно статье 15 Закона Ленинградской области от 05.08.1997 г. N 28-ОЗ "Об автомобильных дорогах Ленинградской области" к компетенции правительства Ленинградской области относится принятие нормативных правовых актов по вопросам дорожной деятельности, охраны автомобильных дорог, ограничения и прекращения движения на автомобильных дорогах и иных норм и правил, регламентирующих деятельность на автомобильных дорогах.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Комитете по дорожному хозяйству и транспорту в Ленинградской области (утв. постановлением Правительства Ленинградской области N 226 от 13.10.2004 г.), названный комитет как отраслевой орган исполнительной власти Ленинградской области осуществлял координацию, регулирование и контроль деятельности в сфере дорожного хозяйства и транспорта Ленинградской области.
Согласно пункту 1.1 Положения о Комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области (утв. постановлением Правительства Ленинградской области N 283 от 23.09.2008 г.), названный комитет в настоящее время, являясь отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляет координацию, регулирование и контроль деятельности в сфере дорожного хозяйства.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Ленинградская область является владельцем участков автомобильных дорог общего назначения, о которых возник спор, в связи с чем вправе осуществлять правовое регулирование в области использования вышеназванных автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и принимать в том числе нормативные правовые акты, касающиеся ограничения и прекращения движения на этих автомобильных дорогах.
Также установлено, что оспариваемое распоряжение принято Правительством Ленинградской области в целях обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта. Данное ограничение является временным, принято на срок с 3 марта 2008 года и до приведения дорог в состояние, соответствующее нормативным требованиям. В пункте 3 распоряжения содержится поручение отраслевому органу исполнительной власти - Комитету по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области обеспечить установку дорожных знаков и шлагбаумов на определенных участках и проинформировать через средства массовой информации пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничений и других последствиях. Пункт 4 распоряжения носит рекомендательный характер. Что касается других вопросов, связанных с временным закрытием дорог, то их решение возложено на иные органы исполнительной власти данного субъекта РФ.
Сравнительный анализ оспариваемого нормативного правого акта с федеральными нормами приводит к выводу о том, что распоряжение от 3 марта 2008 г. N 71-р принято органом исполнительной власти Ленинградской области в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации в указанной сфере федеральным законодательством, и последнему не противоречит.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, решение суда является правильным и отмене не подлежит.
Судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ, для отмены решения суда по доводам кассационного представления прокурора.
Доводы представления сводятся по существу к иной оценке фактических обстоятельств и иному истолкованию норм материального права, с чем нельзя согласиться по вышеизложенным мотивам.
В силу изложенного, руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктом 1 статьи 361" имеется в виду "абзацем 2 части 1 статьи 361"
решение Ленинградского областного суда от 1 ноября 2008 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Анишина В.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 февраля 2009 г. N 33-Г08-22
Текст определения официально опубликован не был