Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2009 г. N 4-Г09-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А., Макарова Г.В.,
при секретаре Холомеевой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балабановой О.В., Ерохина Н.И., Журавлевой А.И. и Чекунова А.И. на решение Московского областного суда от 22 апреля 2009 года, которым отказано в удовлетворении их заявления об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Московской области и решения Избирательной комиссии Московской области от 30 декабря 2007 года N 356 "О назначении новых членов избирательной комиссии муниципального образования "Город Климовск Московской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Чекунова А.И - представителя Балабановой О.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Избирательной комиссии Московской области Земсковой Н.Г., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеева Е.С, полагавшего решение не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховною Суда Российской Федерации установила:
Балабанова О.В., Ерохин Н.И., Журавлева А.И. и Чекунов А.И., обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия избирательной комиссии Московской области и решения Избирательной комиссии Московской области от 30 декабря 2007 года N 356 "О назначении новых членов избирательной комиссии муниципального образования "Город Климовск Московской области".
В обоснование своих требований указали, что решением Избирательной комиссии Московской области N 356 от 30 декабря 2007 года в состав избирательной комиссии муниципального образования "Город Климовск Московской области" были назначены четыре новых члена комиссии вместо выбывших 6 декабря 2007 года. По мнению заявителей, оспариваемое решение Избирательной комиссии Московской области принято с нарушением положений ч. 8 ст. 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ч. 7 ст. 12 Закона Московской области "О муниципальных выборах", предусматривающих не менее чем десятидневный срок приема предложений по составу избирательной комиссии. Между тем, избирательная комиссия Московской области 27 декабря 2007 года приняла решение N 354 о размещении объявления о принятии предложений по составу комиссии до 14 часов 30 декабря 2007 года, сократив указанный срок до трех дней. При этом, специальный выпуск газеты "Местные вести", где было опубликовано извещение о принятии предложений, вышел уменьшенным тиражом. Тем самым было нарушено их право на выдвижение в ее состав собраниями избирателей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Закона Московской области "О муниципальных выборах" имеется в виду "Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области"
Кроме того, заявителями утверждается, что оспариваемое решение избирательной комиссии Московской области принято с нарушением требования п. 11 ст. 29 Федерального закона N 67-ФЗ о назначении нового члена комиссии вместо выбывшего, поскольку выбывший член комиссии Беседин Д.Л., данным решением был вновь назначен членом муниципальной избирательной комиссии г. Климовска; гражданин Едемский А.С. был назначен членом комиссии в отсутствие документов, подтверждающих его статус временно неработающего, что противоречит требованиям Приложения N 5 к Методическим рекомендациям о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением Центральной Избирательной комиссии РФ от 24 мая 2006 года N 176/1131-4; помимо принятия незаконного решения N 356 от 30 декабря 2007 года, при решении вопроса о назначении новых членов избирательной комиссии муниципального образования "Город Климовск Московской области" Избирательной комиссией Московской области было допущено незаконное бездействие. Так, данная комиссия, установив факт невыполнения в течение десяти дней представительным органом города Климовска требований о назначении новых членов муниципальной избирательной комиссии, должна была уже 18 декабря 2007 года принять меры по назначению новых членов данной комиссии, а не бездействовать до 27 декабря 2007 года.
Избирательная комиссия Московской области с заявлением не согласилась.
Решением Московского областного суда от 22 апреля 2009 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Из доказательств по делу следует, что решением Совета депутатов города Климовска Московской области от 16 апреля 2006 года N 1/6 была сформирована избирательная комиссия муниципального образования "Город Климовск Московской области". В состав комиссии было назначено семь членов с правом решающего голоса (л.д. 128).
Решением Совета депутатов муниципального образования "Городской округ Климовск" Московской области от 6 декабря 2007 года N 6/15 четверо из семи членов избирательной комиссии муниципального образования "Город Климовск Московской области" - Беседин Д.Л., Приходько Е.В., Солдатейко Л.И. и Колганов И.В., были освобождены от своих обязанностей в связи с подачей заявлений о сложении полномочий (л.д. 88).
Решением Советом депутатов муниципального образования "Городской округ Климовск" Московской области 6 декабря 2007 года N 7/15 назначены на 2 марта 2008 года дополнительные выборы депутатов Совета депутатов города Климовска по избирательному округу N 4 (л.д. 88, 88 об.).
