Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2009 г. N 41-Г09-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.П. Меркулова,
судей В.Б. Хаменкова и Т.И. Ерёменко,
при секретаре Н.В. Росляковой
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Законодательного Собрания Ростовской области на решение Ростовского областного суда от 1 июля 2009 года, которым удовлетворено заявление первого заместителя прокурора Ростовской области о признании недействующими пункта 2 части 1 статьи 1, части 2 статьи 2 Закона Ростовской области от 17 января 2005 года N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей Законодательного Собрания Ростовской области Катальникова В.Д. и Сердюковой В.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда должно быть оставлено без изменений, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона Ростовской области от 17 января 2005 года N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования (в том числе руководителям дошкольных образовательных учреждений), здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры; работающим и проживающим на территориях муниципальных районов в Ростовской области (далее - работающим и проживающим в сельской местности).
Компенсация указанным гражданам в силу части 2 статьи 2 этого же Закона рассчитывается по установленным Администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.
Первый заместитель прокурора Ростовской области обратился в Ростовский областной суд с заявлением о признании приведённых правовых положений недействующими, указав на их противоречие требованиям абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", статье 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Решением Ростовского областного суда от 1 июля 2009 года заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Законодательное Собрание Ростовской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене. В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 года "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Удовлетворяя заявление прокурора и признавая недействующими оспоренные им положения, суд исходил из того, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться всем педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, вне зависимости от вида образовательного учреждения и уровня его финансирования. Оспариваемый же областной закон, предусматривающий выплату компенсаций лишь педагогическим работникам областных и муниципальных образовательных учреждений, сужает определённый федеральным законом круг лиц, имеющих право на льготы.
С данным выводом суда согласиться нельзя.
В соответствии с подпунктом 16 статьи 28 Закона РФ "Об образовании" установление социальной поддержки педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования.
Данное полномочие согласно статье 28.1 этого же Закона субъектам Российской Федерации не передано.
Указаний на обязанность последних предоставлять меры социальной поддержки за счёт средств их бюджетов педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений федеральный закон не содержит.
Следовательно, у суда не было оснований считать, что установленные областным законом денежные компенсации должны выплачиваться из бюджета Ростовской области всем без исключения педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, независимо от вида образовательного учреждения.
Предоставление такой меры социальной поддержки педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования согласуется и с Правилами предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377, в соответствии с пунктом 2 которых компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых именно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.
Суд правильно указал на то, что федеральное законодательство сохраняет за педагогическими работниками право на получение льгот в натуральной форме. Однако суд не учёл, что такая форма не является единственной. Так федеральный законодатель, определяя в статье 14 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" условия предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации финансовой поддержки, предусмотрел возможность принятия субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих не позднее 1 января 2010 года предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
Довод суда о том, что денежная компенсация педагогическим работникам расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанная по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг, фактически уменьшают размер мер социальной поддержки, предоставляемых названной категории граждан, ничем не подтверждён и является необоснованным.
Из представленных в заседании Судебной коллегии расчётов денежной компенсации следует, что её размер, определённый с учётом вышеуказанных стандартов, существенно превышает расходы педагогических работников на жилищно-коммунальные услуги.
К тому же суд, признавая недействующей часть 2 статьи 2 оспариваемого областного закона, не принял во внимание положений части 1 этой же статьи и не учёл, что в отличие от иных категорий граждан денежная компенсация для педагогических работников определяется независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах решение суда, которым признано, что оспариваемые прокурором нормы областного закона умаляют права педагогических работников, проживающих в сельской местности, нельзя признать правильным.
На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ростовского областного суда от 1 июля 2009 года отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Ростовской области о признании недействующими пункта 2 части 1 статьи 1, части 2 статьи 2 Закона Ростовской области от 17 января 2005 года N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" отказать.
Председательствующий |
В.П. Меркулов |
Судьи |
В.Б. Хаменков |
|
Т.И. Ерёменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2009 г. N 41-Г09-16
Текст определения официально опубликован не был