Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2010 г. N 9-О10-16
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Журавлёва В.А., судей Семёнова Н.В. и Хинкина В.С.
при секретаре Прохоровой Е.А.
рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы осужденного Подобашина Д.А., адвокатов Ляха С.А., Созонова В.Г. на приговор Нижегородского областного суда от 21 декабря 2009 года, по которому:
Подобашин Д.А. осужден к лишению свободы: по ч. 1 ст. 105 УК РФ - на 12 лет, по ч. 3 ст. 30 и п.п. "а, б" ч. 2 ст.105 УК РФ - на 13 лет.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено 19 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Постановлено о взыскании в счет возмещения материального вреда и в счет компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Семёнова Н.В., объяснения адвоката Ляха С.А. по доводам жалоб, возражения прокурора Химченковой М.М. на доводы жалоб, Судебная коллегия установила:
Подобашин осужден за покушение на убийство М. и за покушение на убийство М. в связи с выполнением последним общественного долга, за убийство Ф.
Преступления совершены 18 октября 2008 года в г. ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационных жалобах осужденный Подобашин, адвокаты Лях С.А. и Созонов В.Г. в защиту осужденного просят изменить приговор, переквалифицировать действия осужденного с ч. 1 ст. 105 УК РФ на ч. 2 ст. 107 УК РФ и с ч. 3 ст. 30, п.п. "а, б" ч. 2 ст.105 УК РФ на ст. 113 УК РФ, а по эпизоду в отношении М. приговор отменить и дело прекратить, назначить Подобашину наказание с применением ст. 73 УК РФ, считают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, указывают, что потерпевшие М. в суде неоднократно меняли свои показания, их показания вызваны стремлением уйти от ответственности за избиение Подобашина и Б. доказательств умысла Подобашина на убийство не имеется, в жалобе дается оценка показаниям осужденного, потерпевших, свидетелей, и делается вывод о том, что Подобашин действовал в состоянии сильного душевного волнения, вызванного насилием со стороны потерпевших, указывается также, что судом не в полной мере учтены выводы судебно-психиатрических экспертиз, по делу не была проведена судебная психологическая экспертиза, что являлось необходимым для установления наличия аффекта у Подобашина.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия находит, что вина осужденного в содеянном доказана исследованными судом доказательствами.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом, вечером 18 октября 2008 года Подобашин Д.А. в одном из залов кафе "Лазана" в г. ... распивал спиртные напитки в компании своих знакомых и родственников. В это время в соседнем зале кафе отмечался юбилей М., куда Подобашин Д.А. неоднократно пытался пройти, однако не был пропущен в зал родственниками М.
Около 21 часа 30 минут между Подобашиным Д.А. с одной стороны, а также М. М., М. и Ф. с другой стороны, произошел конфликт на почве личных неприязненных отношений, возникших в связи с нетактичным поведением Подобашина Д.А., в процессе которого все вышеуказанные лица вышли на улицу рядом с кафе.
В ходе конфликта у Подобашина Д.А. на почве личных неприязненных отношений, возникших в связи с замечаниями, сделанными ему М. и высказанными просьбами покинуть кафе, возник умысел на убийство М. и Ф. С этой целью он из салона припаркованной около кафе автомашины, принадлежащей его отцу, взял складной нож и этим ножом нанес М. удар в область живота, причинив последнему телесные повреждения в виде проникающего колото-резаного ранения живота с ранением кишечника, ран поджелудочной железы, которые в совокупности вызвали причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни. Однако довести свой преступный умысел на убийство М. . до конца Подобашин не смог по независящим от него обстоятельствам, поскольку М. была оказана медицинская помощь, и смерть последнего не наступила.
Затем Подобашин Д.А. подошел к Ф. и с целью убийства нанес последнему удар ножом в область груди, причинив Ф. телесные повреждения в виде колото-резанного ранения грудной клетки с повреждением сердца, от которых наступила смерть Ф. на месте происшествия.
М. с целью пресечения противоправных действий Подобашина Д.А., исполняя тем самым свой общественный долг, подбежал к последнему и попытался вырвать у него нож из рук. В ответ на это Подобашин Д.А. нанес М. ножом несколько ударов в область груди, головы и кистей рук, причинив последнему телесные повреждения в виде непроникающего колото-резаного ранения грудной клетки, резаной раны височной области, резаной раны 1-ого пальца правой кисти, резаной раны 2-го пальца правой кисти, причинивших М. в своей совокупности легкий вред здоровью. Однако довести свой преступный умысел на убийство М. до конца Подобашин Д.А. не смог по независящим от него обстоятельствам, поскольку М. оказал ему активное сопротивление, после чего Подобашин Д.А. был задержан на месте преступления.
Изложенное подтверждается показаниями потерпевших М., М., Ф., свидетелей М., Ж., Д., М., Е., Е., М., Х., Т., З., М., К., К., протоколом осмотра места происшествия, заключениями судебно-медицинской экспертизы о характере, локализации, механизме причинения, степени тяжести телесных повреждений, полученных потерпевшими М., М. и Ф., о причине смерти Ф., другими доказательствами, подробно изложенными в приговоре и получившими надлежащую оценку суда.
Показаниями указанных потерпевших и свидетелей опровергаются доводы жалоб осужденного и его адвокатов о том, что потерпевшие применили к осужденному насилие, и он действовал в состоянии сильного душевного волнения, вызванного действиями потерпевших.
Из показаний свидетелей Ж. и Д. видно, что насилие к Подобашину применили знакомые и родственники потерпевших, после того, как он причинил потерпевшим ножевые ранения.
Согласно заключению повторной стационарной судебно-психиатрической экспертизы, проведенной в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Подобашин хроническим психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики, лишавшим его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, в период, относящийся к инкриминируемым ему деянием, не страдал и не страдает таковыми в настоящее время. У него обнаруживается эмоциональное неустойчивое расстройство личности. Однако выявленные у Подобашина особенности психики не лишали его в период, относящийся к инкриминируемым ему деяниям, способности осознавать характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. При этом в ходе экспертизы было проведено экспериментально-психологическое исследование.
Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что вина Подобашина в инкриминированных ему деяниях, правильно квалифицировал его действия, оснований для изменения квалификации его действий, как об этом ставится вопрос в жалобах, не имеется.
Наказание осужденному назначено в соответствии с законом.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
приговор Нижегородского областного суда от 21 декабря 2009 года в отношении Подобашина Д.А. оставить без изменения, кассационные жалобы осужденного Подобашина Д.А., адвокатов Ляха С.А., Созонова В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Журавлёв В.А. |
Судьи |
Семёнов Н.В. |
|
Хинкин В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2010 г. N 9-О10-16
Текст определения официально опубликован не был