6 декабря 2007 года Советом депутатов муниципального образования "Городской округ Климовск" Московской области в связи с неправомочным составом избирательной комиссии муниципального образования "Город Климовск Московской области" принято решение (N 8/15) ходатайствовать перед избирательной комиссией Московской области о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию города Климовска Московской области (л.д. 125). Согласно журналу входящей корреспонденции, данное решение Совета депутатов муниципального образования "Городской округ Климовск" Московской области Избирательная комиссия Московской области получила 7 декабря 2009 года (л.д. 142 об., 143 об.). Письмом N 2469 от 14 декабря 2007 года Избирательная комиссия Московской области сообщила Совету депутатов муниципального образования "Городской округ Климовск" Московской области об отсутствии правовых оснований для возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию города Климовск Московской области. Также Совету депутатов было разъяснена его обязанность назначить в состав действующей избирательной комиссии муниципального образования новых членов вместо выбывших, в сроки, установленные законодательством (л.д. 127).
20 декабря 2007 года Совет депутатов "Городского округа Климовск" Московской области повторно обратился в Избирательную комиссию Московской области с просьбой возложить полномочия избирательной комиссии муниципального образования "Город Климовск Московской области" на территориальную избирательную комиссию города Климовска Московской области, мотивируя просьбу истечением установленных законом сроков для назначения новых членов избирательной комиссии муниципального образования взамен выбывших (л.д. 105). Как усматривается из журнала входящей корреспонденции Избирательной комиссии Московской области.
Указанное ходатайство Совета депутатов "Городского округа Климовск" Московской области комиссия получила 26 декабря 2007 года (л.д. 106 об., 107). На следующий день - 27 декабря 2007 года. Избирательная комиссия Московской области приняла решение N 354 "О тексте Информационного сообщения о предложениях в состав избирательной комиссии муниципального образования "Город Климовск Московской области", которое было опубликовано средствах массовой информации 28 декабря 2007 года (л.д. 58-59, 60). В указанном Информационном сообщении предложения по кандидатурам для назначения в состав избирательной комиссии муниципального образования "Город Климовск Московской области" на вакантные места предлагалось представить в избирательную комиссию Московской области не позднее 30 декабря 2007 года до 14-00 (л.д. 59).
30 декабря 2007 года Избирательная комиссия Московской области приняла оспариваемое заявителями решение N 356 "О назначении новых членов избирательной комиссии муниципального образования "Город Климовск Московской области" вместо выбывших. Согласно данному решению на вакантные места в состав избирательной комиссии муниципального образования "Город Климовск Московской области" были назначены Беседин Д.Л., Едемский А.С., Мирзоян З.А. и Ковешникова Л.А. (л.д. 56).
Согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) избирательные комиссии муниципальных образований по выборам в органы местного самоуправления формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, иных общественных объединений, а также предложений избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления (п. 1 и п. 2 ст. 22).
Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в п. 2 ст. 22 настоящего Федерального закона, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (п. 7 ст. 24 Федерального закона N 67-ФЗ).
Законом должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по составу комиссий. При этом для комиссий, действующих на постоянной основе, период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения, должен составлять не менее одного месяца, а для иных комиссий - не менее десяти детей (п. 8 ст. 22 Федерального закона N 67-ФЗ).
Закон Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" предусматривает, что Совет депутатов муниципального образования устанавливает срок приема предложений по составу избирательной комиссии муниципального образования, который не может составлять менее 10 дней (п. 7 ст. 12).
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии незаконного бездействия избирательной комиссии Московской области при решении вопроса о назначении новых членов избирательной комиссии муниципального образования. Комиссия своевременно реагировала на поступающие по этому поводу обращения Совета депутатов "Городской округ Климовск" Московской области и приняла все предусмотренные избирательным законодательством меры по назначению новых членов избирательной комиссии муниципального образования и защите избирательных прав граждан.
Доводы заявителей о незаконности оспариваемого решения избирательной комиссии Московской области N 356 от 30 декабря 2007 года в связи с нарушением, по их мнению, требований закона о десятидневном сроке для подачи предложений по кандидатурам в состав избирательной комиссии муниципального образования "Город Климовск" Московской области, несостоятельны.
В соответствии с пунктом 11 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего, не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании - не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными п. 4 ст. 21, ст. 22-27 настоящего Федерального закона. В случае невыполнения данного требования, нового члена избирательной комиссии городского округа назначает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Из приведенного положения Федерального закона N 67-ФЗ следует, что порядок назначения нового члена комиссии взамен выбывшего досрочно полностью соответствует общим условиям и особенностям формирования избирательных комиссий, закрепленным в ст. 21-27 данного закона, за исключением срока подачи предложений по кандидатурам в состав комиссии.
Согласно п. 11 ст. 29 Федерального закона N 67-ФЗ, в период избирательной кампании процедура подачи предложений по кандидатуре и процедура принятия решения о назначении члена комиссии должны быть проведены в один и тот же временной интервал - 10 дней, что исключает соблюдение требований п. 8 ст. 22 того же Федерального закона о не менее чем месячном сроке для приема предложений по составу избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, и о не менее чем десятидневном сроке - для иных комиссий.
Таким образом, по смыслу положений п. 8 ст. 22 Федерального закона N 67-ФЗ десятидневный срок для подачи предложений о кандидатурах членов комиссий является гарантией соблюдения прав всех организаций и избирателей по представительству в избирательных комиссиях при их формировании.
Между тем, пункт 11 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ регламентирует не порядок полного формирования комиссии, а замещение вакантного места и десятидневный срок назначения члена комиссии взамен выбывшего является гарантией обеспечения деятельности комиссии в правомочном составе.
Утверждение заявителей о нарушении их избирательных прав в связи с публикацией в недостаточном объеме в газете "Местные вести" Информационного сообщения о предложениях в состав избирательной комиссии муниципального образования "Город Климовск Московской области" суд правильно посчитал необоснованным.
Из материалов дела усматривается (л.д. 60, 61), что избирательная комиссия Московской области надлежащим образом и в достаточном объеме обеспечила доведение до сведения политических партий, иных общественных объединений и избирателей текста указанного Информационного сообщения, данное Информационное сообщение было опубликовано не только в Климовской городской газете "Местные вести", но и в региональной газете "Ежедневные новости. Подмосковье" от 28 декабря 2007 года, а также транслировалось в эфире ГТРК "РТВ-Подмосковье" 28 декабря 2007 года в 13 час. 15 мин. и в 15 час. 15 мин.
Исходя из предписаний пункта 1 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ, которое не содержит запрета на членство в избирательной комиссии лицу, которое ранее прекращало свои полномочия, Судебная коллегия находит доводы заявителей о незаконности повторного назначения в состав избирательной комиссии муниципального образования Беседина Д.Л., а также назначения в состав комиссии Едемского А.С., необоснованными.
Судебная коллегия находит также правильными выводы суда первой инстанции о пропуске заявителями без уважительных причин срока обращения в суд с заявлением об оспаривании решения и бездействия Избирательной комиссии Московской области, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 260 ГПК РФ заявление о защите избирательных прав граждан может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителям стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и избирательных прав.
Из доказательств по делу видно, что оспариваемое решение было опубликовано в Вестнике Избирательной комиссии Московской области за декабрь 2007 года - январь 2008 года, вышедшем в январе 2008 года (л.д. 129-132). Однако в Московский областной суд с заявлением об оспаривании решения Избирательной комиссии Московской области N 356 от 30 декабря 2007 года заявители обратились лишь 23 января 2009 года (л.д. 10); заявителям об оспариваемом решении и бездействии избирательной комиссии Московской области стало известно в январе-феврале 2008 года; доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения в суд, заявителями суду не представлено. Во всяком случае, таких данных в материалах дела не имеется.
Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, нормы процессуального и материального права, регулирующих спорное правоотношение, судом поняты и истолкованы верно, вследствие чего судом правильно отказано Балабановой О.В., Ерохину П.П., Журавлевой А.И. и Чекунову А.И. в удовлетворении их заявления о признании незаконным бездействия избирательной комиссии Московской области, об отмене решения от 30 декабря 2007 года N 356 указанной избирательной комиссии, а также о возложении на нее обязанности назначить новых членов избирательной комиссии муниципального образования "Город Климовск Московской области".
С учетом изложенного, руководствуясь, статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия определила:
решение Московского областного суда от 22 апреля 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Балабановой О.В., Ерохина Н.И., Журавлевой А.И. и Чекунова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
Л.А. Калинина |
|
Г.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2009 г. N 4-Г09-19
Текст определения официально опубликован не был